Неолитическая цивилизация: общая характеристика

Автор: t**************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 20:14, реферат

Описание работы

Приблизительно 13-10 тысяч лет назад в жизни древнего человечества происходят глубокие изменения, без которых и наша нынешняя цивилизация оказалась бы совершенно невозможной. Бродячий охотник и собиратель, кочующий за стадами диких животных и питающийся главным образом их мясом, в эти переломные тысячелетия превращается в оседлого земледельца и в пастуха-скотовода.

Содержание

Введение 3
1. Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды деятельности – важнейшее достижение Неолитической цивилизации 4
2. Второе общественное разделение труда в Неолитической цивилизации – отделение ремесла от земледелия 7
3. Закрепление оседлости, появление центров раннеземледельческих культур 9
4. Культура Неолитической цивилизации 13
Заключение 16
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Неолитическая цивилизация, 507.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

       Третьим центром раннеземледельческих  культур была Северная Месопотамия с примыкающими к ней областями Западного Ирана. Население этих районов вело оседлый образ жизни, о чем свидетельствуют прочные долговременные глинобитные дома на каменном фундаменте. Отдельные поселения уже имели солидную первобытную фортификацию с башнями и специально оформленными воротами. Их обитатели выращивали, пшеницу, ячмень, горох и чечевицу, а также разводили овец, коз и домашних свиней. Кроме глиняной посуды они пользовались разнообразными каменными сосудами. Здесь же впервые встречается привычный для нас серп изогнутой формы. Вероятно, в эпоху неолита жизнь в этих района было достаточно благополучна. Свободное время люди коротали за игрой в фишки, которые делались из глины.

       Особую культурную зону образовал  в эпоху неолита раннеземледельческий центр на Балканах. Оседлые земледельцы и скотоводы, позаимствовав ряд сортов пшеницы и ячменя, а также мелкий рогатый скот из Малой Азии, простимулировали распространение земледелия в Европе. Отличительная особенность балканской раннеземледельческой культуры отражена богато орнаментированной керамикой и терракотовой скульптурой. В неолите центры ранних земледельцев и скотоводов появились также на территории Молдавии и юго-западной Украины, на Кавказе, в Средней Азии, в горных областях Белуджистана, в долине Ганга, в среднем течении Хуанхэ (т.н. культура яншао). Именно в зоне раннеземледельческих культур формировались первые цивилизации, но они не вырастали здесь автоматически. Не везде развитие раннеземледельческих обществ завершилось быстрым и самостоятельным формированием первых цивилизаций. Это произошло лишь там, где продуктивность земледелия была особенно значительна, а темпы социального развития высоки.

       После перехода от земледелия  к скотоводству население земного  шара выросло в 15 раз [1]. Такой демографический взрыв соответствует первой в истории человечества демографической революции, которой способствовали высокий жизненный уровень и возросшее благосостояние человека неолита. Он жил в прочном благоустроенном доме, в окружении разнообразных бытовых предметов, которых не знали его предки, ютившиеся в пещерах и шалашах. Человек неолита вел принципиально новый образ жизни, на формировании которого сказались и прочная оседлость, и относительная обеспеченность продуктами питания. Необходимость наладить достойную организацию потребления новых видов питания породила целый ряд бытовых изменений. Сформировалась новая строительная традиция. Своеобразный архитектурный эталон неолита, который получил повсеместное признание. Благоустроенные долговременные жилища, конструкция которых различна в разных экологических зонах, с обмазанными известью, иногда лощеными полами, с окрашенными стенами символ благосостояния эпохи неолита. Другим таким же символом стала богато орнаментированная посуда разнообразной формы. Орнамент появился тогда, когда условия жизни позволили неолитическому человеку видеть в окружающих его предметах не только практическое их предназначение, но и образы прекрасного

  1. Культура Неолитической цивилизации
 

       Не только трудолюбие, но и  понимание прекрасного характерно для человека неолита. Сложные узоры, украшающие глиняные сосуды, делали их произведениями искусства. Через мир богато орнаментированной керамики шло эстетическое воспитание и развитие, формировались новые идеи и образы. Человек неолита украшал свое жилище фигурками людей и животных, сделанных из бивня мамонта, разнообразными статуэтками из глины, дерева и других материалов. Очень широко было распространено украшение одежды, оружия, утвари резьбой, вышивкой и т.д. При этом декоративные традиции охотничьих, земледельческих и скотоводческих племен имели свои особенности, отражавшие их быт и род занятий. В неолите начал стремительно формироваться вещный мир, культура. Вследствие неолитической революции материальная культура вышла на первый план, тогда как духовная превратилась как бы во второстепенный феномен, испытывая серьезное влияние материальных факторов в культуре. И в то же время изобразительное искусство эпохи неолита как бы свидетельствует о некотором регрессе. В отличие от реалистического изобразительного искусства палеолита, оно становится условно-схематичным. Человек неолита как бы разучился рисовать или умышленно не стремится к сходству с оригиналом. Причина такого странного изменения стиля еще не до конца изучена. Некоторые ученые считают, что это может быть связано с развитием абстрактного мышления.

       Специфика труда земледельцев  и скотоводов способствовала  накоплению и первичной систематизации  различного рода знаний о живой  и неживой природе. Был создан  солидный задел для формирования своего рода преднауки. Накапливались знания в области селекции искусственного отбора наиболее полезных животных. Появились первые счетные приспособления связки соломы, кучки камней, шнуры с узелками или нанизанными на них раковинами.

       По мере накопления знаний человек неолита все меньше отождествлял себя с природой и все больше осознавал свою зависимость от неведомых ему сверхъестественных добрых и злых сил, которые определяли его жизнь. Эпоха неолита сформировала простой и понятный для всех принцип, актуальность которого сохранилась и в начале XXI века: в мире идет извечная борьба доброго и злого начал. Неолитический человек старался умилостивить силы зла и поклонялся добрым силам, как своим защитникам и покровителям. В центре религиозных верований находились силы природы, особенно солнца и земли, дальнейшее развитие получил материнско-родовой культ хозяек и хранительниц домашнего очага. Религиозные верования неолита усложнились, создавая и поддерживая множество норм и табу, складывалась магическая практика, которая всецело являлась монополией жрецов и колдунов. Жрецы окончательно взяли на себя установление связи между человеком и богами, причем в особо отведенных для этого местах. Развитие земледелия, скотоводства, ремесла новый уровень благосостояния и образ жизни привели к изменению человека, раскрыли его способности, которые он уже осознавал как свое личное умение, мастерство, искусность. Уже не требовалось на каждом шагу прибегать к помощи богов. Тем более, что и боги, благодаря усилиям жрецов, не позволяли себе терпеть каждодневные просьбы от человека. Со времен неолита боги отдалились от человека, но и сам человек отдалился от богов.

       В неолите жреческая корпорация  монополизировала не только сферу  религиозных верований. Культовые  комплексы становились особыми научными центрами, где проводились регулярные научные наблюдения, медицинские манипуляции, а жрецы стали первой интеллектуальной профессией на Земле.

       В конце неолита начался переход  от устного способа хранения  и передачи информации к письменному. Появилось рисунчатое письмо пиктография. Это пока еще не письмо в полном смысле этого слова, хотя и оно позволяло делать довольно сложные записи. У некоторых племен из счетных шнуров развились своеобразные эквиваленты пиктографии, передававшие мысль формой, цветом и расположением узелков, т.н. узелковое письмо. Настоящее знаковое иероглифическое письмо появилось позже, став сигналом возникновения цивилизации. Стремительно двигаясь в направлении прогрессивного развития, человек неолита уже встал одной ногой на первые ступеньки цивилизации: появились протогорода, т.н. поселки городского типа, монументальное строительство, начала письменности. Следующий, решающий шаг человек сделал уже в бронзовом веке, пройдя кризис и потрясения эпохи энеолита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Начало  истории цивилизаций связывают  с неолитической революцией. Ее главным  содержанием стал переход от случайного выращивания злаков и эпизодического приручения диких животных к регулярному, целенаправленному воспроизводству  главных продуктов питания на основе развития земледелия и скотоводства. Это был глубочайший переворот, занявшей не одно тысячелетие, радикально изменивший образ жизни первобытных людей. Сам человек мало изменился за три тысячелетия. Но семья и первобытная община получили более устойчивые источники существования. Расширились как потребности человека, так и возможности удовлетворять их. Увеличилось количество продуктов природы, которые человек использовал в питании; стали применяться разнообразные орудия труда, материалы.

       Прогресс производительных сил,  повышение искусности работника  стали возможными на основе  общественного разделения труда. К первоначальным видам деятельности (охоте, собирательству, рыболовству), основанным преимущественно на половозрастном разделении труда, добавились группы людей, а затем общины, которые занимались в основном выращиванием растений (земледелием) или разведением животных (скотоводством), изготавливали и умело использовали необходимый для этого набор орудий труда (в том числе и для переработки продуктов земледелия и скотоводства — измельчения зерна, приготовления хлеба, выделки шкур и т.п.). Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда — первое крупное общественное разделение труда, существенно повысившее его производительность.

       Поскольку в земледелии и скотоводстве  применялся все более сложный  набор орудий труда, необходимо  было выработанные навыки передавать  из поколения в поколение. Произошло  второе крупное общественное  разделение труда — выделение  ремесла. Результатом второго разделения труда в скотоводческих племенах стало изобретение веретен, ткацких станков, орудий для обработки кож, пошива одежды из тканей и кож.

       Занятие земледелием, которое  предполагало оседлый образ жизни, привело к увеличению средних размеров общины, возникновению территориальной общины и в итоге — довольно больших постоянных поселений, а затем и городов, которые насчитывали десятки, а то и сотни жилых домов, культовые сооружения, мастерские; город обычно окружался рвом. Неолитические города обнаружены в Передней Азии, на Ближнем Востоке. Для производства строительных материалов, сооружения домов, храмов, укреплений требовались искусные работники, архитекторы. Так возникло третье общественное разделение труда — выделение строительства как особого вида деятельности групп людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
     
  1. Буданова  В.П. История мировых цивилизаций: Учебник [Электронный ресурс] / Портал РУДН. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/68427.
  2. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации теория, история, диалог, будущее. Т.V. Цивилизации: прошлое и будущее. – М.: Институт экономических стратегий, 2008. — 576 с.
  3. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. — М.: МНЭПУ, 1998.
  4. Неолитическая цивилизация [Электронный ресурс] // Каталог статей. – Режим доступа: http://www.1001statya.ru/read.php?pid=12290.
  5. Яковец Ю.В. История цивилизации. - М.: Владос, 1997. – 315 c.

Информация о работе Неолитическая цивилизация: общая характеристика