Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:33, контрольная работа
В 70-е годы на политическую сцену России стали революционеры-демократы, народники. Народничество в своем развитии прошло несколько этапов развития, начиная с 60-х годов, переживя расцвет в 70-е и, исчерпав свои революционные силы, к 80-90-м годам сошло с политической сцены. Революционеры-народники вступили в борьбу с царизмом, как выразители интересов крестьянства. Они отстаивали идею, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минует стадию капитализма, перейдя сразу к социализму. Однако, капиталистическое развитие России стало уже фактом, поэтому Герцену и Чернышевскому пришлось вести борьбу с остатками феодально-крепостнического дореформенного строя, ограниченным просветительством.
Введение
Организация революционных народников и их тактика в 70-80-е гг.
Народническая организация "Земля и воля"
Народническая организация "Народная воля"
Заключение
Список использованных источников и литературы
На основе идей Н.Г.Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок "Великорусе" (1861-1863) и "Земля и воля" (1861-1864). В них входили Н.А. и А.А.Серно-Соловьевичи, Г.Е.Благосветлов, Н.И.Утин и др.
"Левые" радикалы поставили задачу подготовки народной революции. Для этого землевольцы развернули активную издательскую деятельность в своей нелегальной типографии. В журналах и прокламациях они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия и демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса. Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П.Огарева "Что нужно народу?", которая предостерегала народ от преждевременных, неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил.
"Земля и воля" была первая крупная революционно-демократическая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к ней примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском. Однако первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций (в том числе Н.Г.Чернышевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов.
Во
второй половине 60-х годов вновь
возникли тайные кружки. Их члены сохранили
идейное наследие Н.Г.Чернышевского,
но, разуверившись в возможности
народной революции в России, перешли
к узко заговорщической и
Таким
образом, главная причины подъема
общественного движения и становления
народничества – сохранение старой социально-политической
системы и, в первую очередь, самодержавного
строя с его полицейским аппаратом, привилегированным
положением дворянства, отсутствием демократических
свобод. Не менее значимая причина – нерешенность
аграрно-крестьянского вопроса, который
оставался центральным в общественной
жизни страны. Новые социальные противоречия
между рабочими и предпринимателями, либеральной
буржуазией и консервативным дворянством,
между самодержавием и народами, входившими
в состав Российской империи. Половинчатость
реформ 60-70-х годов и колебания правительственного
курса также активизировали общественное
движение. Отличительной чертой общественной
жизни России второй половины XIX в. была
политическая инертность широких народных
масс. Все это давало почву для торжества
воинствующего консерватизма и обусловливало
крайне узкую социальную основу для деятельности
революционеров.
Народническая
организация "Земля
и воля"
Московское отделение "Земли и воли" влилось в революционную организацию Н.А. Ишутина – Д. Каракозова – И.А. Худякова (ишутинская народническая организация). Истоки её ведут к студенческим землячествам. Члены землячества высказывали недовольство своим положением в учебных заведениях, затем под влиянием революционно-демократической литературы землячества превращаются в кружки политического характера.
За действиями ишутинцев пристально следила Московская следственная комиссия. Из ряда их сообщений о члене Курской студенческой общины Н.А. Селиверстове выясняется, что, опираясь на существующее революционное подполье, ишутинцы на первом этапе практической деятельности ориентировались на социалистическую пропаганду в студенческой городской среде. На одном из допросов один из товарищей ишутинцев Н.И. Хлебников показал: "В то время бродили между студентами разные социалистические идеи в очень неопределённых формах… Толковали очень много о неравномерном распределении богатства, бедственном состоянии рабочего класса, религиозных предрассудках, мешающих человечеству быть вполне счастливым, но все эти толки были неопределённы и неясны, как только можно себе представить…".
Основой их программы стал аграрный вопрос и крестьянская социалистическая революция, т.е. сочетание революционно-демократических и социалистических воззрений. Они руководствовались желанием улучшить положение народных масс. Ишутинцы разрабатывают аграрную программу, по которой вся земля, принадлежащая помещикам, должна перейти к крестьянам, а помещики должны получить за землю плату.
Для них большой интерес представляли три французские конституции, в которых указывалось, что власть, основывающаяся на принципе равенства, проводит в жизнь основные положения: уничтожение различий сословий, все братья – дети одного народа, все составляют одно целое.
После формирования своих идей ишутинцы предпринимают шаги по претворению их в жизнь. Надеясь поднять крестьянские массы на всеобщее восстание, проводится план "хождения в народ". За каждым из руководящих членов организации закреплялся определенный район, в котором они должны были найти тех, "на сочувствие которых можно надеяться". Правда это явление носит пока единичный характер [6, с.60].
Интересно, что на первых порах в их деятельности преобладал пропагандистский уклон. Затем некоторые члены общества стали склоняться к тактике индивидуального террора. С этой целью была разработана особо законспирированная группа "Ад". Каракозов, состоящий в этом заговоре, пытался убить Александа II, когда тот 4 апреля 1866г., гулял в Летнем саду. Пуля просвистела мимо, потому что человек, оказавшийся рядом с Каракозовым, успел толкнуть его руку [2, с.250]. Все ишутинцы были отправлены на каторгу, а Каракозов казнен. Выступления молодежи принимали все более экстремистский характер [7, с.231].
Вступление "в организацию" некоторые студенты объясняли так: "Наше дело – расчистить дорогу, а там явятся люди, которые воссоздадут царство социализма". Не имея представления о сущности будущего средством введения социализма они, в конце концов, признают революцию: захват власти, истребление правительства, распространение в крайних городах России крайне социалистических убеждений вроде "идеала Фурье", пропаганда их в народе, сближение с рабочими.
Дальнейший процесс формирования социалистических воззрений ишутинцев вырисовывается яснее при выяснении воззрений кандидата Московского университета А.П. Спиридова. Их идеалом был социализм Чернышевского. Они занимались подпольной работой, ставили целью уничтожение царского дома, ниспровержение существующего порядка управления, введение конституции. Кроме того, они действовали совместно с польскими революционерами.
Весной и летом 1874 г. молодые люди, наскоро освоив ту или иную полезную для крестьян профессию и переодевшись в крестьянское платье начали первое "хождение в народ", следуя призывам Герцена, вышедших в "Колоколе": "Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?…Сказать вам куда?…В народ! К народу! – вот ваше место, изгнанники науки…" [2, с.252]. Активными участниками "хождения в народ" были Софья Перовская, Вера Фигнер, Ипполит Мышкин, Дмитрий Рогачев. Это было стихийное движение радикальной молодежи [7, с.245].
Программа общества главной его целью ставила подготовку народной социалистической революции. Члены “Земли и воли” должны были вести разъяснительную работу среди крестьянства – как в словесной форме, так и в виде “пропаганды фактами”. Террористическая деятельность рассматривалась как вспомогательное средство. Программа требовала перехода всей земли в руки крестьян, свободы мирского самоуправления. Землевольцы извлекли урок из “хождения в народ”, выдвинув близкие и понятные крестьянам требования.
6 декабря 1876 г. “Земля и воля” организовала демонстрацию перед Казанским собором в Петербурге. Предполагалось, что это будет смотр революционных сил столицы. Надеялись собрать несколько тысяч человек, развернуть красное знамя, произнести речи и, может быть. даже пройти по городу. Но собралось всего 300–400 человек. Горожане начали избивать демонстрантов. Около 20 человек было арестовано, остальные разбежались.
После этого народники решили вновь сосредоточиться на работе в деревне. Землевольцы предпочитали надолго поселяться группами в наиболее беспокойных местах: в Поволжье, на Кавказе, Кубани и Дону. Им казалось, что именно там, где были живы традиции казачьей вольницы и предания о Разине и Пугачеве, легче всего поднять восстание.Больших успехов “оседлая” деятельность не принесла. Землевольцы падали духом, их поселения выслеживались и громились полицией. К осени 1877 г. в деревне почти не осталось народнических поселений. В “Земле и воле” назревал серьезный кризис.
Поняв бесплодность пропаганды в деревне, революционеры перешли к другим способам борьбы с царизмом, хотя некоторые из них еще и пытались сблизиться с крестьянством. Многие видели более действенный и быстрый. С их точки зрения путь к свержению самодержавия в индивидуальном терроре – убийстве представителей царской власти и самого царя. Это была ошибочная тактика, мешавшая пробуждению широких масс народа к революционной борьбе.
Совершая героические подвиги, народники так и не смогли найти пути к тому народу, во имя которого они отдавали свою жизнь. В этом трагедия революционного народничества. Оно потерпело поражение и из-за отсутствия руководящего центра, отсутствия навыков конспирации, что позволило правительству сравнительно быстро разгромить движение. Но, хотя путь борьбы избранный народниками и их взгляды были ошибочными, народничество 70-х гг. сыграло важную роль в развитии русского революционного движения. Его опыт ускорил процесс вызревания идеи о необходимости политической борьбы против самодержавия, создания централизованной, законспирированной организации революционеров [5, с.102].
Уцелевшие от ареста народники в 1876 г. создали тайную революционную организацию со старым названием "Земля и воля". В нее вошли братья Михайловы, П.Г. Плеханов, позднее С. Перовская, В. Фигнер (всего 150 человек). Это была четко построенная организация, отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Все члены подразделялись на группы по роду деятельности [7, с.242]: "Деревенщики" направлялись на работу с крестьянами, другие группы вели работу среди студенчества и рабочих, а "Дезорганизаторская группа" имела целью вносить расстройство в ряды врагов [2, с.252].
Программа землевольцев включала: Работу среди крестьян, а также среди студенчества и рабочих; Подготовку народной революции; "Пропаганду фактами"; Передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собраний, вероисповедания [7, с.256].
После неудачной демонстрации на площади перед Казанским собором в Петербурге, землевольцы решили вновь сосредоточиться на работе в деревне. В 1877 г. началось второе "хождение в народ" [2, с.253]. Во многих губерниях России были организованы поселения народников. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха – народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было разгромлено [7, с.278].
В
80-90-е годы XIX в. в радикальном движении
произошли коренные изменения. Революционные
народники потеряли свою роль главной
оппозиционной силы. На них обрушились
мощные репрессии, от которых они не смогли
оправиться. Многие активные участники
движения 70-х годов разочаровались в революционном
потенциале крестьянства. В связи с этим
радикальное движение раскололось на
два противостоящих и даже враждебных
друг другу лагеря. В августе 1879 "Земля
и воля" окончательно раскололась на
две самостоятельные организации: "Чёрный
передел", сохранивший исключительно
пропагандистский характер; "Народную
волю", объединившую сторонников новой
тактики политической борьбы. Первый сохранил
приверженность идее крестьянского социализма,
второй увидел в пролетариате главную
силу общественного прогресса.
Народническая
организация "Народная
воля"
Учредителями "Народной воли" были профессиональные революционеры – сторонники политической борьбы с самодержавием. Они создали централизованную, хорошо законспирированную организацию, самую значительную для разночинского периода освободительного движения в России. Её возглавил Исполнительный комитет: А.Д.Михайлов, А.А.Квятковский, А.И.Желябов, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов, М.Ф.Фроленко, Л.А.Тихомиров, А.И.Баранников, А.В.Якимова, М.Н.Ошанина и др. Ему подчинялась сеть местных и специальных (рабочих, студенческих, военных) групп.
В 1879-83 гг. народовольческие группы имелись почти в 50 городах, особенно много их было на Украине и в Поволжье. Число членов организации не превышало 500, в движении участвовало несколько тысяч.
Программа "Народной воли" содержала требования созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права и постоянного народного представительства, свободы слова, совести, печати, сходок; общинного самоуправления, замены постоянной армии народным ополчением, передачи земли народу, предоставления угнетённым народам права самоопределения.
Как и предшествующие народнические программы, она смешивала задачи демократические и социалистические, но её выгодно отличало развёрнутое определение именно демократических задач. Признав необходимость политической борьбы с самодержавием, народовольцы сделали по сравнению с народниками 70-х гг. шаг вперёд.
Однако они оставались социалистами-утопистами, разделявшими основные положения народнической идеологии и, прежде всего веру в возможность для России, минуя капитализм, прийти к социализму через крестьянскую революцию. Большинство их верило в возможность непосредственно слить политические и социалистические перевороты, уповая на социалистические инстинкты крестьянства. Другие разделяли политический и социальный переворот во времени, полагая, что после свержения самодержавия и установления демократических свобод революционеры сумеют развернуть подготовку к социалистической революции. Либеральное крыло (не пользовавшееся существенным влиянием) предполагало удовлетвориться получением от царского правительства конституции.
"Народная воля" проводила революционную агитацию и пропаганду во всех слоях населения. Газеты "Народная воля", "Рабочая газета" стремились популяризировать идею политической борьбы с самодержавием. Борьбу за захват власти революционеры развернули под девизом "Теперь или никогда!". В подготовке восстания, а также в его осуществлении "Народная воля" главная роль отводила революционному меньшинству, т. е. своей организации. Народные массы должны были играть вспомогательную роль. В этом сказался бланкистский характер программы "Народной воли", понимавшей политическую борьбу как заговор.