Народные традиции, быт, фольклор Липецкого края

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

Цель работы – познакомиться с особенностью быта наших предков, окунуться в атмосферу того времени, показать яркость и насыщенность культуры Липецкого края.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………….…3
2. Крестьянский быт……………………………………………….……………………….4
3. Культура населения края………….………………………………………………...…..6
4. Традиционные костюмы…………………………….………………………………….8
5. Народная мифология……………………………………………………………..…….13
6. Фольклор………………………………………………………………………………………………………….…………14
7. Заключение……………………………………………………………………...………15
8. Список литературы…………………………………………………….……………….16

Работа содержит 1 файл

проект.docx

— 1.88 Мб (Скачать)
 

Проект

Народные традиции, быт, фольклор Липецкого края

 

 



 

Подготовила

Ануфренкова Полина

Ученица 10А

МОУ СОШ №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………………….…3
  2. Крестьянский быт……………………………………………….……………………….4
  3. Культура населения края………….………………………………………………...…..6
  4. Традиционные  костюмы…………………………….………………………………….8
  5. Народная мифология……………………………………………………………..…….13
  6. Фольклор………………………………………………………………………………………………………….…………14
  7. Заключение……………………………………………………………………...………15
  8. Список литературы…………………………………………………….……………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Человек так устроен, что  во все времена свои чувства выражал  через песни, танцы, рисунки, скульптуру, сохраняя и преумножая лучшее. Со временем появились культурные традиции и  обычаи, присущие только тем или  иным племенам, народам.

 Не смотря на относительно  недолгое существование нашей области, она имеет очень богатую и яркую историю. Она сочетает в себе культуру Воронежа, Тамбова, Москвы и даже Украины и Мордовии. Но вместе с тем, имеет свою уникальность и неповторимость. Это проявляется и в фольклоре, и в одеждах, и в быту, и даже в состояниях души каждого человека. Подробнее обо всем этом речь пойдет в моем проекте. 

 

 

Цель работы – познакомиться с особенностью быта наших предков,  окунуться в атмосферу того времени, показать  яркость и насыщенность культуры Липецкого края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крестьянский  быт.

Жили липчане большими, дружными семьями. Детей рожали столько, сколько Бог пошлет.

Хаты ставили пятистенки. Первая комната – светлица, 2 комната  – горенка. Перед комнатой делали сенцы, которые отделял чулан  для хранения продуктов. Спали на конниках, печках, лавках, примостках, полатях. Полы были земляные, обмазанные глиной. Впоследствии настилали дощатые. Их натирали кирпичом, чтобы были чистые.  В потолок в матицу вбивали  крюк, на который вешалась зыбка (люлька), в которой качали детей. Игрушки  были самодельные: тряпичные куклы, вырезанные из дерева различные фигурки  зверей. Предметы быта делали тоже из дерева: кадки, лодки, ложки, миски, сани, повозки, бочки, мебель, стулья, столы, сундуки. Из лыка плели лапти, корзинки, люльки.

Еду готовили в чугунах. Традиционно  отваривалась картошка, готовились каша, щи. Чугуны доставались из русской  печи рогачами. Ставили тесто для  хлеба. Хлеб называли ковригой. Ели  из общей железной или выдолбленной из дерева миски деревянными ложками. Деликатесом считалась жареная  свекла, которую грызли вместо семечек. Хозяин дома садился во главе стола. Все молча ждали, когда хозяин стукнет ложкой по столу: означало, что можно приступать  к трапе. Если кто-то поспешил вперед старшего, то получал ложкой по лбу. Помимо хаты в каждом дворе стояли риги (помещение для хранения необмолоченного хлеба). В поле обрабатывали загон, у хат – гумно (огород), на котором сажали овощи, картофель. Необмолоченные хлеба хранили в ригах до зимы. С приходом холодов, выпадением снега приступали к обмолоту зерна. Для чего снег утаптывали, чуть поливали водой, и, когда он покрывался корочкой, стоя по 4-5 человек, молотили зерно цепами, затем зерно отправляли на хранение в закрома.

 Долгими зимними вечерами  женщины чесали шерсть, пряли,  вязали при лучине. Гуни (вещи) стирали  золой, отбивая вельком, и шли полоскать их в ключи (родники).

Жили в деревянных, низких, крытых соломой избах, в большинстве  случаев курных – «черных», За неимением  леса, она нередко собиралась из разного рода деревьев: дуба, осины, ольхи и даже ветлы. У зажиточных крестьян она состояла из двух половин: зимней с печью и летней, разделенных сенями. Для постройки летней избы часто использовали камень – известняк, так как его можно было легко добыть по берегам рек. Избы в основном соединялись общей стеной, были крыты соломой.

Окнами избы были обращены на улицу, а сзади к избам пристраивался  плетеный или каменный, сложенный  на глине, крытый соломой двор. Так  как зимы были холодными, а дворовые постройки не могли сгореть скотину, то скот в сильные морозы приходилось  брать в избу. Это нарушало чистоту  и порядок в избе, приносило  неудобства семьям. Из-за скота довольствовались земляным полом.

За скотным двором, на небольшом расстоянии размещалась рига, крытая соломой. В ней хранили необмолоченные снопы, которые постепенно обмолачивали.

Через улицу, напротив избы, помещалась «клетушка» - деревянный, каменный или мазаный амбар, где хранились одежда, шерсть, обувь, мука и другие запасы.

За отсутствием леса и  угля топились соломой и сухим  навозом. В селе имелись лесные массивы, но брать дрова из леса не разрешалось. Тех, кто рубил лес, наказывали.

Бань в селе у крестьян не было. Мылись в лоханках. Домашняя утварь крестьянина была незамысловата. Вся обстановка состояла из четырех  лавок, идущих кругом стен, из одной  – двух переносных скамеек и стола. Кроватей не имели. К лавке, идущей от печи, прилаживали две – три  лишних доски на ночь, и это заменяло кровать для хозяев избы. У некоторых  крестьян имелся маленький деревянный шкафчик, который вешался на стену. Туда убирали лучшую посуду:  чайник, чайные чашки, два-три стакана, рюмки  вместе с бутылкой водки. Были распространены самовары, глиняные горшки, кувшины, махотки, чугуны, деревянные корыта, кадушки  для капусты и деревянные ложки.

Рыба и мясо на стол крестьяне  подавали только в праздники или  какие-либо престольные пиры. В подобных случаях варилось пиво или покупалась водка. В остальное время ели ржаной хлеб, похлебку из кваса и разных овощей. Гречневая каша ежедневно подавалась только у людей зажиточных. Хлебный квас был самым распространенным напитком крестьян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура Липецкого  края.

Задавленный крепостным гнетом, народ не имел возможности приобщаться  к культуре. Большинство жителей  были неграмотными, посещали церковь, верили в домовых и леших. Лишь в последней четверти  XVIII века в нашем крае отрывается небольшое число школ. 1 января 1787 года было открыто Малое народное училище в Лебедяни, 1 марта 1789 года – в Ельце и Липецке.

Однако правительство  отказалось содержать училища,  купцы  не оказывали материальной помощи. Царское правительство заботилось лишь о просвещении господствующего  класса, а народ держало в темноте  и невежестве. Только отдельным выходцам из народа удавалось получить образование.

В первой половине XVIII века в центре села Конь – Колодезя Хлевенского района была установлена скульптура «Конь».

Во второй половине XVIII века были созданы руками крепостных мастеров такие  шедевры архитектуры, как построенные по проекту знаменитого архитектора В.И.  Баженова церковь знамения в селе Вешеловке Трубетчинского района (рис. 1) (1784) и Владимирская церковь в селе Баловневе Данковского района(рис. 2).

В ряде помещичьих имений строятся замечательные архитектурные сооружения, создаются прекрасные парки в  Пальна-Михайловске, Трубетчине, Шаталовке. Все эти шедевры архитектуры  и искусства создавались руками русских умельцев – зодчих, мастеров, художников, живописцев. Одним из таких художников-умельцев был выходец из крепостных крестьян графа Воронцова Трофим Дуров, который учился в Академии искусств и за успехи в живописи был отпущен помещиком на волю. Он занимался росписью дворцов, созданием семейных портретов, расписал иконостас и внутренний иконостас и внутренний интерьер Липецкого собора.

В 1805 году началось строительство  липецкого курорта, был заложен  Нижний парк. Создавались роскошные  сады и парки, доступ для простых  людей туда был воспрещен.

В 1839 году в Липецке установлен памятник Петру Великому в виде заостренной  пирамиды. На постаменте памятника  отлиты барельефы. На одном из них  изображена богиня плодородия, облокотившаяся на сосуд, из которого льется вода. На груди богини лежи змея. Это символическое изображение целебных свойств липецких минеральных вод. На втором изображении кузнецы железоделательного производства. Памятник изготовлен на Тамбовском чугунолитейном заводе мастером И. Федоровым.

Обелиск Петру Великому, главный символ города Липецка.

Барельефы на Обелиске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Традиционные  костюмы.

Народный костюм – это бесценное достояние культуры русского народа, наполненное могучей животворной силой. Колдовская сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.

Липецкий костюм делится  на четыре четко выраженных комплекса: рубаху с поневой и головным убором сорокой, рубаху с сарафаном и кокошником, рубаху с юбкой андараком или платьем кубельком.

Первый поновный комплекс, не смотря на единый общий  строй, охватывает не только южные районы, но и Центральные. На формирование его элементов нанесли  отпечаток и соседство с украинцами, белорусами, мордвой и другими.

Костюм состоял из длинной  холщевой рубахи, преимущественно белого цвета. Ее шили из тонкого домотканого льняного или конопляного полотна. Поверх нее женщины одевали набедренную одежду-поневу. Комплект состоял из передника, занавески, запон, насов, навешников, шушуна, сукмана, шушпана.

Красоту женскому народному  костюму придавал головной убор. По нему можно было определить возраст  владельца и его семейное положение. Ходить с непокрытой головой разрешалось  только девушкам, а замужние женщины  не имели право «опростоволоситься», т. е. показаться на людях с «простой» - непокрытой головой и прятали волосы под  кикой. Поверх кики надевали платок, чтобы ни одного волоска не было видно.

В костюме преобладают  глухие туникообразные и широкие  прямые распашные одежды, отличающиеся своей массивностью и малорасчлененностью.Он богато украшен узорами, вышивкой, шитьем, аппликацией. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но и должна была оберегать, защищать женщину. Вышивка представляла собой орнамент из определенных фигур и располагалась вокруг ворота рубахи (защищала шею), на подоле (защищала ноги) и самое главное,- на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу, ухаживали за детьми.

Вои некоторые  значения символов:

КОНЬ – олицетворение силы, добра, красоты, символизирует солнце, движущееся по небу. 

ВСАДНИК НА КОНЕ – освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, после чего весна вступает в свои права.

ЖЕНСКАЯ ФИГУРА – МАТЬ ЗЕМЛЯ. Из тела богини нередко прорастают ветви. Иногда ее фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремленными

ввысь руками символизировала  единство сил земли и неба.

ЛАДЬЯ - связана с образом  солнца

Знаки КРУГА, КОЛЕСА, РОЗЕТКИ  с лепестками могли обозначать небо и небесный огонь.

ЗЕМНЫЕ ЗНАКИ - это квадрат, прямоугольник, ромб с крестом, решеточкой, точкой внутри.

Интенсивность окраски, сочетание  ярких, часто дополнительных или  контрастных цветов. Предпочтительнее белые и красные цвета являются главным отличием наших костюмов.

Липецкий костюм отличается сочностью, яркостью, насыщенностью  цветов, преобладанием розового, синего, зеленого и красного. Главным украшением были стеклянные бусы.

Рубаха

 

 

 

Юбка

 

 

Фартук

 

 

Наголовник.

 

Свадебные и девичьи костюмы.

 

К сожалению, мужские костюмы  не имеют ярко выраженного отличия  от костюмов других регионов. Он состоял  из рубахи-косоворотки с невысокой  стойкой или без нее и нешироких  штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки  — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой).

 Верхней одеждой служил  зипун или кафтан из домотканого  сукна, запахивающийся на левую  сторону, с застежкой на крючки  или пуговицы, зимой — овчинные  нагольные шубы.

 Мужская обувь —  сапоги или лапти с онучами  и оборами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Народная мифология.

Издали веков язык хранит яркую особенность мышления наших предков: одухотворение окружающего мира, олицетворение земли и неба, звезд и деревьев, грома и молний, свет и тьму.

Главным и наиболее почитаемыми  божествами в Липецке был Сварог – бог неба и Даждьбог – Солнце-царь.

Фантазия славян заселяла озера и рек Русалками, Леса  - Лесовиками и Лешими. В жилищах обитали домовые.

Отмечали наши предки нечастые праздники: масленица, Иван Купала и  другие.

Информация о работе Народные традиции, быт, фольклор Липецкого края