Николай Францевич Гастелло

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:56, реферат

Описание работы

«Великая Отечественная война» - это выражение многие люди произносят со слезами на глазах, ведь годы войны оставили память о себе в сердцах многих народов.
«Война» - это слово бросает дрожь по телу, ведь из-за этого события погибли миллионы невинных людей, многие пропали без вести. Те годы были самыми кровавыми, все жили в страхе, ведь никто никогда не знал, откуда фашисты начнут свои военные действия.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
§1. Биография Н.Ф.Гастелло . . . . . . . . . . . . .
4
§2. Подвиг Гастелло . . . . . . . . . . . . . . .
5
§3. Гастелло Н.Ф. – Герой Советского Союза . . . . . . . .
8
§4. «Гастелловцы» . . . . . . . . . . . . . . .
10
§5. Памятники Гастелло . . . . . . . . . . . . . .
11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
Список используемой литературы . . . . . . . . . . .
16

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ_Гастелло.docx

— 383.22 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по истории на тему:

«Николай Францевич  Гастелло»

 

 

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .

3

§1. Биография Н.Ф.Гастелло  .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .

4

§2. Подвиг Гастелло    .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .

5

§3. Гастелло Н.Ф. –  Герой Советского Союза      .     .     .     .     .     .     .     .

8

§4. «Гастелловцы»      .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .

10

§5. Памятники Гастелло   .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .

11

Заключение    .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     . 

12

Приложения    .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .

13

Список используемой литературы      .     .     .     .     .     .     .     .     .     .     .    

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Великая Отечественная  война» - это выражение многие люди произносят со слезами на глазах, ведь годы войны оставили память о себе в сердцах многих народов.

«Война» - это слово бросает  дрожь по телу, ведь из-за этого события  погибли миллионы невинных людей, многие пропали без вести. Те годы были самыми кровавыми, все жили в страхе, ведь никто никогда не знал, откуда фашисты  начнут свои военные действия.

Тема о войне - она очень  грустная, но мы можем гордиться, что  в нашей стране есть Люди, которые отстояли честь нашей страны, народа и всего мира.

История СССР неоднократно была овеяна славой сынов своего отечества. На протяжении многих веков тянущихся к нашему времени из глубин времён, память донесла  до нас имена тех, кто своим  бесстрашием, мужеством и беспредельной  любовью к своей Отчизне доказал  не словом, а делом свою любовь и  верность Родине и её народу.

Победа  в Великой Отечественной войне - подвиг и слава нашего народа. Как  бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 мая - День Победы - остается неизменным.

В своём реферате я хочу рассказать о подвиге Николая Францевича Гастелло, отдавшего жизнь за Родину на поле сражений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Биография  Н.Ф.Гастелло

 

Николай Францевич  Гастелло  (1907—1941) — советский военный лётчик, участник трёх войн, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА, капитан. Погиб во время боевого вылета. Герой Советского Союза, посмертно.

Отец Николая Гастелло Франц  Гастыло перебрался в Москву в  начале прошлого века из Белоруссии. Устроился  на работу на литейном заводе Московско-Казанской  железной дороги. Что бы придать  вид благородству происхождения, сменил незвучную фамилию Гастыло на более выразительное - Гастелло. 26 апреля (6 мая) 1907 году родился мальчик, назвали  его Николай.

Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, была белошвейкой.

В 1914—1918 годах Николай  Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Н. Ф. Гастелло оканчивает школу (ныне — школа № 33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930—1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в пос. Хлебников.

В 1932 году по специальному набору Московский комитет партии направляет Николая  Гастелло в 11-ое Луганское летное училище. Через полтора года он – летчик самолета ТБ-3. В 1939 году становится командиром отряда тяжелых бомбардировщиков.Боевое крещение получил в боях под Халкин-Голом (1939г.), участник советско-финской войны (1939-1940г.). Осенью 1940 года авиационная  часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем – в авиагородок  Боровское под Смоленском.

 

§2. Подвиг Гастелло

 

Официальная версия

26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Вскоре подвиг Гастелло получил  широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Ф. Гастелло:

«Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастело. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».

Альтернативная  версия

В 1990-е годы в СМИ появилась  иная версия событий около деревни  Декшняны (её автором стал майор в отставке Эдуард Харитонов). Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно).

Достоверность рапортов Воробьёва  и Рыбаса поставлена под сомнение. Во-первых, возникло предположение, что  непосредственно сам таран самолётом  Гастелло улетавшие от места боя  лётчики не видели, связав падение  бомбардировщика Гастелло и столб  дыма, поднимавшийся возле дороги. Во-вторых, выдвигалось предположение, что рапорты могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле—августе 1941 года. В-третьих, самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся  на них документы. В-четвёртых, Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло. По предположению сторонников альтернативной версии, экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене.

После появились сообщения, что обломки подлинного самолёта Гастелло находились недалеко от места  гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки  упал, согласно показаниям местных  жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастёрки  которого находилось письмо на имя  Скоробогатой, (как предполагается, жены стрелка экипажа Гастелло — Григория Николаевича Скоробогатого), а также медальон с инициалами А. А. К. (возможно, стрелка-радиста Гастелло — Алексея Александровича Калинина). Но главное — здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло — бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844.

Согласно свидетельским  показаниям местных жителей села Мацки, один человек из предполагаемого  подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего  самолёта и был захвачен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных  потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова. В  конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один  человек из этого экипажа выпрыгнул  с парашютом, кто — неизвестно». В то же время не ясно, откуда появилась эта информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки были уже на оккупированной территории. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения. Однако, строго говоря, не вполне ясно даже, из какого самолёта выпрыгнул парашютист, о котором идёт речь в документе, подписанном Боковым (не говоря уже о том, что свидетели могли ошибиться в своих наблюдениях на предмет того, что прыжок был именно с крыла) — из машины, принятой впоследствии за машину Гастелло (то есть самолёта Маслова) или действительно из самолёта Гастелло. Стоит также отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно пытался направить свой самолёт на расположение врага — иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки (а там как раз находилась немецкая воинская часть).

Подвиг, которого не было…

В 1951 году, в ознаменование героической даты уже практически обожествленного Гастелло, Советом министров БССР останки героев решено было перезахоронить, а обломки разбившегося самолета выставить в музее. Выехали на место подвига (то, что самолет упал «на фашистскую колонну» в 200 метрах от дороги, никого не смутило). Вскрыли могилу. И застыли, словно громом пораженные. В могиле народного героя Гастелло «нахально» лежали Маслов и его экипаж. И героем, судя по всему, выходил он, а не Гастелло.

Но менять что-либо в истории было уже поздно. Останки Маслова из могилы в сквере вынули и еще раз перезахоронили — на общем кладбище. А там, где он раньше лежал, поставили огромный гастелловский бюст. На месте неудавшегося московского тарана поставили еще один монумент, тоже Гастелло. Обломки самолета Маслова увезли в Минск, в Белорусский государственный музей истории войны и стали там экспонировать как самолет Гастелло.

Родственникам Маслова велели помалкивать. А дело Маслова в архиве уничтожили. А все то время, пока о нем пели песни пионеры, сам Николай Гастелло лежал в никому не известной могиле с надписью «неизвестным летчикам». Через три часа после тарана Маслова его подбили над деревней Мацки, что в 20 километрах от места падения масловского самолета. На пылающей машине Гастелло ходил еще и еще раз над дорогой, шерстя немцев из пулеметов. Это на тяжелом дальнем бомбардировщике! Бомб уже не было.

Финал этой истории все-таки довольно оптимистичный. В 1996 году власть наконец-то Маслова признала. Указом президента № 636 «За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» весь экипаж посмертно был награжден званием Героя России. Опять общие формулировки, о таране — ни слова… Получили награды и члены гастелловского экипажа. Здесь решили почему-то обойтись орденом Отечественной войны. Но до сих пор на месте подвига Маслова стоит памятник Гастелло. До сих пор Николай Гастелло, совершивший к досаде историков не тот подвиг, который был нужен, лежит в скромной безымянной могиле.

 

 

 

 

 

 

§3. Гастелло Н.Ф. – Герой Советского Союза

 

25 июля 1941 года командиром 207-го ДБАП капитаном Лобановым и полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза.

Уже на следующий день после  представления капитану Гастелло Николаю  Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н. Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.

«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных  примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР. Альтернативные версии событий близ д. Декшняны и попытки расследования гибели Гастелло и Маслова пресекались либо засекречивались. Члены экипажа Гастелло — Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин, А. А. Бурденюк — остались в тени подвига командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).

Информация о работе Николай Францевич Гастелло