Автор: b********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 22:02, статья
Данная статья позволит глубже освятить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий , направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; позволит воспитать у человека уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей.
Цель - ответить на вопрос: репрессированные – это политические преступники или «без вины виноватые» [А. Н. Островский] перед сталинским режимом многие замечательные, разносторонне эрудированные люди? (на примере судьбы Яргунина – Каплина Кузьмы Кузьмича, который работал завучем школы №1 г. Шумерля и преподавал русский язык и литературу, Манякова Фёдора Константиновича, Фомина Ефима Игнатьевича). За что на них повесили ярлык «враг народа»?
НЕВИННЫЕ ЖЕРТВЫ СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЙ –
НАШИ ЗЕМЛЯКИ
,
«Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать, чтобы трагедий, подобных той, что была на нашей земле более полувека назад, не повторялось…»
Данная статья позволит глубже освятить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий2, направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; позволит воспитать у человека уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей.
Сегодня как никогда общество волнуют вопросы: как сложилось так, что государство попирало права собственного народа, используя против него всевозможные методы устрашения?
Молодым людям, живущим в XXI веке, нужно знать политику тех лет, чтобы не повторять ошибки прошлого века. Тема статьи сегодня как никогда актуальна, так как она может прозвучать как предостережение в настоящем и будущем от ошибок наших предков (нарушение прав человека).
Цель - ответить на вопрос: репрессированные – это политические преступники или «без вины виноватые» [А. Н. Островский] перед сталинским режимом многие замечательные, разносторонне эрудированные люди? (на примере судьбы Яргунина – Каплина Кузьмы Кузьмича, который работал завучем школы №1 г. Шумерля и преподавал русский язык и литературу, Манякова Фёдора Константиновича, Фомина Ефима Игнатьевича). За что на них повесили ярлык «враг народа»?
Реализация поставленной цели достигалась путём решения следующих задач:
«Рубежи времени, и круглые даты имеют скорее символическое, чем практическое значение. Но они дают нам повод осмыслить прошлое. Оценить настоящее. Сделать выводы. Подумать о будущем»3. А без прошлого нет будущего. Вот почему потомки обязаны восстановить справедливость и узнать правду о тех страшных событиях. Пока еще живы некоторые их свидетели, мы обязаны узнать о том, что было в те роковые годы.
При разборке экспонатов школьного музея , внимание привлекла скромная папка с документами. Пожелтевшие листки, скупые строки старых документов. Что за ними? Какие-то события, чьи-то судьбы…
Открывая папку, никто не подозревал, свидетелями каких трагических событий и судеб стали эти не примечательные на первый взгляд бумаги. В списках - знакомая фамилия – Яргунин - Каплин Кузьма Кузьмич. В начале 30-х годов прошлого века он работал завучем школы №1 г. Шумерля, преподавал русский язык и литературу. Чем же провинился перед сталинским режимом талантливый педагог? За что на него повесили ярлык «враг народа»? Нет на вопрос ответа. А должен быть.
До недавнего времени отдельные страницы российской истории тщательно замалчивались. К ним относятся и репрессии 30-х – 50-х годов.
Поводом для массовых репрессий стало убийство 1 декабря 1934 года в Ленинграде члена Политбюро ЦК ВКП (б), первого секретаря Ленинградского губкома ВКП (б) Сергея Мироновича Кирова.
Своего апогея это беззаконие достигло в 1937 году. Был перекрыт рекорд политического террора: по материалам НКВД было вынесено смертных приговоров – приговорено к расстрелу - 353 тысячи 680 человек. Всего по политическим мотивам в эти годы было арестовано около 5 миллионов человек. Только в высшем руководстве армии были уничтожены: маршалы, командармы, командиры корпусов, комдивы, корпусные комиссары, дивизионные комиссары, командиры полков. Вслед за ними были репрессированы 40 тысяч офицеров Красной Армии. [Р.Медведев, 1990: стр. 26]
Также жернова репрессий перемололи ведущих деятелей науки и искусства, простых рабочих и крестьян.
Службой госбезопасности уточнены данные по общему количеству репрессированных в Чувашской Республике. Начиная с 1917 года, в Чувашии уголовные дела по политическим мотивам были заведены приблизительно на 14 тысяч человек.
В период с 1991 по сегодняшний день в Чувашской Республике реабилитировано 7907 человек и признаны пострадавшими от репрессий 2862 человека, многие посмертно. [ Газета «Вперед» № 48 от 28.04.1998; г. Шумерля: Я.Волков]
Среди безвинно пострадавших много наших земляков - шумерлинцев и жителей Шумерлинского района.
Живы еще некоторые свидетели творившегося произвола и беззакония, свежи еще страшные воспоминания в душах их детей и близких, ведь ужасы прошлого для них не просто история, это часть их биографии, горькая страница, во многом перевернувшая жизнь…
Кузьма Кузьмич Яргунин- Каплин родился 28 октября 1899 года, в Красночетайском районе. Сын крестьянина, он работал педагогом в Красночетайском районе, после учебы на педагогическом факультете 2-го Московского университета - стал директором Аликовской школы крестьянской молодежи, работал завучем в школе №1 города Шумерля.
Активный, общительный, Кузьма Кузьмич умел играть на многих музыкальных инструментах. Знал немецкий и английский, самостоятельно изучил французский и эсперанто. Сотрудничал со многими журналами, за рассказ «Педер Яушев», опубликованный в журнале Максима Горького «Наши достижения», был отмечен премией в 200 рублей.
В будущем Кузьма Кузьмич Яргунин-Каплин мог бы сделать многое для просвещения и образования в родной республике, но арест в неполные 37 лет положил конец всем мечтам молодого педагога. Талант Кузьмы Кузьмича Яргунина-Каплина так и не раскрылся до конца. Он был приговорён к расстрелу за контрреволюционную деятельность в 1937 году.
Трагично сложилась судьба Ефима Игнатьевича Фомина. Сын потомственного крестьянина из деревни Лесные Туваны, он был батраком до 1917 года. После революции и в годы гражданской войны Ефим Игнатьевич Фомин добровольцем уходит на защиту Отечества, в 1919 году на фронте вступает в ряды большевиков. После окончания Гражданской войны, командование части направляет его в Казань учиться на рабфак. После рабфака Ефим Игнатьевич поступает в Казанский лесотехнический институт, а затем - в аспирантуру. Уже через два года он становится доцентом кафедры лесоэкономики. В 1934 г. Ефима Игнатьевича приглашают работать в г. Чебоксары в научно-исследовательский институт. Но уже через полгода по ложному доносу его обвиняют в троцкизме, исключают из партии и увольняют из института. Вместе с супругой Ефим Игнатьевич уезжает в 1936 году в Красночетайский леспромхоз, а потом в Омскую область к родителям жены. Но 6 мая 1937 года его арестовывают без предъявления каких-либо обвинений и этапируют на Северо-Восток, в Магаданскую область на прииск «Партизан». Вернуться Ефиму Игнатьевичу было не суждено - он погиб уже в марте 1938 года.4
Круто менялась в эти годы
жизнь не только образованных
людей, которых можно было
обвинить в искажении
Федор Константинович Маняков работал в Шумерлинском леспромхозе, его забрали в 1937-м году. За что забрали – он так и не узнал. Как потом вспоминал, давали ему подписывать разные документы, а за отказ били. И вместе с ним арестовали еще человек 15 односельчан. Всех осудили по 58-й статье. Незаслуженное наказание Федор Маняков отбывал на Дальнем Востоке. Валил лес, строил железную дорогу. На родину Федор Константинович вернулся в 1947-м году. Но вскоре последовал новый арест. Забрали без лишних объяснений, и лишь потом в Новосибирской области на коллективную жалобу ссыльных им объяснили, что, дескать, идет разбирательство с теми, кто был осужден в 1937-м году. Вернулся Федор Константинович в Шумерлю после реабилитации в 50-х годах.5
Трагедий было не одна сотня
тысяч. Особенно страшно
Дочерью «врага народа» была Евгения Васильевна Горшкова. До сих пор она не может забыть 29 апреля 1934 года - день ареста отца. День, ставший прелюдией того кошмара, который впоследствии она назовет «адской жизнью».
Отец был рядовым колхозником, но это не помешало обвинить его в неверном политическом курсе. Отца арестовали, у семьи конфисковали дом, увели со двора корову. «Я боялась идти по улице,- вспоминает Евгения Васильевна, - оглядывалась, не летит ли в меня камень». Вслед ей кричали: «Тюремщица!». В 1936 году Евгению Васильевну приняли в ряды ВЛКСМ, а уже через 2 месяца на общем собрании исключили, мотивируя тем, что дочери "врага народа" в комсомоле не место. Мать Жени, как жену «врага народа», освободили от обязанностей заведующей Медянской начальной школы и им пришлось уехать из села.
В 1942 году Евгению Васильевну призвали на службу в армию. По окончании в 1943 году Рязанского пехотного училища, она служила на II Белорусском фронте, а затем в военкомате села Николаевка Ульяновской области. В 50-х годах, после смерти родителей, семья Горшковых сменила место жительства – переехала в Шумерлю.6
Исковерканные жизни, сломанные судьбы, потерянные годы, несбывшиеся надежды. Невинные люди пострадали из-за доносов обидчиков, из-за клеветников и карьеристов. У каждого репрессированного были родители, жены, мужья, братья, сестры, у многих дети. Всех их, так или иначе, коснулась машина репрессий, у многих из них оказались поломаны судьбы.
Важно сегодня публично рассказать об этих людях, об их сложной судьбе, чтобы потомки знали их честные имена, незаслуженно оклеветанные в годы сталинских репрессий.
Практическая направленность собранных
материалов, которые отражены в данной
работе, в том, чтобы они использовались
не только в образовательной деятельности
для воспитания подрастающего поколения,
но и как доказательная база при обобщении
поднятой проблемы в прессе, телевидении
и публикациях разного уровня.
Литература
И.Паникаров, «Беда шла за нами по пятам»;
М.Порфирьева, « Лишили всего… А за что?» № 15-16 13.02.2002;
В.Хохлова, «Жизнь прожить – не поле перейти», № 59-60 30.05.1992