Нарастание инфляционных процессов в народном хозяйстве. Кризис денежной системы 1950-1960 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:43, реферат

Описание работы

В первые послевоенные годы в СССР удалось стабилизировать денежное и товарное обращение. Укрепление советского рубля было осуществлено жестко централизованными и регламентированными методами с исключением из товарно-денежного оборота ряда сфер.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

    Кафедра финансов и финансового менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 

    РЕФЕРАТ  

    на  тему:  Нарастание инфляционных процессов в народном хозяйстве. Кризис денежной системы 1950-1960 гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка                                                                                    

Преподаватель  
 
 
 
 
 
 
 

    Минск 2009

    Нарастание  инфляционных процессов. Кризис денежной системы 1950-1960 гг. 

    В первые послевоенные годы в СССР удалось стабилизировать денежное и товарное обращение. Укрепление советского рубля было осуществлено жестко централизованными и регламентированными методами с исключением из товарно-денежного оборота ряда сфер.

    Серьезнейшим  экономическим достижением 50-х годов явилась невиданная для СССР и редко встречавшаяся в 20 веке вообще финансовая стабилизация, выражавшаяся в профицитном бюджете и минимальном росте розничных и оптовых цен. Кроме того, немалый эффект дали быстрая конверсия производства, возросшее доверие населения к кредитным учреждениям после денежной реформы 1947 г., в ходе которой обмен вкладов был проведен на льготных условиях. Все это позволило без либерализации ценообразования выйти из послевоенного кризиса.

    Однако  в последующие годы постепенно накапливается инфляционный потенциал. Это было обусловлено усиливавшейся деформацией народного хозяйства. В ходе восстановительного периода производство средств производства росло почти вдвое большими темпами, чем выпуск предметов потребления. Народное хозяйство продолжало, несмотря на конверсию, сохранять милитаризованный характер. Обозначился опережающий рост денежных доходов населения и денежных накоплений предприятий по отношению к возможностям их товарного покрытия. Товарно-денежная несбалансированность становится характерной чертой хозяйственной жизни.

    Инфляционную  угрозу представляла также государственная  монополия на финансовом рынке. Деятельность Госбанка СССР в сфере кредитования предполагала постоянное искусственное занижение процентной ставки, что стимулировало спрос на кредит и вело к экономически необоснованной кредитной эмиссии.

    Кроме того, инфляционный потенциал дополнялся системой административного ценообразования. Только, например, занижение цены на сырье вело к искажению стоимостных пропорций между рынком средств производства и рынком предметов потребления, предопределяло дотационность цен на продовольствие и некоторые другие товары.

    Противоречивое  развитие советской экономики в  послевоенный период требовало реформирования производственных отношений, денежно-кредитной системы, внедрения в хозяйственный механизм рыночных элементов. Такие попытки периодически предпринимались с середины 50-х до конца 80-х тт.

    Во  второй половине 50-х годов были проведены  непродуманные и поспешные экономические реформы, которые серьезно ухудшили управление экономической жизнью. Продажа сельскохозяйственной техники из МТС колхозам и совхозам ухудшила ее использование и осложнила финансовое положение сельскохозяйственных предприятий и сельского населения. По мнению ряда экономистов (например, Г.Явлинского) отмена в 1954 году единовременного пересмотра норм выработки серьезно затормозило возможности повышения производительности труда. К этим наиболее крупным ошибочным реформам надо добавить ликвидацию централизованной системы управления материально-техническим снабжением в 1953 году, роспуск отраслевых бюро Совета Министров СССР в том же году, затруднившее управление крупными народнохозяйственными комплексами. В целом, довольно стройная и работоспособная, оправдавшая себя в 40-х -начале 50-х гг. система управления экономикой всеми этими реформами была серьезно расшатана и дезорганизована.

    В конце 50-х гг. был совершен переход  от пятилетнего к семилетнему  планированию (1959-1965 гг.). С этого  времени начинается процесс вытеснения экономических стимулов в развитии сельского хозяйства административным принуждением. В 1959 г. в ходе реорганизации хозяйственного аппарата были ликвидированы машинно-тракторные станции (МТС), а вся техника должна была выкупаться колхозами, что подорвало финансовое положение сельских производителей. В целях индустриализации сельского хозяйства было проведено укрупнение колхозов (в результате их численность сократилась почти в два раза), а также массовое преобразование совхозов в колхозы. В том же году началось наступление на личные подсобные хозяйства (борьба с т.н. "дачным капитализмом"), когда у колхозников вновь отрезали земельные участки и насильственно выкупали скот. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства и обострение продовольственной проблемы. Не дала позитивных результатов "кукурузная эпопея", в 1962-1963 гг. усугубился кризис в освоении целинных земель. В результате семилетний план в части развития сельского хозяйства выполнен не был: вместо запланированных 70% прирост сельского хозяйства составил лишь 15%. Кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей (12 млн. т).

    Конец 50-х годов характеризовался обострением продовольственной проблема, по населению больно ударил рост цен (в среднем на 28%).

    К началу 50-х гг. группа советских экономистов (В.П. Дьяченко, Я.А. Кронрод и др.) активно отстаивала идею повышения роли денег, товарного производства, приведения в действие закона стоимости. В 1956 г. ЦК КПСС согласился на проведение реформы денежной системы и ценообразования. Однако из-за отсутствия серьезных научных разработок, единого подхода предполагаемая денежная реформа тогда не состоялась.

    В конце 50-х — начале 60-х гг. в  стране происходит резкое падение эффективности общественного производства практически во всех отраслях народного хозяйства, что значительно ускорило инфляционные процессы в стране, привело к дестабилизации денежной системы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

    В мае 1960 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». Этим решением предполагалось создание условий для контроля над денежной массой и ограничения эмиссии. Однако при продолжавшей хождение теории 6 «служебной», «вспомогательной» роли денег в плановой социалистической экономике осуществить задуманное не удалось. В результате проведенное мероприятие свелось лишь к замене денежных знаков и установлению нового курса рубля.

    В январе 1961 г. в стране была проведена деноминация рубля - укрупнение национальной денежной единицы в соотношении 10:1. Вводились денежные знаки нового образца: государственные казначейские билеты достоинством 1, 3 и 5 руб., билеты Государственного банка СССР нарицательной стоимостью 10, 25, 50 и 100 руб., а также разменная монета в 1,2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп. и 1 руб. Все старые бумажные денежные знаки в течение января—марта 1961 г. были обменены на новые. Не обменивались только монеты достоинством 3, 2 и 1 коп., которые были оставлены в обращении без переоценки.

    Новый рубль приравнивался к старым десяти рублям. В таком соотношении были пересчитаны цены товаров и услуг, тарифы, заработная плата, стипендии, пенсии, остатки денежных средств на счетах в банках и сберегательных кассах, балансы предприятий и учреждений.

    Укрупнение  денежной единицы облегчило планирование, учет, расчеты в народном хозяйстве, уменьшило издержки обращения, так как бумажные денежные знаки прежнего образца достоинством до 10 руб. были заменены разменной монетой, срок годности которой для обращения был в десятки раз выше.

    Одновременно  с изменением масштаба цен менялось и золотое содержание рубля. Оно было установлено в размере 0,987412 г. вместо 0,222168 г., провозглашенных в 1950 г. Официально было объявлено о повышении в 4,4 раза валютного курса рубля и приравнении его к доллару (1 доллар равнялся 90 коп.).

    Однако  фактически при обмене одного нового рубля на 10 старых произошла его  девальвация в 2,25 раза, ибо при  десятикратном изменении масштаба цен его золотое содержание должно было бы подняться до 2,221680 г, а курс—до 40 коп. за 1 доллар. К тому же объявленное золотое содержание рубля реально обменом не обеспечивалось.

    Утвердившаяся система безвозвратного финансирования и дотаций советской экономики, особенно сельского хозяйства, ее милитаризованный характер вели к разбалансированности денежной и товарной массы. Шло падение курса рубля, снижение его покупательной силы, которая по отношению к 1940 г. в 1961 г. составляла 91 коп., а в 1967 г. - 65 коп.

    Такая ситуация поставила под сомнение платежеспособность рубля в международных  расчетах, вела к сужению сферы  его обращения. Вводятся ограничения  по обмену рублей на иностранную валюту для выезжавших из СССР граждан. Внутри страны стали использоваться чеки Внешпосылторга, принимавшиеся при расчетах в сети магазинов «Березка». Всякие нелегальные операции с чеками, а также с валютой жестоко карались.

    Катализатором денежной инфляции явилась хозяйственная реформа 1965 г. Установив высокую норму отчислений свободного остатка прибыли субъектам хозяйствования, Министерство финансов СССР фактически перевело бюджет на инфляционный источник, так как платежи росли быстрее производительности труда и национального дохода. Предприятия, получив значительную хозяйственную самостоятельность, изыскивали все возможности увеличения прибыли и фонда материального поощрения. Переход на показатель прибыли сразу подтолкнул инфляцию в стране.

    Ведь  прибыль предприятия могли использовать в основном на увеличение зарплаты. Пустить ее, например, на увеличение производства продукции, на реконструкцию предприятия или на строительство жилья часто было невозможно, потому что в планах не было предусмотрено выделение дополнительных ресурсов ни у поставщиков сырья, ни у строительных организаций. Да и неизвестно было, найдет ли сбыт дополнительно произведенная продукция.

    Обострилась нехватка товаров, или, как говорят, «вырос отложенный спрос». То, что нельзя было купить товары, даже если есть деньги, вызывало растущее недовольство в народе.

    Больше  денег стало оставаться у предприятий - меньше поступало их в бюджет государства.

    Реформа привела также к ослаблению контроля в области формирования доходов  населения. Создание фондов материального поощрения на предприятиях, введение тринадцатой зарплаты, установившаяся практика регулярного повышения уровня оплаты труда вели к росту доходов населения. Нередко такой рост шел независимо от результатов производства, ресурсосбережения, обновления и расширения ассортимента выпускаемой продукции.

    Однако  до начала 70-х гг. система административного  управления в общем сумела противостоять инфляционным процессам благодаря жесткому контролю за денежными доходами населения, соблюдением опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы, а также жесткой системе ценообразования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В период хрущевской "оттепели" была предпринята попытка модернизации тоталитарной системы. Н.С. Хрущев сильно продвинул вперед политические процессы, решительно встав на путь либерализации. Однако использование старого политического и экономического механизма в ходе проведения преобразований предопределило их крах. Курс Н.С. Хрущева характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач политическими методами. Хрущев и руководство партии испытывали на себе психологическое и идеологическое давление сталинского времени, в результате чего они оказались не готовы к кардинальным переменам. Достигнутые высокие темпы экономического роста могли создать иллюзию, что путь наиболее эффективного развития экономики уже найден. Однако не было найдено устойчивых глубинных факторов повышения эффективности производства. Падение темпа экономического роста уже с начала 60-х гг. стало реальностью.

    После неудач преобразовательной деятельности Н.С. Хрущева в обществе возник синдром  усталости, стремление к устойчивым формам жизни. В этот период на первое место в иерархии власти выходит  партийно - государственная бюрократия, или номенклатура, которая сыграла решающую роль в смещении Хрущева в октябре 1964 г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Нарастание инфляционных процессов в народном хозяйстве. Кризис денежной системы 1950-1960 гг