Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 03:45, реферат
Народный комиссар – лицо, входящее в состав правительства и возглавляющее определенный народный комиссариат центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства.
Совет народных комиссаров СССР – с 6 июня 1923 года по 15 марта 1946 года высший исполнительный распорядительный орган СССР.
Введение
Народный
комиссар – лицо, входящее в состав
правительства и возглавляющее
определенный народный комиссариат
центральный орган
Совет народных комиссаров СССР – с 6 июня 1923 года по 15 марта 1946 года высший исполнительный распорядительный орган СССР.
Первый Совет народных комиссаров был учрежден за 5 лет до образования СССР, 27 октября 1917 года Декретом « Об учреждения Совета Народных Комиссаров», принятом на II Всероссийском съезде Советов. До создания СССР в 1922 году и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, на территории бывшей советской империи.
Правительство
( Совет Народных Комиссаров СССР) формировалось
на совместном заседании обеих палат
Верховного Совета. СНК издавал постановления
и распоряжения на основе действующих
законов, принятых Верховным Советом.
В Конституции был приведен перечень
союзных ( обороны, иностранных дел,
внешней торговли, путей сообщения,
связи, водного транспорта, тяжелой
промышленности, оборонной промышленности)
и союзно – республиканских ( пищевой,
легкой, лесной промышленности, земледелия,
зерновых и животноводческих совхозов
, финансов, внутренней торговли, внутренних
дел, юстиции, здравоохранения)народных
комиссариатов. По аналогии с союзными
органами центральной власти и управления
строилась система органов
Во второй половине 30-х годов в СССР завершилось установление тоталитарного политического режима, что проявилось в первую очередь в изменении роли государственных органов, и прежде всего Советов, которые на практике были лишены возможности решать вопросы внутренней и внешней политики. Внешний законодательный орган государства – Съезд Советов.( с1936г.-Верховный Совет), как правило, одобрял готовые решения, принятые руководством партии. Сложившаяся к тому времени избирательная система имела мало общего с представительной демократией. Демократические процедуры носили скорее формальный характер, участие трудящихся в выборах в Советы являлось лишь своеобразным тестом на политическую деятельность режиму.
В первой половине 30-х годов были ликвидированы все общественные организации. Профсоюзы, призванные ранее защищать интересы трудящихся, превратились в органы, занимавшееся вопросами социального обеспечения и соблюдения трудовой дисциплины; партия использовала профсоюзы и комсомол для мобилизации масс и контроля над ними.
Исторический
опыт развития нашего государства в
1921-1941гг. оказал большое влияние
на мировую историю. Новая экономическая
политика сыграла важную роль в развитии
Советского государства была обеспечена
стабилизация политического положения
в стране, устранено социальное перенапряжение
в деревне и городе, ликвидирована
экономическая разруха, восстановлено
народное хозяйство, упрочнена денежно-финансовая
система страны на базе элементов
рыночной экономики; восстановлены
внешне политические и внешнеэкономические
связи с ведущими странами.
Состав СНК.
Ядром сталинской тоталитарной политической системы была большевистская партия. Регулярные «чистки» партии (1928-1930,1933гг.), проверка и обмен партийных документов (1935-1936) репрессии 9особено в (1937-1938) способствовали установлению режима личной власти И. Сталина. Экономической основой сформировавшегося в СССР авторитарного режима были государственная собственность, а так же централизованное планирование, управление и распределением материальных и финансовых ресурсов. Сосредоточив в своих руках власть над экономикой, сталинский политический режим стремился обеспечить условия для директивного управления экономикой из центра и возможность маневрирования материальными и людскими ресурсами, от которых зависело само существование политической власти и обороноспособность страны.
Таким
образом, формирование жесткого режима
было тесно связано с утвердившейся
в ходе первых пятилеток административно-
Образование союза ССР потребовало принятия Конституции нового государства, которая была введена в действие 6июля 1923г. на 2-ой сессии ЦИК. Окончательно Конституция СССР была утверждена на IIсъезде СССР 31 января 1924г..Высшим органом власти становился Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами власть осуществлял ЦИК СССР состоящий из двух палат: Союзного совета и Совета Национальностей. Закон принимал силу , если он был одобрен обеими палатами. Высшим исполнительным и распорядительным органом государства являлся Совнарком СССР, который формировался ЦИК СССР и в состав которого входили председатель, его заместители и 10 наркоматов. Пять наркоматов были общесоюзными ( иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения почты и телеграфов); пять наркоматов – объединенными ( ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, рабочее- крестьянской инспекции- РКИ), ряд наркоматов были республиканскими ( юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения).
Верховный
Совет СССР на совместном заседании
обеих палат образовывал
Совет Народных Комиссаров образовывался в составе:
КОНСТИТУЦИЯ 1936 года.
Конституция СССР 1936 года не изменила структуру высших органов государственного управления. Высшим исполнительно-распорядительным органом – Правительство СССР был СНК СССР – коллегиальный орган, образуемый Верховным Советом СССР и ему подотчётный. В состав его входили глава Правительства (председатель), его заместители, все наркомы СССР и председатели некоторых комитетов при Правительстве.
На
СНК СССР было возложено практическое
решение всех важнейших вопросов
государственного управления: руководство
деятельностью наркоматов, осуществление
народно-хозяйственного государственного
бюджета, обеспечение общественного
порядка и т.п. Для успешного
осуществления возложенных на него
функций СНК СССР мог образовывать
при себе специальные комитеты, управления,
комиссии и другие ведомства. На основе
этих полномочий впоследствии возникла
большая сеть специальных ведомств по
различным областям государственного
управления. В ноябре 1936 г. (после прошедшего
публичного обсуждения проекта) на чрезвычайном
Восьмом Съезде советов проект дополнительно
подвергся редактированию и в начале декабря
съезд утвердил проект Конституции.
Новая Конституция состояла из 13 глав
и 146 статей.
Политическую основу СССР составляли
советы депутатов трудящихся, которым
принадлежала вся власть в стране. Экономическую
основу - социалистическая система хозяйства
и социалистическая собственность на
орудия и средства производства. Социалистическая
собственность выступает в двух формах:
государственной и кооперативно-колхозной.
Законом допускалась мелкое частное (основанное
на личном труде) хозяйство. Хозяйственная
жизнь страны определялась государственным
народнохозяйственным планом страны.
Труд рассматривался как обязанность.
Государственное устройство страны определялось
как федеративное (союзное) объединение
республик. Давался исчерпывающий перечень
прав федеративных органов, неперечисленные
полномочия оставались за союзными республиками.
Последним предоставлялось право выхода
из состава СССР, конституции союзных
республик должны были соответствовать
Конст.СССР, в случае их расхождения действовал
союзный закон. Конституция провозглашала
единое гражданство
Деятельность СНК.
Финансовая деятельность.
Переход
к нэпу потребовал разработки новой
финансовой политике. В проведении
финансовой реформе приняли участие
нарком финансов Г. Сокольников и
опытные дореволюционные
В октябре 1921г. в составе Наркофина был образован Госбанк, открыты ссудо-сберегательные кассы, введена оплата транспорта, кассово-телеграфных услуг. Была восстановлена система прямых и косвенных налогов. Для укрепления бюджета резко сократили все расходы. Дальнейшая нормализация банковской системы требовало укрепление советского рубля.
С ноября 1922г. начался выпуск параллельной советской валюты- червонца, приравненного к 1 золотнику. Червонцы были обеспечены драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой, а на остальную сумму- краткосрочными векселями и товарами повышенного спроса. Запрещалось погашать червонцами бюджетный дефицит- они предназначались для обслуживания кредитных операций Госбанка, промышленности, оптовой торговли.
В 1923и 1924гг. были проведены две девальвации совзнака, что придало денежной реформе конфискационный характер. 7 марта 1924г.было принято решение о выкупе совзнаков Госбанком: за каждые сданные государству500млн. рублей образца 1923г. их владелец получал 1 коп. Так была ликвидирована система двух параллельных валют.
Твердая валюта и твердый государственный бюджет были важнейшими достижениями финансовой политики Советского государства тех лет. В целом реформа и финансовое оздоровление способствовали перестройке механизма действия всего народного хозяйства на основе нэпа.
Индустриализация в СССР.
Курс на индустриализацию , сформулированный в 1925г., предлагал превращение СССР из страны, ввозящей машины и оборудования, в страну , производящую машины и оборудования.
Индустриализация
в СССР имела целый ряд особенностей:
осуществлялась на основе плановой модели
экономики; опиралась исключительно
на на внутренние финансовые источники
; проводилась ускоренными
Сложное
экономическое состояние
Пятилетние планы.
Первый пятилетний план(1928-1932) был утвержден в апреле, но уже в мае началась его корректировка. Формирование индустриализации в СССР была тесно связана с ростом государственного сектора в промышленности и сельском хозяйстве. К концу пятилетки чанный капитал был вытеснен из промышленности .
В годы первой пятилетки в ССР резко сократилось количество иностранных предприятий: к концу 1932г. оставалось всего 24 концессии.
За годы первой пятилетки было построено более 1500новых предприятий, оборудованных современной техникой. Крупные старые предприятия реконструировались на новой технической основе. Был создан ряд новых промышленных отраслей. Огромное внимание уделялось оборонной промышленности, развитие которой позволило приступить к техническому перевооружению армии и флота.
В целом первая пятилетка была решающим шагом в деле создания нерыночной экономики. Государственный сектор стал преобладающим, элементы рынка были заменены системой хозяйства.
Второй пятилетний план(1933-1937). Основная политическая задача второй пятилетки заключалась в окончательном утверждении плановой экономики и ликвидации элементов капитализма в СССР. В сфере экономики главным было завершение технической реконструкции и освоение новой техники. Предпочтение отдавалось тяжелой оборонной промышленности.
Осуществление третьего пятилетнего плана( 1938-1942) проходило в условиях начавшейся Второй мировой войны. В годы третьей пятилетки обеспечивалось преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности; приоритетное внимание уделялось отраслям, связанные с военным производством, химической промышленностью и производством специальных сталей.
Структуры преобразования в экономике СССР были значительными, однако к началу Второй мировой войны завершить индустриализацию не удалось.
Коллективизация сельского хозяйства.