Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:51, контрольная работа
Более пяти десятилетий, вместивших грандиознейшие события, отделяют нас от Великой Отечественной войны, но не поблекли, не стерлись в памяти, не позабылись эти четыре героических года. Война продолжает жить в нас, в наших воспоминаниях, в судьбах людей, в книгах и обелисках, во всем, к чему прикоснулась она, где оставила свой след. И поныне для тех, кто был на фронте, и кто родился уже после того, как отгремели бои, военное прошлое-пора величайших испытаний, невероятного драматизма и беспримерного героизма.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Начало Великой Отечественной войны……………………………….……..6
2. Нападение Германии на СССР………………………………………..……….9
3. Цели агрессора в данной войне и план «Барбаросса»…………….…….…...21
4. Характер войны……………………………………………………….………..35
5. Причины поражений летом и осенью1941г………………………….………36
6. Перестройка страны на военный лад……………………………….…….......39
Заключение………………………………………….…………………..………….42
Используемая литература……………………………..……………….….……….43
Вступление
Советского Союза в войну против
фашистской — Германии и ее союзников
могло лишь усилить, - и действительно
усилило, - антифашистский и освободительный
характер второй мировой войны. На этой
почве и сложилась антифашистская коалиция
Советского Союза, США, Великобритании
и других свободолюбивых государств, сыгравших
потом решающую роль в разгроме фашистской
армии. Война не была и не могла быть случайностью
в жизни народов, она превратилась в войну
народов за их существование и именно
поэтому она не могла быть скоротечной,
молниеносной. Так обстоит дело о происхождении
и характере второй мировой войны.
5. Причины поражений летом и осенью 1941 г.
Многие историки полагают, что СССР перед войной делал все возможное для укрепления обороноспособности страны, включая создание мощных Вооруженных сил. Однако Красная Армия не была приведена накануне войны в полную боевую готовность. Войска не заняли своевременно оборонительных рубежей вдоль Западной границы СССР. В организации обороны границы были допущены серьезные недостатки. Основная вина за все ошибки и просчеты, допущенные в предвоенный период, возлагается на Сталина и в значительно меньшей мере на военных.
В
своем первом обращении к советскому
народу 3 июля 1941 года Сталин объяснил
все случившееся «
Одной из основных причин поражения было приграничное сражение лета 1941 года. Ее итогом был разгром Красной Армии в Западных округах, наши потери в живой силе и технике, потеря значительной части территории страны, что обусловило бедствие народа, большой экономический ущерб, затяжной характер войны. Неготовность войск к отражению первого удара врага ввиду упорного ( упрямого ) нежелания Сталина анализировать данные разведки ( часть данных приводиться ), его маниакального, необъяснимого в свете данных разведки, требования не поддаваться провокациям, не давать Гитлеру повода объявить СССР агрессором.
По мнению командующих Г. К. Жукова и ряда других маршалов для выигрыша приграничного сражения требовалось создать группировки сил, держать их в нужных районах боеспособными и боеготовыми и способными реализовать наступление. Дальнейшее прогнозирование событий ими не осуществлялось.
Анализ дипломатических и других усилий советского руководства того периода позволяет выявить главнейшие условия, достижение которых считалось необходимым для отражения агрессии врага: а) исключение войны на два фронта — против Германии и Японии; б) исключение крестового похода стран Запада против СССР; наличие союзников в борьбе против Гитлера, в пределе — формирования антигитлеровской коалиции; в) удаление государственной границы от жизненно важных объектов страны, в первую очередь от Ленинграда; г) укрепление боеспособности Красной Армии, оснащения ее современным оружием; д) создание такой структуры армии и флота, такого исходного построения их группировок, чтобы отразить первый удар врага ( но с учетом условий “a” и “в” ), а затем перенести на территорию врага боевые действия для окончательного срыва агрессии.
Среди важнейших причин поражения Красной Армии летом 1941 года является «причина массовой паники в войсках» в начале Отечественной войны. Это бегства с позиций, а в безвыходных ситуациях — сдача в плен или самоубийство. Осознование факта, что вся военная пропаганда, трубившая о мощи Красной Армии и нашей готовности к войне, о том, что в случае войны мы будем воевать «малой кровью на чужой территории», оказалось ложью. Советский солдат на своей шкуре почувствовал, что он не «атом» великой армии, имеющий осмысленную тактику и стратегию, он пушечное мясо в руках бездарных и растерянных военноначальников. И тогда народное сознание из всех причин военных неудач выделило одну — измена, в самих «верхах», в руководстве страной и армией. Каждое новое поражение возрождало это паническое настроение, с которым не могли справиться ни политорганы, ни загранотряды.
Положение усугублялось тем, что и командиры разгромленных частей и соединений Красной Армии, попавшие в окружение и пробившиеся к своим, находились под влиянием тех же настроений об измене и ничего не могли объяснить бойцам. Так в авторской рукописи мемуаров маршала К. К. Рокоссовского, полностью изданной только в последние годы, немало страниц посвящено описанию «шока», который испытали наши войска летом 1941 года и из которого не могли выйти «длительное время». В ноябре 1941 года командир разгромленной советской дивизии, Котляров, прежде чем застрелиться, оставил записку, в которой были такие слова: «Общая дезорганизация и потеря управления. Виновны высшие штабы. Отходите за противотанковое препятствие. Спасайте Москву. Впереди без перспектив». О сходных настроениях повествуют документы, посвященные Московской битве, множество других документальных свидетельств о событиях 1941 года.
Следовательно,
главный вывод, действительные причины,
которые заставили события 1941 года развиваться
столь непостижимыми и малопонятным образом,
заключается не в личных просчетах Сталина,
о которых повествуют многие военноначальники
в своих мемуарах, а в иных обстоятельствах.
Историки, политики, дипломаты и военные,
создавшие в своих работах образ Сталина
— хитрого, расчетливого, коварного интригана
( что соответствует в исторической литературе
образу «выдающегося политика»), противоречат
сами себе, приписывая его личной инициативе
все те приказы, которые привели к развалу
армии на кануне войны. Достигнув высшей
власти Сталин не стал бы добровольно
совершать поступки, не подающиеся логическому
объяснению, - сама постановка вопроса
в данном ключе является антинаучной.
6. Перестройка страны на военный лад
И без того огромные расходы на вооружение стали расти в СССР еще быстрее: на военные нужды в 1939 году было истрачено 26% госбюджета, в 1940 году — 33% , а в 1941 году на вооруженные силы было выделено 43% всех государственных средств. По сути это был бюджет уже воюющей страны — в первой половине 1941 года народное хозяйство СССР обеспечивало «оборонку» почти на пределе своих возможностей. Всего с 1938 по 1941 года выпуск военной продукции увеличился в четыре раза.
Еще в 1939 году для колхозников была установлена обязательная минимальная норма трудодней — не отработавшим ее грозил лагерный срок. Летом и осенью 1940 года крепостное право и принудительность труда были распространены на работников промышленности. По новым законам рабочие и служащие потеряли право увольняться по собственному желанию — каждый из них должен был оставаться на заводе, фабрике, в той мастерской, где их застал указ ( срок его действия определен не был ). В то же время хозяйственные органы получили право «перебрасывать» любого работника с предприятия на предприятие, с одного места на другое по своему усмотрению.
Специальным постановлением нормы выработки в промышленности были повышены, оплата труда снижена, а рабочий день продлен ( «по просьбе профсоюзов» ). Прогулы, опоздания, брак в работе стали считаться уголовными преступлениями ( со всеми вытекающими последствиями ). В 1940 году за нарушение трудовой дисциплины, невыполнение норм выработки и минимум трудодней суды приговаривали к различным срокам заключения и принудительным работам около 2 мил. человек.
Руководители производства получили над своими подчиненными практически неограниченную власть — и были обязаны пользоваться этой властью. «Представитель диктатуры рабочего класса, советский диктор предприятия обладает всей полнотой власти. Его слова — закон, его власть на производстве должна быть диктаторской… Командир производства, уклоняющийся от применения самых жестких мер воздействия к нарушителям государственной дисциплины, дискредитирует себя в глазах рабочего класса как человек, не оправдывающий доверия», - писал в это время советский экономический журнал. Сами руководители — от наркома до директора — постоянно находились под, непосредственной угрозой ареста, лагеря, расстрела ( некоторые из них после нескольких недель тюрьмы — стриженных и осунувшихся — возвращали на прежние места ).В отношении разработчиков боевой техники пошли еще дальше — ведущие конструкторы вместе со своими сотрудниками по явно ложным обвинениям арестовывались, но продолжали работать над прежними проектами уже на положении заключенных в спецучреждениях НКВД ( в этих так называемых «шарашках», например, создавали самолеты ведущие конструкторские бюро Туполева, Петлякова, Сухого, Поликапова ).
Осенью 1940 года была введена в плата за обучение в старших классах средней школы ( «учитывая возросший уровень благосостояния трудящихся» ). Все ребята старше 14 лет, не пошедши учиться дальше, принудительно переводились в «школы трудовых резервов» ( ремесленные училища ), где они должны были, приобрести рабочую профессию « в сочетании с выполнением производственных норм». После двух годичной учебы-работы выпускник был обязан четыре года трудиться на том заводе, который ему определят.
Смену трактористам, которые вскоре должны были стать танкистами, готовили и в деревне — к 1941 г. Там были обучены работать на тракторах 200 тыс. женщин. К тому времени в промышленности и на транспорте женщины уже составляли около половины работающих.
До 1939 года набор в советскую армию проводился выборочно, и была она сравнительно немногочисленной ( 1 — 1,5 мил. человек ). 1 сентября 1939 года было принято решение о всеобщей воинской обязанности с одновременным снижением призывного возраста с 21 года до 19 лет. В этот же большой призыв на два года в армию попали и те мужчины до 28 лет, которые не служили. В результате еще в мирный период численность войск возросла втрое.
Советский
союз располагал в достаточном количестве
всеми необходимыми природными ресурсами
и материальными запасами для
большой, длительной войны. Нефти ( «крови
войны» ) в СССР добывалось втрое больше,
чем в Европе. «Хлеба промышленности»
- угля и стали — Германия и завоеванная
ею Европа добывали и производили больше,
но там остро не хватало материалов, которые
превращают обыкновенную сталь ( «кипучу»
) в танковую броню и спецсталь для артиллерийских
стволов ( никеля, марганца, молибдена,
вольфрама и др.). Европа в мирное время
во многом кормилась привозным зерном,
и поэтому в условиях торговой блокады
континента обеспеченность третьего рейха
и завоеванных им стран продовольствием
оказалась втрое ниже, чем в СССР.
Заключение
Во второй мировой войне участвовало 61 государство с населением 1,7 млрд. человек, ( в первой мировой войне соответственно 36 государств и 1 млрд. человек ). В армию было призвано 110 млн. человек, на 40 млн. человек больше, чем в 1914 — 1918 годах. Во второй мировой войне погибло 50 млн. человек, в пять раз больше, чем в первой.
Из государств — участниц второй мировой войны главную тяжесть нес Советский Союз. Советско-германский фронт отвлекал на себя 2/3 вооруженных сил Германии. Протяженность советско-германского фронта составляла от 3 до 6 тыс. км., в Северной Африке и Италии — 300 — 350 км., Западного фронта — 800 км. На Советско-германском фронте действовало от 190 — 270 дивизий противника, в северной Африке — от 9 до 206; в Италии — от 7 до 26 дивизий.
Советские
войска уничтожили, пленили и разгромили
более 600 дивизий фашистской Германии
и ее союзников. США и Англия нанесли
поражение 176 немецко-фашистским дивизиям.
Используемая литература
1. Якушевский А. С. — «Фактор» внезапности в нападении Германии на СССР, История СССР, 1991.
2. Мельтюхов М. И. — «22 июня 1941 г.: цифры свидетельствуют», История СССР, 1991.
3. Мельтюхов М. И. — «Споры вокруг 1941 года: опыт критического осмысления одной дискуссии», РАН Отечественная История, 1994.
4. Данилов В. Д. — «Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность», с РАН Отечественная История, 1995.
5. Самсонов А. М. — «Вторая Мировая Война 1939-1945 г.», Издательство «Наука», М., 1985,
6. Канун и начало войны: Документы и материалы, сост. Л. А. Киршнер. — Л.: Лениздат, 1991.
7. Соколов Б.В. Великая Отечественная война: цена победы. М., 1991.
8. Большая Российская энциклопедия. М.:, 2004.
9. А. Головатенко — « История» №46, М.: 1997.
10. Мельтюхов
М.И. Канун Великой Отечественной войны:
дискуссия продолжается. М., 1999.
Информация о работе Нападение Германии на СССР. Перестройка страны на военный лад