Наследие Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:40, реферат

Описание работы

В нашей работе мы попытаюсь дать оценку социально-культурному развитию Египта, и влиянию Египта на мировую культуру, это и будет целью нашей исследовательской работы.
Объектом исследования является наследие Египта
Предметом исследования является оценка наследия Древнего Египта.
При написании работы был использованы следующие методы:
1. Метод исторической аналогии;
2. Метод причинно-следственной связи;
3. Описательный метод;

Содержание

Введение 3
Основная часть
1. Религия Древнего Египта 4 – 5
2. Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия 5 – 8
3. Наследие Древнего Египта 8 – 11

Заключение 11
Приложение 12 – 28
Примечание 29
Литература 30

Работа содержит 1 файл

Древний Египет.doc

— 3.63 Мб (Скачать)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Карымская средняя школа

 

VI   научно-практическая  конференция «За страницами учебника»

 

 

Наследие Древнего Египта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:

Примачёк Анастасия Андреевна

обучающаяся  5 «А» класса

МОУ Карымской СОШ

 

Беспалова Анастасия

обучающаяся  5 «А» класса

МОУ Карымской СОШ

 

Руководитель:

Гордеева Алёна Васильевна

учитель истории

МОУ Карымской СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тулун  2011г.

Оглавление

 

 

 

Введение                                                                                                                     3                                                                             

Основная часть

1.       Религия Древнего Египта                                                                                    4 – 5                                                                        

2.       Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия        5 – 8

3.       Наследие Древнего Египта                                                                                  8 – 11

 

Заключение                                                                                                                 11

Приложение                                                                                                              12 – 28

Примечание                                                                                                               29

Литература                                                                                                                30

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                    

                                                    «Все боится времени, а время боится пирамид»

                                                                                                                                                                       Геродот

Актуальность. Самобытная культура Древнего Египта («Страны Большого Хапи»1) с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

  Долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена – иероглифы. Попытки проникнуть в их тайну происходили еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели. «Вырезанные на камне изображения - это магические знаки, - говорил римский поэт Лукиан, живший в I веке  нашей эры».

Хозяйственные навыки египтян в области орошения и ирригации использовались по всему Востоку и не забыты даже сегодня. Египетский парус был усвоен римлянами, а через них многими европейскими народами в средние века и новое время.

Многие сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в Египте, такие как лен, пшеница, финики и т.д. стали достоянием всего человеческого.

Социальную структуру египетское общество, можно сравнить с египетскими пирамидами (Приложение 1), как заметил Геродот (Приложение 2) «Все боится времени, а время боится пирамид»2. Общество было настолько монолитным, что приход завоевателей, практически не отражался на жизни египтян. Они приходили, завоевывали и растворялись в водах священного Нила.

Многие научные открытия, сделанные в Европе, пользовались египтянами в их повседневной жизни, в строительстве, образовании, в науке. Например, знаменитая теорема Пифагора была известна в Египте за 200 лет до  ее открытия в Древнем Египте.

               Наш интерес к работе вызван тем, что египетский народ имел такое большое влияние на весь мир, что ученые находят остатки египетской цивилизации практически везде.

                В нашей  работе мы попытаюсь дать оценку социально-культурному развитию Египта, и влиянию Египта на мировую культуру, это и будет целью нашей исследовательской работы.

Объектом исследования является наследие Египта

Предметом исследования является оценка наследия Древнего Египта.

При написании  работы был использованы следующие методы:

1. Метод исторической аналогии;

2. Метод причинно-следственной связи;

3. Описательный метод;

Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:

1.  Изучить становление и развитие египетской культуры;

2. Проанализировать влияние египетской цивилизации на развитие мира;

3. Исходя из вышесказанного сделать общие выводы.

Хронологические рамки охватывают   период Древнего царства в Египте XXVIII – XXII вв. до н. э. – XX в.

          Практическая значимость работы состоит в том, что данная работа может быть использована, по нашему мнению, обучающимися общеобразовательных школ  для более глубокого изучения темы «История Древнего Египта», также можно использовать эту работу для проведения внеклассных мероприятий по истории.

      Работа состоит из следующих частей: введение, основная часть, заключение, списка использованной литературы.

 

4.       Религия Древнего Египта

 

         Религии Древнего Египта представляют собой одну из самых интересных страниц истории, а верования древних египтян отражают не только их культуру и быт, но также и социально–политическую ситуацию в стране в то далекое время. Археологические раскопки и исследования десятков ученых позволили современному человеку узнать много интересного и доселе неизвестных фактов из жизни и верований древних египтян.

         Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, Луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель высшей божественной силы. В качестве такового он совершал наиболее важные ритуалы, включая торжественный обряд первовспашки: проводя первую борозду, он как бы оплодотворял нильскую долину от имени стоящих за ним богов. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

    Широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма, пользовалась богиня Исида, в греко-римском мире её назвали «та, у которой тысяча имён». Исида – дочь Геба и Нут (Приложение 3), сестра Осириса (Приложение 4) (и его супруга). Основные повествования об Исиде тесно переплетены с мифом об Осирисе. В мифах Исида обычно выступает как верная и преданная супруга. После убийства  Осириса Сетом (Приложение 5) она, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мёртвого Осириса, родила сына Гора.

Как супруга Осириса, Исида воспринимает порой его функции. По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского, она научила людей жать, растирать зёрна; греки отождествляли Исиду с богиней Деметрой. Однако, как правило, функции земледельца выполняет сам Осирис.                      

        Одной  из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек.

      Одним из самых известных символов Древнего Египта был скарабей (Приложение 6). Наблюдая за его поведением, они заметили, что скарабей, это великий труженик. Летает в самое жаркое время дня, это послужило отождествлением его с Солнцем.  Подобно тому как,  по легенде, Солнце возвращается из мира теней и воскресает в свете дня, маленький жук, полагали египтяне, повторяет путь Солнца и также воскресает из собственного навоза, собственного мира теней и разрушения.  В Египте изображения и фигурки скарабея встречались почти везде. Они могли быть сделаны из зеленого базальта, зеленого гранита, известняка, зеленого мрамора. В основании фигурки обычно наносили священные символы и изречения, связанные с таинством возрождения. В некоторых случаях скарабей имел человеческое лицо или голову. Иногда на его спине изображались Ладья бога Ра (Приложение 7), птица Бенну (Феникс – душа Ра) и глаза Гора (Приложение 8).    Маленький навозный жук, стал в Египте символом ученика и его пути к мудрости.

 

                Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет – львица, Тот – павиана, бог водной пучины Себек – крокодила, богиня Уаджет – змеи-кобры. Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов.  Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор).

        

          Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т.е. он имел двойную природу – человеческую и божественную.  Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс (Приложение 9), изображавшийся в виде спокойно лежавшего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освещало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.         

            Важнейшая черта культуры Древнего Египта – протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрения египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения как в Египте. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного культа», который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означало конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение.

       Дорогостоящим и сложным был ритуал захоронения знатных лиц и вельмож, строивших себе внушительные гробницы. Особой пышностью отличался заупокойный культ умершего фараона. Знаменитые пирамиды фараонов IV династии или грандиозные скальные дворцы фараонов XIX – XX династий (Приложение 10), наполненные несметными сокровищами и ценнейшими произведениями искусства, - красноречивые свидетельства мощи деспотической власти и огромного значения заупокойного культа в системе египетской религии. Вместе с тем огромные средства, направляемые на строительство гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных росписей, многочисленных статуй, предметов погребального культа, их идеологического значение в жизни египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли его развитие по вполне определенным путям художественного творчества.

 

 

5.       Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия

 

            Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной. Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

           Определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость в измерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря (Приложение 11). Многовековые наблюдения позволили египетским жрецам связать периодичность ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летнего солнцестояния (ныне - 21-22 июня), с появлением в лучах утренней зари сияющей "звезды Нила", то есть с так называемым гелиакическим восходом Сириуса из созвездия Большого Пса впервые после 70-суточного периода его невидимости. Поэтому год египетского календаря стал годом Солнца, Сириуса и Нила. В Древнем Египте Сириус имел два наименования: Сотис (то есть "Лучезарная" или "Блистательная") и Анибус (то есть "Звезда Пса").  Предутреннее появление Сириуса совпадало с наступлением самого жаркого времени года. Тогда прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха.

             Величественное, потрясающее душу впечатление на древних египтян производило совпадение трёх великих явлений природы: наступления летнего солнцестояния, первого предутреннего появления сияющего Сириуса (Приложение 12) и начала плодоносящего разлива многоводного Нила. И начиная с третьего тысячелетия до нашей эры - это нашло иероглифическое запечатление на стенах древних египетских храмов: "Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих" (Приложение 13). На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние звездочёты научились предсказывать наступление нильских разливов. Именно с этого момента в Египте начинался новый хозяйственный год.

                 Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные – короткими, зимой наоборот). Продолжительность года, то есть по существу период времени между двумя летними солнцестояниями, первоначально была установлена в 360, а затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не были прибавлены ни к одному из 12 календарных месяцев по 30 дней. Они праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, - которые тоже почитались за богов.

             Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и т.д.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одной из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут.

            Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов (Приложение 14). Самые древние египетские водяные часы (клепсидры) обнаружены в Карнаке и датируются эпохой Аменхотепа III (XIV в. до н. э.). Водяные часы применялись главным образом ночью в закрытых помещениях храмов, где нельзя было вести наблюдения звезд. Они имели различную форму (перевернутый усеченный конус, призматическую, цилиндрическую и др.) и измеряли объем вытекшей или втекающей воды. Инструменты первого типа перед началом измерений наполняли водой до предельного уровня, а второго типа, напротив, полностью освобождали от воды. Клепсидры оказали влияние на развитие солнечных, или теневых, часов, применявшихся днем. Самый древний экземпляр солнечных часов, найденный в Египте, датируется эпохой Тутмоса III (XV в. до н. э.). Эти часы состоят из горизонтального основания, на котором с краю и перпендикулярно к нему установлена горизонтальная же пластина, отбрасывающая тень на основание. В первой половине дня устанавливаются часы пластиной на восток, во второй — на запад. Горизонтальное основание разделено рисками на четыре неравные части, что позволяет в течение дня измерять 8 часовых интервалов. Уменьшенные копии водяных и солнечных часов использовались в египетских храмах для вотивных (т. е. приносимых по обету) жертвоприношений. Так, на одном изображении в храме в Луксоре царь Аменхотеп III преподносит богине истины Маат предмет, напоминающий модель водяных часов.

              Практические задачи измерения земельных участков после разлива Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики.  Египтяне пользовались непозиционной десятичной системой, в которой числа от 1 до 9 обозначались соответствующим числом вертикальных черточек, а для последовательных степеней числа 10 вводились индивидуальные символы. Последовательно комбинируя эти символы, можно было записать любое число. С появлением папируса возникло, так называемое, иератическое письмо-скоропись, способствовавшее, в свою очередь, появлению новой числовой системы. Для каждого из чисел от 1 до 9 и для каждого из первых девяти кратных чисел 10, 100 и т.д. использовался специальный опознавательный символ. Дроби записывались в виде суммы дробей с числителем, равным единице. С такими дробями египтяне производили все четыре арифметические операции, но процедура таких вычислений оставалась очень громоздкой. Геометрия у египтян сводилась к вычислениям площадей прямоугольников, треугольников, трапеций, круга, а также формулам вычисления объемов некоторых тел. Надо сказать, что математика, которую египтяне использовали при строительстве пирамид, была простой и примитивной. Задачи и решения, приведенные в папирусах, сформулированы чисто рецептурно, без каких бы то ни было объяснений. Египтяне имели дело только с простейшими типами квадратных уравнений и арифметической и геометрической прогрессиями, а потому и те общие правила, которые они смогли вывести, были также самого простейшего вида.

          По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи.

Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха — главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.

         Обнаруженный в Фивах в 1872 г. папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. 

            Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни”. Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов (Приложение 15). Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций.

            При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.

           В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.

           Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.

            Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей.

           

6.       Наследие Древнего Египта

                   Цивилизация Древнего Египта не только была уникальна сама по себе, но и оказала колоссальное влияние на всю дальнейшую историю человечества. Отголоски этой древней культуры встречаются в самых неожиданных местах и эпохах. Сюжеты, заимствованные из древнеегипетского искусства, вдохновляли живописцев и даже, как ни странно, иконописцев. В этом убедились российские специалисты, реставрировавшие настенную живопись в церкви Богоматери в Старом Каире, воздвигнутой около тысячи лет назад и называемой «эль-Муаллака», или «Висячая церковь».

        Совершенно удивительным представляется образ христианского святого Христофора Кинокефала (Псеглавца) (Приложение 16) — он как две капли воды похож на египетского бога подземного мира Анубиса (Приложение 17), который в своем царстве следил за взвешиванием сердец умерших. По легенде, Христофор происходил из племени кинокефалов (псеглавцев, от греческих слов «собака» и «голова») — об этих удивительных существах (равно как и о многих других чудесных созданиях) охотно повествовали средневековые бестиарии, их якобы видел знаменитый купец-путешественник Марко Поло. Как в католической, так и в православной традиции остался странный образ мученика, пострадавшего за веру в Ликии около 250 г. Его почитали в Испании, Франции (в соборе Сен-Дени хранятся его мощи) и даже на Руси как защитника от эпидемий. Иконы, изображающие псеглавого святого, имеются в Софии, Санкт-Петербурге и в Афинах, в его честь освящались и московские храмы. Особый интерес вызывает лик мученика Христофора на иконе второй половины XVII в., которая служила одной из дверей иконостаса, ведшей в дьяконник церкви Святого благоверного князя Александра Невского в деревне Ивачево Кирилловского района. Но диковинный облик святого, видимо, очень смущал церковных иерархов, и Большой московский собор 1667 г. запретил писать его образ, дабы не прельщать души прихожан. С тех пор на большинстве изображений мученик принял человеческий облик. Однако в глубинке, подальше от сурового взгляда верховного духовенства, иконописцы продолжали писать странный образ человека-пса.

            Другое, более «приятное влияние египетского образа мыслей на христианство было связано с прекрасной Исидой, «Царицей Рая». Она была самым популярным божеством не только в Египте, но и в Римской империи, и было очень легко перенести восторг от красоты и нежного очарования Исиды на Деву Марию (Приложение 18,19). Дева Мария в христианстве придала религии мягкое женское звучание» Культ Исиды повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором. Это было легко потому, что Исида была часто изображена с младенцем Гором на коленях, держащим палец у губ3.   Статуэтки Исиды сохранялись как реликвии в некоторых средневековых церквах (в Сен-Жермене, Кёльне)

           Распространенное изображение Христа, торжествующего над демоническими существами и опасными животными, происходит, как известно, от образа бога Хора, попирающего крокодилов, змей и других существ, олицетворяющих собой хаос. 

       Старинный образ святого Георгия, поражающего дракона. Известный историк века О. Егер сдержано комментирует: «Любопытно, что христианский святой изображен в виде египетского бога Гора с головой сокола» (Приложение 20).

     Египетское происхождение имеют и многие атрибуты святых – посохи, скипетры, нимб и даже сама идея крылатых человекоподобных существ – ангелов.

                Главный символ христианства – крест часто изображается на ранних коптских памятниках в виде древнеегипетского знака вечной жизни анх (Приложение 21); подобная интерпретация этого предмета культа все чаще встречается на средневековых надгробных плитах, на Балканах.  Многие египетские обряды были привнесены в христианство непосредственно египетскими священниками, которые обладали большим авторитетом на первых церковных соборах в Риме4.   Многие древние обычаи, уходящие своими корнями в глубину веков, в Египте сохраняются и сейчас.

     В сельской местности, как  и тысячелетия, назад, для поднятия воды используются шадуф, мало изменились и другие стороны жизни деревни. Сохранились древние границы областей, а многие города носят лишь частично измененные названия. В Луксоре, во время праздника местного мусульманского святого, египтяне выносят священную ладью великого Амона-Ра и так же, как их предки, обходят с ней город.

              По-прежнему некоторые египтяне верят во зло, которое приносит «дурной глаз», и используют заклинания, чтобы защититься от опасных духов.       

                  Сегодня известно довольно много археологических находок, свидетельствующих о тесных связях Древнего Египта с другими странами Европы и Азии – Русью, Балканами, Европой.  «Археологи находят в сарматских курганах Южного Урала египетских скарабеев, с начертанными знаками благопожеланий и еще фаллические амулеты и фигурки Беса. Амулеты египетских богов Тауэрт, Шу, Имхотепа и Беса привозили на Кубань в нынешнюю Ростовскую область. Для местного населения эти изделия не были редкостью, их носили целыми ожерельями. С ними же и хоронили. Такой набор амулетов сопровождал умершего некогда ребенка сарматского племени, жившего на берегу Дона (то есть – донского казака). Ожерелье состояло из нескольких фигур скарабеев, плакеток с лягушками и лежащими львами, был там и амулет в виде души  Ба. Встречаются и более редкие египетские изделия. Там же на Дону, у села Недвиговка, археологи нашли бронзовую модель короны Атеф, которою носили египетские фараоны»5.

                 Многочисленные древнеегипетские предметы были найдены при археологических раскопках на Украине. «В различные Поднепровья попадали многие египетские изделия, например, бронзовая статуэтка Осириса в короне Атеф оказалась в с. Хмельник Киевской области, бронзовая статуэтка кошки – в Киеве, амулет в форме священного глаза уджат – с Черкасской области, несколько ушебти – в Черниковской области, фигурка Беса – в скифском кургане у села Триполье. Изделия из египетского фаянса пользовались популярностью и у соседей поднепровских и южнобугских скифов – праславянских зарубинецких племен».  Древне-египетские предметы археологи находят и в Сибири. Так, например, Г. А. Белова и Т. А. Шеркова сообщают, что «статуэтки Осириса и Беса нашли своих владельцев в Томской области и на Алтае»6.

                 На протяжении всей истории Египта фараон являлся не только человеком, но и живым богом.  Теорию божественного происхождения царя и царской власти стал использовать Александр Македонский. «В Луксоре в общий комплекс храма бога Амона был включен храм Александра, провозглашенного египетскими жрецами сыном Амона, то есть фараоном»7  «Его прерогативы как гегемона общеэллинского союза и царя Македонии отошли на задний план перед неограниченной властью обожествленного властелина огромной империи» (Приложение 22)8. После завоевания Египта Римом император Октавиан провозглашает себя Августом – титул, «который раньше употреблялся лишь при обращении к божеству»9 .

       Благодаря выгодному географическому положению и выходу к Средиземному морю у египтян с древнейших времен существовали контакты с Европой, которые постоянно расширялись, а влияние Египта на западную культуру обогатило всю мировую цивилизацию.

      Примерно в то же время  как и Египет в бассейне Эгейского моря возникла Минойская цивилизация, центром которой стал остров Крит. Средиземное море не служило препятствием для отношений между египтянами и жителями побережья Эгейского моря, встречи их происходили чаще в финикийских портовых городах, особенно в Библе. Оттуда египетские торговые суда отправлялись на Крит, заходя по пути на Крит, Родос, Карпатос и Кос10.

              Жители Крита переняли у египтян технику изготовления каменных сосудов цилиндрической формы.

Очень не многие слышали о египетском лабиринте, построенном во времена правления Аменемкета 3 из 12 династии  во времена Среднего царства. «Геродот восхищался комплексом этого дворца, рассматривая его как нечто превосходящее даже пирамиды. Он говорил о его 35 тыс. комнат, половина сооружения находится под землей, половина под ней. Он описывал множество извилистых коридоров. Египтяне называли это сооружение «храм у входа в озеро». Греки преобразовали это египетское наименование в  «лабиринт»11.    Но все слышали о мифическом лабиринте, который был расположен на Кноссе – столице острова Крит. В этих мифах говориться, что  в лабиринте жил Минотавр – человек с головой быка, убитым афинским героем Тесеем.

                 И именно рассказы о египетском лабиринте сильно повлияли на архитектуру островитян, и побудили критян к созданию подобного сооружения.

        Древнегреческие писатели, посещавшие   Египет, признавали влияние Египта на греческую цивилизацию.

Во времена правления Птолемея 1 и его сына Птолемейна 2 египетская Александрия превращается в центр образования. «В Александрии Евклид разработал свою геометрию, Эратосфен измерил длину окружности Земли, даже не покидая Египта, Герофил и Эрасистрат добились огромных успехов в изучении анатомии. Ктесибий усовершенствовал часы древних времен, работавших при помощи капающей воды.

             Александрийское образование было преимущественно греческим, но египетские традиции внесли свой вклад. Египет был слабее в теории, чем Греция, зато сильнее в практике.

               Столетия опыта в бальзамировании дали богатые плоды в химии и медицине»12. Авторы архаических греческих статуй чаще всего повторяли позы и пропорции египетских скульптур. В Египте лежат истоки и некоторых идей древнегреческой религии. «Для египтян Тот, был с головой ибиса, был воплощением мудрости, и позднее греки стали отождествлять с ним своего Гермеса, считавшегося в эллинистическую эпоху покровителем магии»13.

               Специалисты доказывали, что от египетской иероглифики произошли знаки нашего алфавита. Через римское право в наш обиход вошли некоторые законы, впервые примененные в стране пирамид. Но, пожалуй, наиболее значимым достижением египтян, дошедшим до наших дней, стал календарь. «Цезарь в Египте видел, как пользуются календарем, основанным на солнечном цикле, который был явно более подходящим и действенным, чем календари, основанные на лунном цикле, использовавшиеся в Риме и Греции.

                 Цезарь попросил помощи у александрийского астронома Сосигена, что бы тот подготовил такой же календарь для Рима.  В году было установлено 12 месяцев, около 30 дней в одних и 31 в других. Это было не совсем так систематично, как все месяцы по 31 дню в египетском календаре, где дополнительно прибавлялось 5 дней в конце, но было сделано  улучшение, которое сами египтяне не приняли. Этот юлианский календарь (названный так в честь великого Юлия) был в незначительной степени изменен в 16 веков спустя, но, в сущности, используется до сих пор»14.                     В архитектуре и прикладном искусстве древнеегипетские мотивы легли в основу одной из вариаций популярного неоклассицизма, названной Возрождение Египта  (Приложение 23, 24, 25). Этот стиль получил особенное распространение в Англии и   Франции в результате египетского похода Наполеона и публикации многотомного Описания Египта.

             Египетские мотивы стали неотъемлемой характеристикой английской и французской мебели стиля ампир, а также часов, подсвечников  и канделябров, фарфоровых сервизов и деталей интерьера (Приложение 13, 14). Смешение египетского и классического стилей широко встречаются в архитектуре 19 века, в самых различных зданиях, начиная от фабрик и завершая масонскими ложами и часовнями на кладбищах. В 1850-х гг. сооружение Египетского двора в Лондоне показало, что египетское искусство своей декоративностью полностью соответствует вкусам викторианской Англии.

      В 20 в. художественная интерпретация Древнего Египта стала менее пышной и изысканной, более современной. Величественный геометрический и, одновременно, гармонично организующий пространство египетский стиль более соответствовал вкусам общественности, чем классицизм.  Открытие гробницы Тутанхамона в 1922 г. стало одной из отправных точек для возникновения нового движения в искусстве, или ар деко.

             Волнует всех, прежде всего, загадочна форма пирамиды, которая часто используется  при проектировании многих общественных и коммерческих зданий.

     

Заключение

Поскольку развитие человечества, как и развитие Земли, имеет циклическое течение, а гибель одной даже самой мощной и развитой цивилизации, по-видимому, не становится гибелью всего человечества, и только сопровождается отбрасыванием его к состоянию дикости, то важнейшей обязанностью погибающей цивилизации становится передача всей накопленной научной информации через множество тысячелетий вновь нарождающейся цивилизации. И как раз к тому периоду ее развития, когда эти знания могут быть поняты и использованы людьми

Поэтому пирамиды будут жить до тех пор, пока современное человечество не извлечет из них все те знания, которые будут полезны для данной цивилизации, подходящей к порогу самоуничтожения. Ибо то, что не нужно человечеству, погружается в смерть. Пирамиды еще живы благодаря тем знаниям, которые они таят в себе на благо человечеству, и этим самым привлекают к себе разных людей, особенно тех, которые принимали участие в их строительстве в своих прошлых воплощениях. Каждый из этих людей, начиная с эпохи формирования египтологии, вносит свой посильный вклад в расшифровку тайн пирамид в Гизе, независимо от того является ли человек профессионалом своего дела или дилетантом, самоучкой.

Приложение 1

 

 

Пирамиды

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геродот

 

 

Приложение 3

 

 

Богиня Нут

 

 

Приложение 4

 

 

Осирис

 

 

Приложение 5

 

 

Бог Сет

 

 

 

Приложение 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Ладья бога Ра

 

 

Приложение 8

 

Бог  Гор

 

 

 

 

Приложение 9

 

Сфинкс в Гизе

 

 

 

 

 

Приложение 10

 

Фасад храма Рамзеса II

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 11

 

Календарь древних египтян

 

 

Приложение 12

 

Рис. 1. Наблюдение предутреннего восхода Сириуса в Древнем Египте

Приложение 13

 

 

Рис. 2. Иероглифическая надпись, означающая: «Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих».

 

Приложение 14

 

 

Египетские солнечные часы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 15

 

Египетская мумия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 16

 

Христианский святой Христофор Кинокефал (Псеглавца)

 

Приложение 17

Бог Анубис

 

Приложение 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исида с младенцем Гором на руках.

Бронза 4 – 2 вв. до н. э.  Кембридж, музей Фицуильяма.

 

 

 

 

 

 

Приложение 19

 

   Ярославская икона Божией Матери. 16 век.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

 

        Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» («Утешение»)

Дерево, паволока, левкас, масло, металлический оклад 19 век

 

 

 

 

Приложение 20

 

 

Египетский бог Гор с головой сокола

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Икона св. Георгия Победоносца 15 – 16 вв.

 

Приложение 21

 

                   Фрагмент фрески из коптского собора. Раннее христианство в Египте включало в себя множество элементов культуры эпохи владычества фараонов; древнеегипетский язык лег в основу коптского языка, используемого сегодня во время храмовой литургии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Коптское изображение христианского креста той же самой ключеобразной формы, какую мы видим в руках фигур, нарисованных на стенах египетских храмов.

 

 

 

 

Приложение 22

 

                              

                                    

    На монетах представлено изображение царя-

   героя; здесь                               

            молодой завоеватель изображен с бычьими 

рогами египетского бога Амона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      На стенах храма Александр изображен в виде фараона перед богом Миной, которому царь воздает свои почести

 

Приложение 23

 

 

 

 

               Египетский дом в Пензасе, Великобритания.

         Построенный в 30-х гг. 20 в.

 

 

 

Приложение 24

 

 

       

Колоссальный рельеф, украшающий

стену современного центра в Кенсингтоне (Лондон) 90-е гг. 20 в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

                        Солонка, декорированная египетским орнаментом и масками фараонов в стиле «Возрождение Египта». Серебро. 40-е гг. 19 в.

 

 

 

Приложение 25

 

         

                 Подсвечник в виде фигуры египтянина.  Бронза 19 в.

 

 

 

 

 

 

 

Примечание

1.       Петровский Н. С. Белов А. М. Страна Большого Хапи. Л., 1955. с. 3

 

2.       Геродот. История. В 9-ти кн./ Пер. Г. А. Стратановского. – М.: ООО «Издательство АСТ», «Ладомир», 2001. – 752с. – (Класическая мысль) 209 с.

3.       Валянский С. И. Калюжный Д. В. Путь на Восток, или без вести пропавшие во времени. – М.: ЛЕАН, 1998. – с. 124 – 125.

4.       Г. А. Белова Т. А. Шеркова. Русские в стране пирами. Путешественники, ученые, коллекционеры. М.: Алтейя. 1989.- с. 212.

5.       Г. А. Белова Т. А. Шеркова. Русские в стране пирами. Путешественники, ученые, коллекционеры. М.: Алтейя. 1989.- с. 213.

6.       Пьер Бриан.  Александр Великий из Греции на Восток. – ООО «Издательство Астрель». 2003. с. 59  с. 176.

7.       Всемирная история: в 24 т. Т. 4 Эллинистический период. – Мн.: Литература, 1997. – 608с.  346с.

8.       Всемирная история: 24 т. Т. 6. Римский период/ А. Н. Бадак, И. Е.              Войнич, Н. М. Волчек и др. – Мн.: Литература, 1997 – 512 с.  12 с.

9.       Габалла Али Габбала. Перекресток цивилизаций»// Курьер Юнеско - № 10, октябрь 1988. с. 24.

10.   Азимов Айзек Египтяне. От древней цивилизации до наших дней/ Пер. с англ.: Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2006.- 284с. 71 – 73 с.

11.   Азимов Айзек Египтяне. От древней цивилизации до наших дней/ Пер. с англ.: Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2006.- 284с. 177 – 178 с.

12.   Азимов Айзек Египтяне. От древней цивилизации до наших дней/ Пер. с англ.: Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2006.- 284с. 177 – 178 с.

13.   Азимов Айзек Египтяне. От древней цивилизации до наших дней/ Пер. с англ.: Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО  Центрополиграф, 2006.- 284с. 203 - 204 с.

14.   Азимов Айзек Египтяне. От древней цивилизации до наших дней/ Пер. с англ.: Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО  Центрополиграф, 2006.- 284с. 210 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.       Авдиев В. И. История Древнего Востока. М., 1953. с. 407

2.       Азимов Айзек Египтяне. От древней цивилизации до наших дней/ Пер. с англ.: Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2006.- 284с.

3.       А. Морэ. Во времена фараонов  [Текст].- 2- е изд. – М.: Алетейна, 2001. – 240 с.

4.       Белова Г. А.  ШерковаТ. А.  Русские в стране пирами. Путешественники, ученые, коллекционеры. М.: Алтейя. 1989.- с. 408.

5.       Валянский С. И. Калюжный Д. В. Путь на Восток, или без вести пропавшие во времени. – М.: ЛЕАН, 1998. – с. 304.

6.       Габалла Али Габбала. Перекресток цивилизаций»// Курьер Юнеско - № 10, октябрь 1988. с. 21-30.

7.       Геродот. История. В 9-ти кн./ Пер. Г. А. Стратановского. – М.: ООО «Издательство АСТ», «Ладомир», 2001. – 752с. – (Класическая мысль).

8.       Косидовский З. Когда солнце было богом. М.: Наука, 1991. – с. 114

9.       Кристиан Дерош-Ноблькур «Невероятное наследие Египта»// Курьер Юнеско - № 10, октябрь 1988. с. 52 – 65.

10.     Кристиан Дерош-Ноблькур «Жизнь на земле фараонов»// Курьер Юнеско - № 10, октябрь 1988. с. 33 – 48.

11.   Петровский Н. С. Белов А. М. Страна Большого Хапи. Л., 1955.

12.   Пьер Бриан.  Александр Великий из Греции на Восток. – ООО «Издательство Астрель». 2003.  с. 176.

13.   Пьер Монтэ, Египет Рамсесов. Быт, религия, культура/Пер. с анг. Д. Л. Шамшина. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.  с. 366.

14.     Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. – М.: ГПИБ России, 2000. – 128 с.

15.   Всемирная история: в 24 т. Т. 2. Бронзовый век/ А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Н. М. Волчёк и др. – Мн.: Литература, 1996. – 512 с.

16.   Всемирная история: в 24 т. Т. 4 Эллинистический период. – Мн.: Литература, 1997. – 608с. 

17.   Всемирная история: 24 т. Т. 6. Римский период/ А. Н. Бадак, И. Е.              Войнич, Н. М. Волчек и др. – Мн.: Литература, 1997 – 512 с. 

18.     Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 том/ Гл. ред: С. А. Токарев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1991. – Т.1. А – К. – 671 с.

19.     Энциклопедия для детей. Т.6, ч. 1. Религии мира. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Аванта +, 1996. – 720 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Информация о работе Наследие Древнего Египта