Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:47, реферат
Главная работа Ланге «Об экономической теории социализма» (1938). В этой работе Ланге изложил концепцию множественности моделей социализма, считая возможным сосуществование рыночного социализма, планово-рыночной и командной социалистической экономики. Он рассмотрел три модели регулирования пропорций производства.
Немарксистские модели социализма.
В условиях длительного сосуществования и взаимодействия общественных систем буржуазные авторы, рассматривая проблемы капитализма, широко используют социалистическую терминологию. Вместе с тем они все активнее анализируют и проблемы социализма. Как известно, под влиянием развития современных производительных сил произошли существенные сдвиги в общественной жизни капиталистических стран. Изменилась социальная структура рабочего класса: сократилась доля и даже абсолютная численность фабрично-заводского пролетариата, составляющего ядро рабочего класса. Новые его отряды, занятые в сфере услуг, в количественном отношении уже далеко превосходят промышленных рабочих. В среде последних растет удельный вес квалифицированных рабочих, вплотную приближающихся к инженерно-техническим работникам. В самостоятельную общественную силу выросла интеллигенция, которая становится центром притяжения групп, выступающих с социальным и политическим протестом. Немарксистские партии используют эти перемены для видоизменения своих концепций.
Застойные явления в общественной жизни нашей и других социалистических стран, имевшие место ошибки в социалистическом строительстве, неразработанность современной концепции централизма в управлении его сочетания с рыночными отношениями при социализме, недостаточная изученность сложной структуры отношений собственности, многообразие форм ее экономической реализации – все это дает возможность буржуазным исследователям оспаривать, например, необходимость социалистического обобществления, централизованного планирования, позволяет строить свои варианты социалистической экономики.
Немарксистские модели социализма имеют солидный возраст. Одним из первых с ревизией научного социализма выступил еще в конце XX в. Э. Бернштейн. На фоне растущих противоречий капитализма появляются и совсем молодые правосоциалистические течения. Рассмотрим несколько наиболее известных концепций социализма существующих ныне.
Исходной позицией концепции буржуазного социализма послужил, известный постулат о трех волнах развития человечества: аграрной, индустриальной и постиндустриальной. В настоящее время, утверждает, в частности, А. Тоффлер, «все высокоразвитые в техническом отношении нации захвачены вихрем столкновения между третьей волной и изжившими себя, проржавевшими хозяйственными системами и институтами второй волны». Авторы признают, что определяющим для дальнейшего развития человечества является движение производительных сил, но общественная форма этого движения не принимается во внимание. Поэтому будущее человечества объявляется постиндустриальным обществом.
Далее, исходя из новых черт
социально-экономической жизни
Утверждается, например, что в индустриальном обществе падает значение собственности и капитала. Происходит это якобы потому, что в национальном богатстве всех стран сокращается удельный вес стоимости личного имущества граждан. В соответствии с этим не собственники капитала и не государство определяют характер развития, а специалисты-управляющие, которые и превратились ныне в господствующий класс. По мнению буржуазных ученых, изменилось и положение рабочего класса. Он оказался интегрированным в систему корпораций, т.е. стал их совладельцем через систему акционерного капитала. Рабочий класс изменяет своему историческому предназначению: он уже не может противостоять ни капиталисту, ни господствующему классу специалистов-управляющих. Специалисты-управляющие фактически удовлетворяют основные требования рабочих, гарантируя работу, регулярное повышение заработной платы и пенсионного обеспечения. Делается вывод, что классовый характер общества не влияет на характер общественных отношений. Классовые противоречия, по мнению буржуазных теоретиков, были присуще раннему «примитивному» капитализму. Современному же обществу присуще другие противоречия, обрекая его на техническую отсталость. Коренные различия между двумя система не подчеркиваются.
Какова же концепция социалистического
общества, предлагаемая буржуазными
социалистами? По их мнению, при социализме
должна быть сохранена частная
Таким образом,
буржуазная «социалистическая
Своеобразно понимает социализм Р. Хейлбронер. Он считает, что социализм – это стремление человечества к идеальному равенству. Эффективность же производства обеспечивается именно за счет неравенства. Поэтому, по мнению автора, вечным и неразрешимым будет противоречие между мечтой и действительностью, обрекающее человечество на промежуточное состояние между капитализмом и социализмом. Таким образом, Хейлбронеру видится некий третий вариант развития человечества, который в конечном итоге служит интересам капитализма, так как реальным, действительным объявляется капиталистическое производство, а социализм рассматривается лишь как мечта, стремление к усовершенствованию, т.е. к сглаживанию наиболее острых углов капиталистического способа производства.
Одной из самых распространенных
теорий социализма на Западе является
теория демократического социализма,
провозглашенная в 1951 г. На первом послевоенном
конгрессе социалистического
Социал-демократические партии считают, что рабочий класс интегрируется в государство благоденствия и что эти партии становятся, таким образом, народными партиями. Социалисты предлагают строительство нового общества с помощью демократических средств, путем реформ, используя для этой цели государственный аппарат.
Концепция демократического социализма основывается на модели, будто бы объединяющей все лучшее, что есть в капитализме и социализме. Сто же понимается в этой модели под демократией. Это нечто общее, вечное, внеклассовое якобы не имеющее отношения ни к современному капитализму, ни к социализму. На самом же де под демократией фактически понимаются капиталистические институты, гарантирующие право на частную жизнь, защищенную от произвольного вмешательства государства, право на оппозицию и т.д. Недостатки этих атрибутов демократии при капитализме социал-демократы видят в их несовершенстве, предлагают поправки, которые и должны привести к социализму.
Не разделяется социалистами
и одно из основных положений марксистской-
К началу 80-х годов в
ряде капиталистических стран
Одной из известных организаций
«экологического социализма»
Двойственность природы национальной буржуазии афро-азиатского региона, выступающей, с одной стороны эксплуататором отечественного рабочего класса, а с другой стороны, подвергающейся притеснению со стороны международного империализма, является главной причиной того, что она выбирает в качестве идеологического оружия борьбы за упрочение своего положения реформистские идеи социализма. Трактовки социализма в развивающихся странах многочисленны и содержат немало различий. Одни идеологи отождествляют социализм с ростом государственного сектора экономики, планированием, другие – с научно-техническим прогрессом, третьи – с этическими факторами, четвертые – с возрождением традиционного общинного уклада, пятые – объединяют некоторые из названных признаков. Классовые корни названных концепций социализма заложены в двойственном положении, как национальной афро-азиатской буржуазии, так и мелкой и средней буржуазии Запада. Их социализм в немалой степени является своеобразной защитой от натиска крупных монополий. Марксистско-ленинское учение исходит из того, что, идя к социализму, каждая нация внесет в него что-то свое, связанное с конкретно-историческими условиями ее жизни. В этом смысле у социализма нет и не может быть никакой модели, на которую все равняются. Но такое понимание множественности моделей не распространяется на сущностные черты социализма.
Основные постулаты
Ревизионисты требуют
«гуманизации» философии, ставят в
центр «человека», его «деятельность»,
«практику», предлагают преодолеть всяческое
«отчуждение личности», объявляя это
высшей целью. В их экономических
воззрениях также преобладают требования
«раскрепощения» личности, привлечение
ее к «реальному» овладению
Пожалуй, ни в чем другом не проявляется столь наглядно антинародная сущность ревизионизма, как в его отношении к реальному социализму, который сторонники ревизионизма подвергают постоянным нападкам с позиций «гуманного социализма», «социализма с человеческим лицом». Ревизионисты обрушиваются на коренные принципы социалистического общества – политический строй, экономическую систему, социалистическую культуру. Особым нападкам подвергается экономический фундамент социализма – общенародная социалистическая собственность. «Социализм начинается там, где нет государственной собственности и экономического этатизма» - утверждал И. Джорджевич, подразумевая под экономическим этатизмом государственное руководство экономикой. Такого же мнения придерживались О. Шик и другие чехословацкие ревизионисты, утверждавшие, что общенародная, социалистическая собственность будто бы отстраняет трудящихся от контроля за производством, способствует развитию бюрократизма и т.п.
Государственной собственности
при социализме ревизионистами противопоставляется
групповая собственность на средства
производства (на заводы, фабрики и
т.д.) как якобы более «