Нападение фашистской Германии на СССР. Причины поражения Советского Союза в начальный период войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

Руководство боевыми действиями вначале осу­ществлял Главный военный совет, а 23 июня Пос­тановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР была создана Ставка Главного Командования. В этот же день в стране объявлялась мобилизация военнообязан­ных 1905—1918 гг. рождения почти всех военных округов. Вводилось военное положение в европей­ской части страны. Здесь все функции органов го­сударственной власти в отношении обороны, сохра­нения общественного порядка и обеспечения госу­дарственной безопасности переходили к военным властям.

Содержание

Содержание
1. Нападение фашистской Германии на СССР. Причины поражения Советского Союза в начальный период войны_______________________3
2. Основные военно – стратегические кампании в ходе войны и их значение____________________________________________________5
3. Итоги, уроки, цена и факторы победы советского народа над фашистской Германией___________________________________________________15
Общий вывод___________________________________________________22
Список литературы______________________________________________24

Работа содержит 1 файл

История.doc

— 67.97 Кб (Скачать)

Война оставила без крова миллионы людей. Приходилось жить в землянках, бараках. Личное потребление снизилось в годы войны на 40%. Рабо­чим и служащим было разрешено выращивать про­дукты питания на индивидуальных и коллективных огородах. В этом они имели преимущества пе­ред жителями деревни, чья работа на приусадеб­ных участках всячески ограничивалась. Деньги обесценивались, карточки не всегда можно было отоварить. Рос «черный рынок» и — как неизбеж­ное следствие этого — спекуляция и натурализа­ция обмена. Для ряда категорий номенклатурных работников продолжали существовать спецраспре­делители, сохранялись спецпайки, несоизмеримые с уровнем потребления большинства трудящихся.

Все это сочеталось с постоянным психологиче­ским напряжением: горем в связи с гибелью близ­кого человека, ожиданием письма с фронта (а вдруг это будет похоронка?), 11—12-часовым рабочим днем, редкими выходными, тревогой за детей, ока­завшихся фактически без присмотра. И труд — труд во имя приближения победы.

К концу 1942 г. утраченные мощности военной промышленности удалось не только восстановить, но и превзойти, что позволило ликвидировать пре­восходство фашистской Германии в производстве основных видов вооружений и их качестве. Счет в военной экономике шел не на годы, а на дни, зачас­тую на часы. Она требовала инициативы, оператив­ности и одновременно — высокого качества про­дукции. Всего за 18 дней в 1943 г. была сконстру­ирована грозная 152-миллиметровая гаубица, а ее массовый выпуск освоен за 40 дней.

Началось массовое производство знаменитых «катюш», серийный выпуск истребителя Як-9, а вслед за ним Як-3, пикирующего бомбардиров­щика Ту-2 и двухместного штурмовика Ил-2.

С созданием на заводах поточных линий нарас­тало производство танков и самоходных орудий, причем за счет сокращения количества легких и увеличения средних и тяжелых танков. Т-34 стал лучшим танком второй мировой войны.

В сентябре 1943 г. на вооружение Красной Ар­мии поступил новый тяжелый танк ИС, созданный конструкторским бюро под руководством Ж. Я. Ко­тина. По бронезащите он в 1,5 раза превосходил не­мецкие тяжелые танки «тигр», вооружение его также было более мощным. Гитлеровское командо­вание предписывало своим танкистам избегать встречных боев с этими машинами и рекомендова­ло стрелять по ним из засады и укрытий.

 

Вывод:  Мне кажется, что военная стратегия сыграла главную роль в этой войне. Военно-стратегические компании созданные Сталиным, перевернули ход войны в сторону СССР.


 

Итоги, уроки, цена и факторы победы советского народа над фашистской Германией

1944 г. — первая половина 1945 г. стали време­нем, когда выпуск военной продукции и уровень организации военного производства достигли выс­шей точки.

С освобождением территорий от врага сразу на­чиналось восстановление разрушенного. В первую очередь вводились предприятия энергетики, чер­ной металлургии и машиностроения, шахты, транспортные магистрали. Фронту требовались танки, орудия, самолеты, машины...

Наука и культура в годы войны. Война не по­рвала связи науки с жизнью и производством, а лишь изменила мирную направленность научных работ. 23 июня 1941 г. на экстренном заседании президиум АН СССР призвал ученых мобилизовать все силы на борьбу с немецко-фашистскими захват­чиками.

В кратчайшие сроки были открыты и освоены месторождения бокситов на Южном Урале, вольф­рамовые, молибденовые, медные, марганцевые за­лежи в Казахстане, большие запасы нефти в Тата­рии. Были получены новые марки высококачест­венной стали, предложены новые технологии в военной промышленности. Громадный рост выпу­ска патронов был обеспечен благодаря применению станков-автоматов, сконструированных коллекти­вом Института автоматики и телемеханики АН СССР.

Шли поиски эффективных средств борьбы с вра­гом. В 1941 г. в боевых действиях на Черном море противник применил электромагнитные мины, обычные средства борьбы с которыми оказались малоэффективными. Группа ученых во главе с А. П. Александровым и И.В. Курчатовым создала принципиально новые методы размагничивания боевых кораблей, что сохранило флот и спасло жизнь тысячам моряков.

Крупные проблемы решали ученые-медики. Им удалось разработать принципы и технологию мас­сового внедрения переливания крови и получения сухой плазмы, сделать разработки препаратов, спо­собных ускорять заживление ран, изготовить при­способления для извлечения у раненых металличе­ских осколков и т. д.

Но в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа продолжали то­миться многие замечательные ученые. В годы вой­ны там погибли Н. И. Вавилов, П. А. Флоренский и др.

В духовном противостоянии с фашистскими аг­рессорами наша культура сыграла свою особую роль. Все лучшее, что было заложено в культурных традициях народов нашей страны, стремилось про­явиться таким образом, чтобы помочь миллионам людей осознать свое место в общем строю. Харак­тернейшей чертой развития культуры становится углубление интереса к национальному классиче­скому наследию. И это не случайно. Фашизм с его делением народов на «полноценные» и «неполно­ценные» являл собою пример уничтожения куль­турного наследия многих народов. «Превосходство арийской культуры», которое несли с собой завоеватели, неизбежно вызывало обратную реакцию. Фа­шистское варварство в национальных святынях — Ясной Поляне, Пушкиногорье, Петродворце — яс­но показывало, что уничтожение национальных культур — одна из главных стратегических целей фашизма. И миллионы людей как бы заново обра­тились к извечным духовным ценностям. Обрели новый смысл стихи Пушкина и романы Толстого, Тургенева, музыка Глинки и Чайковского.

Патриотическое начало в искусстве проявля­лось также и в произведениях, созданных в годы войны советскими писателями, композиторами, художниками. В дни тяжелых испытаний на пер­вое место вышла патриотическая публицистика.

Авторы во многом освободились от стереотипов предвоенных лет, их произведения стали ближе, понятнее людям.

Настоящий подъем переживала поэзия. Самое знаменитое стихотворение военной поры «Жди ме­ня» К. М. Симонова бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали из рук в руки. Широкую популярность приобрели многие лириче­ские стихи, ставшие настоящими народными пес­нями: «Огонек», «В лесу прифронтовом».

В самые тяжелые дни блокады Ленинграда Д. Д. Шостакович создает гениальную Седьмую симфонию. Патриотическую оперу «Война и мир» пишет С. С. Прокофьев.

Артисты драматических, музыкальных театров, эстрады также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью у бой­цов и командиров пользовались фронтовые театры.

Большой размах приняла концертная деятель­ность музыкантов и артистов на фронтах и в тылу. В концертах участвовали В. А. Козин, Л. А. Русла­нова, Л. О. Утесов, К. И. Шульженко и др.

Патриотическая тема стала ведущей в докумен­тальном и художественном кинематографе. На фронтах находилось 150 кинооператоров.

Государство и церковь в годы войны.

Анти­церковная государственная политика, проводив­шаяся накануне войны, принесла свои плоды. На свободе оставалось лишь несколько сот священнослужителей, 7 епископов Русской православной церкви. Определенная часть верующих ушла в «ду­ховное подполье», создавая различные секты, так называемую «катакомбную» церковь, не призна­вавшую никаких изменений послеоктябрьского пе­риода.

На оккупированной территории германские власти ввели формальные положения о веротерпи­мости, разрешив открывать приходы. Однако свя­щенники должны были полностью подчиняться ок­купационным властям, которые удаляли любого священника, если появлялись сомнения в его бла­гонадежности. Сам Гитлер утверждал, что «в лю­бом случае создание единой церкви для больших русских территорий должно быть предотвращено. Проще всего для нас было бы, если бы каждая де­ревня имела бы свою собственную секту, которая развила бы собственную концепцию Бога». Гитле­ровцы стремились насадить в сознании людей мис­тицизм, оккультизм.

Восстановление государственной границы.

С каждым месяцем 1944 г. фронт неумолимо отка­тывался на запад. То, что агрессор обречен на пора­жение, сомнений не вызывало. Но ясно было и то, что он будет сопротивляться до конца. Страны ан­тигитлеровской коалиции приняли совместное ре­шение: единственным способом окончания войны является безоговорочная капитуляция Германии.

Уже не предпринимались попытки ши­рокомасштабного наступления по всему фронту, а последовательно проводились операции на различ­ных участках. Такое перенесение ударов с одного направления на другое заставляло германское ко­мандование перебрасывать силы с одного участка фронта на другой, окончательно лишая его иници­ативы.

1944 год начался наступлением под Ленингра­дом, в результате чего город был полностью дебло­кирован. Практически одновременно с этим разви­валась операция по освобождению Правобережной Украины. Разгромив крупную группировку про­тивника в Корсунь-Шевченковской операции, вой­ска Красной Армии в марте 1944 г. освободили Винницу, Тернополь, Черновцы и вышли на грани­цу с Румынией. 10 апреля была освобождена Одес­са, в мае — Крым. 10 июня 1944 г. началось на­ступление советских войск на Карельском пере­шейке.

Успех этой операции привел к выходу из войны одного из союзников Германии — Финляндии. Прибалтийская группировка противника, насчи­тывавшая более 30 дивизий, была зажата на не­большой части территории Латвии, где была плене­на в мае 1945 г. В борьбе за освобождение Прибалтики от немецко-фашистских войск активное участие принимали латышские, литовские и эстон­ские военные формирования, входившие в состав Красной Армии. Были освобождены Вильнюс, Тал­лин, Рига.

Одержанные Красной Армией победы в Белорус­сии и западных областях Украины способствовали наступлению союзных войск на западе. Немцам пришлось оставить Нормандию. И постепенно они начали отход к границам Германии.

К середине осени 1944 г. граница СССР была вос­становлена почти на всем своем протяжении. Но одновременно освобождение территории СССР со­провождалось выходом на ряде направлений на территории сопредельных государств: Польши, Ру­мынии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии. Это со­здавало принципиально иную ситуацию. Что несла Красная Армия народам Восточной Европы? Абсолютное большинство населения стран, куда вступа­ли части Красной Армии, не принимало немец­ко-фашистский оккупационный режим, а также сотрудничавшие с ним местные правительства. По­этому Красная Армия шла в Восточную Европу как армия освободителей.

В 1944 г. миллионы совет­ских людей в солдатской форме впервые перешаг­нули границу Советского Союза. Они честно и му­жественно воевали, погибая на чужой земле, зная, что без окончательного разгрома гитлеровской Гер­мании и ее союзников не будет мира.

Патриотически настроенные военные Румынии и поддерживавшие их боевые отряды освободили столицу страны — Бухарест — и удерживали город до подхода советских войск.

Утром 8 сентября передовые отряды Красной Армии перешли болгарскую границу. Одна из пе­хотных дивизий болгарской армии встретила наши части с развернутыми знаменами и торжественной музыкой. Глубокие исторические традиции болга­ро-русских связей позволили избежать вооружен­ных столкновений.

Каждая из стран, в освобождении которой при­нимала участие Красная Армия, отличалась свое­образием политического положения. Для Югосла­вии было характерно широкое развитие массовой вооруженной борьбы с гитлеровскими захватчика­ми и их пособниками. В стране вела активные бое­вые действия Народно-освободительная армия Югославии.

При штурме столицы Югославии Белграда в конце октября командование фронта выполнило просьбу югославов: их части ворвались в город пер­выми. После освобождения Белграда последовал приказ Ставки закрепиться и «дальше в глубь Юго­славии не продвигаться». Югославские части пол­ностью очистили свою территорию самостоя­тельно.

Тяжелые испытания выпали на долю бойцов, вступивших на территорию Венгрии. Правительст­во Венгрии крепко связало себя с гитлеровским ре­жимом. Войска вермахта при активной поддержке венгерской армии ожесточенно сопротивлялись. Советские войска устали, оторвались от баз. Две по­пытки овладеть Будапештом оказались неудачны­ми. Борьба за город, не прекращаясь ни на один день, продолжалась до середины февраля 1945 г., после чего не менее кровопролитное сражение про­изошло в районе озера Балатон. Лишь к началу ап­реля бои на территории Венгрии закончились.

В сентябре — ноябре 1944 г. Красная Армия ока­зала действенную помощь народному антифашистскому восстанию в Словакии. Однако полностью преодолеть карпатские рубежи части Красной Ар­мии тогда не смогли. На большей части Словакии антифашистское восстание было подавлено. Гитле­ровские войска были изгнаны из восточной части Австрии. Была освобождена и территория Север­ной Норвегии.

На берлинском направлении.

Чем ближе совет­ские войска подходили к Берлину, тем яснее стано­вилось, что 1945 год будет последним годом войны, что окончание войны недалеко.

Наступление развивалось так стремительно, что порой передовые части советских войск оказыва­лись в окружении отступавших сил вермахта.

В феврале подразделения Красной Армии в районе г. Кюстрина форсировали Одер — послед­нюю крупную водную преграду перед Берлином.

Кульминационным моментом операции стал штурм Кенигсберга. Прекрасно защищенный и обеспеченный всем необходимым, имевший отбор­ный гарнизон, город казался неприступным. Его комендант О. Лаш отметил: «Никак нельзя было раньше предполагать, что такая крепость, как Ке­нигсберг, так быстро падет».

Наступил апрель 1945 г. Красная Армия готови­лась к штурму Берлина. Все стремились скорее за­кончить войну и понимали, что это произойдет че­рез считанные недели. Тем горше была гибель каж­дого из боевых товарищей. Уже после войны некоторые военачальники высказывали мнение, что достаточно было бы окружить Берлин и дожать в нем остатки гитлеровских войск, заставить их ка­питулировать, сохранив жизни многих советских воинов. В Ставке весной 1945 г. так вопросы не ста­вились. Руководители СССР считали, что затягива­ние военных действий может привести к открытию немцами фронта на западе, заключению сепаратно­го мира. Не исключалась вероятность того, что анг­ло-американские части окажутся в Берлине рань­ше.

Информация о работе Нападение фашистской Германии на СССР. Причины поражения Советского Союза в начальный период войны