Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:58, реферат
Древний Египет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г. До н. э., когда вошло в состав Римской империи. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, рабовладельческим строем и долгим периодом существования.
Систематическое изучение Египта начинается с XIX века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов. В известной «Истории» Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.
В 1822 году Жан-Франсуа Шамполь нашел ключ к расшифровке египетских иероглифов. В распоряжении ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов, папирусы.
Введение;
Основная часть:
Письменность;
Математика и геометрия;
Астрономия и календари;
Медицина.
Заключение;
Список литературы;
Наука Древнего Египта.
План:
Введение;
Основная часть:
Заключение;
Список литературы;
Приложения.
Введение.
Древний Египет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г. До н. э., когда вошло в состав Римской империи. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, рабовладельческим строем и долгим периодом существования.
Систематическое изучение Египта начинается с XIX века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов. В известной «Истории» Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.
В 1822 году Жан-Франсуа Шамполь нашел ключ к расшифровке египетских иероглифов. В распоряжении ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов, папирусы.
Вся жизнь в стране основывалась на вере и религии. Господство религиозной идеологии не смогло полностью подавить стремление человека объективно познать окружающую его природу. В древнеегипетском языке появляется особое словосочетание «знающий вещи» (рех хету) для обозначения образованного, ученого человека, чаще всего писца.
Ниже периодизация Древнего Египта, чтобы лучше понять влияние посторонних факторов на науку.
Раннее царство (ок. 3120 – 2649 до н. э.). Этот период охватывал время правления первых двух династий. Развитие ирригационного хозяйства, совершенствование каменных и медных орудий, появление гончарного круга, расширение меновой торговли. В это время формировались государственный аппарат и обслуживавшая его прослойка чиновников-писцов: выделились административные округа – номы во главе с номархами, систематически предпринимались грабительские походы.
Древнее царство (ок. 2649 – 2150 до н. э.) началось с воцарения первого царя III династии Джосери. В этот период продолжали развиваться сельское хозяйство, ремесло, торговля и строительство. Наряду с общинным появилось частное землевладение. Укрепился бюрократический аппарат, возглавляемый верховным сановником – тчати (визирем). Могущество фараона, который был также верховным жрецом и считался верховным собственником земли и подданных, достигла апогея, древняя номовая знать стала придворной. Появилось постоянное войско, укомплектованное общинниками и отчасти иноземцами (жителями Куша). Идея неограниченной власти обожествлённых фараонов воплотилась в сооружении грандиозных гробниц – пирамид (Джосера, Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина). При их строительстве широко использовался труд рабов и крестьян. К концу периода Древнего царства постепенно усилилась местная номовая знать, которая выступила против тяготившей её центральной власти.
Первый распад относят к 2150 – 2050 гг. до н. э. Египет распался на ряд враждовавших между собой номов и мелких государств. Упадок ирригационной системы и сельского хозяйства. Развитие ремесла и торговли обусловливало рост городов, заинтересованных в единстве страны, что служило предпосылкой для её нового объединения и восстановления ирригационного хозяйства. При Ментухотепе I страна вновь была объединена под гегемонией Фив, которые стали столицей Египта.
Среднее царство (ок. 2050 – 1783 гг. до н. э.) XII династии, при которой производились крупные ирригационные работы в Файюмском оазисе. Появились бронзовые изделия. Расширился обмен с Сирией, Критом, на юге – с Пунтом. При первых фараонах XII династии междоусобные войны ещё продолжались. Лишь при Аменемхете III (2-я пол. 19 в. до н.э.), подавившем номархов, упрочилась централизованная власть (столицей Египта стал г. Иттауи). Однако усиление имущественного неравенства вызвало восстание бедноты, которое ок. 1750 привело к новому распаду страны.
Второй распад Египта (ок. 1715 - 1554 гг. до н. э.) В Египет вторглись с северо-востока племена гиксосов. Яхмос I (Амасис) изгнал гиксосов из Египта.
Новое царство (ок. 1552 – 1070гг. до н. э.). Стала шире применяться бронза, появились первые изделия из железа, совершенствовались техника обработки металла, конструкция ткацкого станка и плуга, получили распространение колёсные повозки, развивалось стеклодельное ремесло. Из покорённых и соседних стран в качестве дани и путём обмена доставлялось сырьё: серебро, свинец, медь, лес из Сирии и Палестины, золото, слоновая кость из Куша, благовония, ценные породы деревьев из Пунта.
Сохранились известия о флоте, снаряжённом царицей Хатшепсут в Пунт.
Небывалых размеров достигло частное рабовладение. Апогей могущества Египта был достигнут при Аменхотепе III (во II половине 15 в. до н.э.). Усиление храмов, получавших от фараонов огромные земельные наделы, рабов, золото и т. д., привело к столкновению жречества с царской властью. Стремясь ослабить жречество и номовую знать, Аменхотеп IV (Эхнатон), опираясь на мелких и средних землевладельцев, провёл религиозную реформу, отменив культ старых богов, и ввёл культ единого бога солнца – Атона. Борьба между фараоном и жречеством ослабила Египет, в 1-й половине 14 в. Он утратил почти все северные владения. После смерти Эхнатона при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе жречество и знать добились восстановления старой религии. При Рамсесе XII власть в Фивах фактически перешла к верховному жрецу бога Амона – Херихору.
Поздний (Ливийско-Сансский и Персидский) период (ок. 1070-332 гг. до н. э.) характеризуется повсеместным распространением железа, широким развитием денежного обращения и ростовщичества, разорением трудящихся масс, дальнейшим распространением кабального рабства и в то же время попытками запрещения порабощения за долги (законы фараона Бокхориса). После очередного распада Египта во 2-й половине 11 – начале 10 вв. предводитель ливийских военных поселенцев Шешонк в середине 10 в. Воцарился в Бубастисе и положил начало XXII династии, фараоны которой стремились объединить Египет в единое государство. Завязываются тесные торговые связи с Грецией и другими странами восточного Средиземноморья, в Дельте основывается греческая колония Навкратис, прорывается канал, соединявший Нил с Красным морем. Однако ослабленный Египет не мог отразить армию персидского царя Камбиса и в 525 до н. э. был покорён и включён в Персидскую империю. Около 404 г до н. э. Египет временно добился независимости, но в 341 г до н. э. был вновь покорен персами, а в 332 г. До н. э. завоёван Александром Македонским.
Греко-Римский период датирован 332 г до н. э. – 395 г н. э. В Египте возникли новые центры ремесла и торговли, расширились торговые связи (вплоть до Аравии и Индии). Тяжёлый налоговый гнёт и система государственных монополий заставляли земледельцев и ремесленников покидать поля и мастерские. Сократилось производство, сузился рынок, наступил кризис. Завоевание Египта римлянами и превращение его в 30 г до н. э. в римскую провинцию. После разделения Римской империи в 395 г н. э. Египет стал провинцией Восточной Римской империи (Византии). В 619 г персидский царь Хосров II захватил Египет. В 639-642 гг. Египет был завоёван арабами.
В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. В последние десятилетия накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми основными приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии. Слово иероглиф происходит от древнегреческого ἱερογλυφικὰ γράμματα (иероглифика граммата) — священновырезанные письмена. Сами египтяне называли свою письменность «письмо слова бога». Иероглифы или прямо “изображали” слово, например изображение быка, означало слово “бык”, или косвенно намекали на содержание слова, например, изображение палицы — оружия соседних племен — означало название их страны “Ливия”. Для передачи многих слов прибегали к способу, напоминающему наши ребусы, т.е. звуки, обозначались иероглифами, изображавшими созвучные названия предметов. При этом в расчет принимались одни согласные. Еще до I династии писцы помечали посуду с припасами чернильными надписями. Почерк отличается беглостью и уверенностью. Изображения (иероглифы) письменного прибора доказывают, что уже тогда чернилами писали при помощи длинных тростинок-кисточек. Счетное дело достигло высокого уровня. К началу I династии египетские счетчики пользовались громадными числами (слова и знаки для обозначения 10 000, 100 000, 1 000 000). Система счисления в своей основе была десятеричной. Иероглифы, обозначающие единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д., писались столько раз каждый, сколько единиц, десятков, сотен, тысяч и т.д. имелось в числе. Например: число 23 писалось двумя дужками, обозначавшими десятки, и тремя палочкам.1
Эта сложная система картинной письменности была наглядной, но в то же время очень неудобной. По мере того, как язык усложнялся и обогащался, писец должен был обозначать особыми знаками отвлеченные понятия, собственные имена и грамматические формы, которые было трудно, а порой и невозможно передать картинными знаками. Естественно, что по мере усложнения языка письменность должна была упрощаться. Отдельные картинные знаки, обозначавшие целые слова, стали постепенно получать значение слогов. С течением времени картинные знаки, обозначавшие целые слова или двухбуквенные корни – слоги, превратились в алфавитные знаки. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства образуется алфавит, служивший для обозначения 24 основных звуков. Однако писцы не могли отрешится от пережитков картинной письменности и перейти к системе письма, содержащей одни лишь алфавитные знаки, они долго еще пользовались одновременно знаками, обозначавшими слоги, отдельные слова и даже целые групп слов, а также картинными определителями данной смысловой группы. Писали египтяне горизонтальными строчками, которые часто читались сверху вниз. Материалом для письма служил камень, дерево, черепки, кожа, холст, папирус, который употреблялся в Древнем Египте чаще всего. Уже в эпоху Древнего Царства в связи с необходимостью составления деловых документов появляется скоропись, которую мы вслед за греками называем староиератическим письмом (иероглифы переводились в условные знаки). Самая усовершенствованная скоропись, так называемая демотика, напоминающая современную стенографию, появилась в VIII в. До н.э. Помимо писчей существовала оберточная или «купеческая» бумага. Было и подобие картона, из которого делали футляры для мумий.
Особых изменений в лексическом и грамматическом строе разговорного и литературного египетского языка в период Среднего царства не произошло. Приблизительно в 2000 г. До н.э. в дельте Нила появляются финикийцы, которые после знакомства с письменностью древних египтян создают первое в мире «алфавитное письмо».
Во времена Раннего и Древнего царств египтяне накопили известную сумму знаний. Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов наклонов, глубины и уровней уступов на пирамидной кладке).
О математических знаниях
египтян можно судить по сохранившимся
математическим папирусам конца
Среднего царства. Система счета
в Египте была десятичная, однако запись
чисел производилась более усло
При делении старались найти число, па которое надо умножить, чтобы получить делимое. Египтяне знали арифметическую и геометрическую прогрессию. Самой замечательной чертой египетской арифметики являются действия с дробями. Расцвет математических знаний можно отнести к периоду Среднего царства, когда Египет переживал экономический подъем, что сказалось на росте всей культуры. В математических папирусах видны начатки алгебры – решение уравнений с двумя неизвестными, для обозначения неизвестного египтяне пользовались термином «хау» или «аха» (буквально “куча”). Поэтому египетскую алгебру иногда называют «хау-исчислением».
В задачах речь идет о количестве хлеба и различных сортов пива, о кормлении животных и хранении зерна, и это указывает на практическое происхождение такой запутанной арифметики и примитивной алгебры. В некоторых задачах проявляется теоретический интерес, например в задаче, в которой требуется разделить сто хлебов между пятью людьми так, чтобы их доли составляли арифметическую прогрессию и чтобы одна седьмая суммы трех больших долей была равна сумме двух меньших. Встречается и геометрическую прогрессию в задаче о семи домах, в каждом из которых есть семь кошек, каждая из которых поедает семь мышей и т. Д., что выявляет знание формулы для суммы членов геометрической прогрессии.
Геометрия.
Древнейшие из доступных нам документов (вавилонские таблички, египетские папирусы) позволяют предположить, что существует непосредственная связь между истоками геометрии и требованиями повседневной жизни: изготовление и украшение предметов быта, строительство жилых зданий, амбаров и погребальных памятников, вычисление площадей полей и т. Д. Геродот возводит истоки египетской геометрии к необходимости после каждого разлива Нила заново справедливо распределять поля между их владельцами, подтверждая тем самым материальность происхождения геометрии. Как и вавилонская, египетская геометрия была практической. Египтяне правильно вычисляли площади некоторых прямолинейных фигур, таких, как прямоугольник, квадрат, треугольник и трапеция. Погребальная камера отца фараона Рамзеса II (ок. 1300 г. До н. э), оставшаяся неоконченной, дает нам представление о том, как египтяне украшали внутренние стены, и подтверждает то, что им были знакомы элементарные свойства подобных фигур и зачатки теории пропорций. Кроме того, египетские писцы умели рассчитывать количество материалов, нужное для строительства памятников и пирамид, вместимость амбаров и т. Д.
Египтяне Среднего царства уже используют число «Пи»= 3,16. Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения.
Золотое сечение – деление отрезка в крайнем и среднем отношении, при котором одна часть во столько же раз больше другой, во столько сама меньше целого.
Главным результатом знаний геометрии являются знаменитые пирамиды Египта.
Папирус Карлсберг I, в котором встречается приведенное описание звездного неба, включал в себя справочник и сборник комментариев к небесным картам, изображенным на потолках храмов. Этот папирус состоит из 13 разделов, содержащих информацию о пространстве, течении времени, движении солнца и закономерностях Вселенной. В «Книге описания движения звезд» говорилось о том, что место бога Ра на ночном горизонте занимает Осирис-Ях. Среди мириад звезд особое место принадлежало Сириусу, отождествляемому с Богиней Исидой и Богиней Сехмет. Считалось, что Богиня Сехмет, имеющая львиную голову, каждый год возвращалась в Египет после долгого путешествия и наполняла воды Нила. Плодородные земли (Та Кемет) в благодарность за милость богини одаривали египетский народ хорошим урожаем. На потолках погребальных пирамид, возведенных в эпоху V – VI династий, бог Осирис изображается плывущим в ладье. Его лик обращен назад к ладьям Сириуса-Исиды и плывущей за ним звезды Сепед. Звезда Сепед в древнем Египте олицетворяла Хора — Бога с соколиной головой. Египтяне верили в то, что звезды зарождаются в озере и возносятся на небеса.
Уже в эпоху Среднего царства египтяне описали пять планет солнечной системы: Юпитер, Сатурн, Марс, Меркурий и Венеру. Сатурн, называемый «Хор — Бык небес», «Восточная звезда, пересекающая небо» или Себа Иабти Джа Пет, представлялся египтянами, как человек с головой быка. В руке он держал скипетр уас, являвшийся символом верховной власти. Марс — «Плывущий спиной вперед», «Страшный Хор», Хор Джесер выглядел, как сокол с распростертыми крыльями. На змеиной шее Хора Джесета располагалось три змеиных головы. Встречались изображения, где голова сокола была увенчана белой короной Верхнего Египта. Меркурий, именуемый Себег, «Сетх в вечерних сумерках — Бог в утренних сумерках», или Сетос Эм Уха Нечер Эм Уайт представлялся в образе сокола с шеей змеи и головой Бога Сетха. Венера, которую называли «Пересекающая звезда», или Себа Джа изображалась в образе возрождающегося из пепла феникса Бену. Изображения планет встречаются на потолках многих гробниц и заупокойных храмов. Весьма интересные планетарные изображения, сопровождаемые иероглифическими текстами сохранились в птолемеевских храмах Хнума в Эсне, Мина в Коптосе и Хатор в Дендере. Особого внимания заслуживают зодиаки на потолке гробницы Сененмута — египетского вельможи. Это погребальное сооружение было возведено на территории Дайр эль-Бахри в XVI веке до н. э. (период XVIII династии) архитектором царицы Хатшепсут, дочери Тутмоса I. Здесь, так же как и в гробнице фараона Сети I (XIII век до н. э.) на звездной карте показаны северная и южная стороны небосвода, звезды, по которым можно определить ночное время, северные околополюсные созвездия, а также нанесена линия небесного меридиана, проходящая на широте Фив.