Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:31, доклад
Макиавелли Никколо ди Бернардо родился 3 мая 1469 года в семье юриста, не богатой, но гордой своими традициями. Он получил образование, освоил латынь и, возможно, немного греческий. О его молодости практически ничего не известно. Как житель Флоренции, он пережил все перипетии ее судьбы. Сначала власть купеческого рода Медичи, превратившего Флоренцию в синьорию и распоряжавшегося ею бесконтрольно, затем их изгнание и провозглашение республиканской конституции, отдавшей предпочтение среднему классу.
Макиавелли Никколо ди Бернардо родился
3 мая 1469 года в семье юриста, не богатой,
но гордой своими традициями. Он получил
образование, освоил латынь и, возможно,
немного греческий. О его молодости практически
ничего не известно. Как житель Флоренции,
он пережил все перипетии ее судьбы. Сначала
власть купеческого рода Медичи, превратившего
Флоренцию в синьорию и распоряжавшегося
ею бесконтрольно, затем их изгнание и
провозглашение республиканской конституции,
отдавшей предпочтение среднему классу.
Вождем республики стал доминиканский
монах Савопорола. Однако в 1498 году навлекший
на себя всеобщее недовольство был сожжен
как еретик. Последовал период просвещенной
светской республики. Именно тогда
началась служебная деятельность Макиавелли
в качестве секретаря Совета десяти. Это
был довольно скромный пост не государственного
деятеля, а чиновника, дававшего советы.
Предметом занятий Н. Макиавелли были
внешние сношения и оборона. Он участвовал
в посольствах по дворам папы, французского
короля и германского императора, ряда
итальянских правителей. Он находился
на этом посту до 1512 года. Именно в тот
год пала Республика и была восстановлена
тирания Медичи. Макиавелли как служащего
прежнего режима сажают в тюрьму и подвергают
пыткам веревкой. Находясь в изоляции
Макиавелли написал свой шедевр «Государь».
В 1513 году Макиавелли освобождают и он
удаляется в унаследованное от отца скромное
поместье Альбергаччо в Перкуссине. В
1520 году Макиавелли получил должность
государственного историографа, на которую
был назначен университетом Флоренции.
22 июня 1527 года жизнь Макиавелли оборвалась
во Флоренции. В церкви Санта Кроче на
могильном памятнике Макиавелли находится
надпись: «Никакая эпитафия не выразит
всего величия этого имени».
В конце XV – первой четверти XVI веков для Италии, которая оставалась политически раздробленной страной, сохранялась постоянная угроза нападения со стороны централизованных государств (Испании, Франции). Быстрыми темпами шел и процесс экономического ослабления Италии. Турецкие завоевания отняли у итальянских торговых и промышленных центров рынки на Востоке. Открытие Америки и морского пути в Индию переместило основные пути мировой торговли, оставивших Италию в стороне от них.
На фоне резкого
Необходимость выхода Италии
из политического кризиса
Видение политики у Н.
По мнению Макиавелли, политика есть сфера действия реального, а не желаемого. Он считал, что для того, чтобы управлять людьми, необходимо знать причины их поступков, их желания и интересы. Макиавелли отделил политику от морали, объясняя это тем, что политика есть особенная сфера человеческой деятельности, она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены и испытаны, а не выведены из св. Письма.
Макиавелли выделял следующие наиболее значимые политические блага: национальная независимость, безопасность и благоустроенная конституция.
Важным средством политики Макиавелли считал религию, которую он определял как могучее средство воздействия на умы и нравы людей.
Н. Макиавелли были выделены следующие принципы политики: политическая мудрость: наименьшее зло есть благо; политика должна учитывать интерес человека – его выгоду и ограничивать ее принуждением государства и законом; принудительная сила государства – выражение интереса государства; политические действия должны руководствоваться опытом и реальной целью, а не «недосягаемым наилучшим» и др.
Политический процесс согласно Макиавелли представляет собой суммирование воли человека, судьбы и глобального/локального исторического хода. Поэтому Государь должен приспосабливать свой образ действий ко времени и обстоятельствам, а не упрямо действовать как привык и как до этого времени получалось удачно.
По мнению Н. Макиавелли, все державы, все государства, имевшие или имеющие власть над народом, были или являются или республиками, или монархиями, управляемые единолично. Последние могут быть или наследственными, если род государя управляет долгое время, или новыми. Новым может быть или государство в целом, или его часть, присоединенная к унаследованному государству в результате завоевания. Новые государства делятся на те, в которым подданным привычно повиноваться государям, и те, где народ изначально жил в свободе. Государства приобретаются как своим, так и чужим оружием, или по благосклонности судьбы, или благодаря доблести.
В каждом обществе, считал Макиавелли,
можно обнаружить почитание
Источником развития
Закону и праву Макиавелли
придавал большое значение. Нерушимость
законов он связывал с
Во всех государствах основой власти, по словам Макиавелли, служат хорошие законы и хорошее войско. Хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы.