Н.А.Назарбаев

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:18, реферат

Описание работы

Нурсултан Абишевич Назарбаев родился 6 июля 1940 г. в с. Чемолган Каскеленского (ныне Карасайского) района Алматинской области. Окончил Днепродзержинское техническое училище (1960), высшее техническое учебное заведение при Карагандинском металлургическом комбинате (1967), заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС (1976). Доктор экономических наук, академик. Трудовую деятельность начал в 1960 г. на Карагандинском металлургическом комбинате в г. Темиртау разнорабочим, где прошел путь до старшего газовщика доменной печи. С 1969 г. переведен на комсомольскую и партийную работу. Работал первым секретарем Темиртауского горкома ЛКСМ Казахстана (1969-1971), вторым секретарем Те

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

               БИОГРАФИЯ      

     Нурсултан Абишевич Назарбаев родился 6 июля 1940 г. в с. Чемолган Каскеленского (ныне Карасайского) района Алматинской области. Окончил Днепродзержинское техническое училище (1960), высшее техническое учебное заведение при Карагандинском металлургическом комбинате (1967), заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС (1976). Доктор экономических наук, академик. Трудовую деятельность начал в 1960 г. на Карагандинском металлургическом комбинате в г. Темиртау разнорабочим, где прошел путь до старшего газовщика доменной печи. С 1969 г. переведен на комсомольскую и партийную работу. Работал первым секретарем Темиртауского горкома ЛКСМ Казахстана (1969-1971),  вторым секретарем Темиртауского горкома партии (1971-1977), секретарем, вторым секретарем Карагандинского обкома партии (1977-1979). На высших государственных и партийных постах находится с 1979 г., со времени избрания секретарем ЦК Компарии Казахстана (1979-1984), Первым секретарем ЦК КПК (июнь 1989-сентябрь 1991), одновременно - членом Политбюро ЦК КПСС (1990-1991), Председателем Верховного Совета Казахской ССР (февраль-апрель 1990). 24 апреля 1990 г. Н.А. Назарбаев избран первым Президентом Казахской ССР. 29 апреля 1995 г. по итогам всенародного референдума полномочия Президента Республики Казахстан были продлены до 2000 года. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РК, Председатель Совета Безопасности РК, Председатель Ассамблеи народов Казахстана, Председатель Всемирной Ассоциации казахов. Награжден высшими орденами и медалями Казахстана, России, Узбекистана и ряда зарубежных стран. Нурсултан Назарбаев обладает ярко выраженными лидерскими качествами и адекватной самооценкой. Сочетает в себе черты харизматического, рационально-легального и традиционного типов лидерства. Быстро адаптируется к изменяющейся обстановке. Обладает высокой сопротивляемостью к стрессовым воздействиям. Хорошо контролирует свои чувства, выдержан. Прагматик. Искусно сочетает стратегию и тактику, в случае возникновения противоречий между перспективными и сиюминутными целями предпочтение отдает стратегическому планированию. Именно такой политико-психологический портрет составили эксперты, анализируя политическую жизнь Нурсултана Назарбаева. Он является политиком не только национального, но и мирового масштаба. В начале 90-х, когда он уже был руководителем Казахстана, в рейтинге популярных лидеров СССР он занимал первое место.  Назарбаев - тонкий политик, который принимает только взвешенные решения. Он последовательный и предсказуемый, хотя в экстремальной ситуации может принять решение, которого от него никто не ожидает. В декабре 1991 г., когда лидеры трех славянских республик неожиданно для всего мира подписали Беловежское соглашение, практически ставшее смертельным приговором для Советского Союза, Назарбаев, вопреки всем предсказаниям и прогнозам, не пошел на поводу событий, отказавшись создать свой - мусульманский союз среднеазиатских республик и Казахстана. Время показало, что Назарбаев в той нелегкой ситуации принял единственно правильное решение. Благодаря этому, удалось избежать конфронтации между республиками. Была сохранена целостность самой России, поскольку тюркоязычные республики в составе Российской Федерации тоже могли повести себя сепаратистски. Нурсултана Назарбаева знают, признают и уважают во всем мире. С его именем связаны обретение нашей республикой независимости, период становления и укрепления государственности Казахстана. 20 октября 1997 г. Указом президента страны г. Акмола объявлен столицей Республики Казахстан. Перенос столицы был осуществлен в сжатые сроки. Уже 10 июня 1998 г. состоялась презентация новой столицы. Эпицентр политической жизни переместился из Алматы в Акмолу, получившую новое имя - Астана. За время руководства Нурсултана Назарбаева произошло становление Казахстана как   суверенного государства, полноправного члена Организации Объединенных Наций. Под его непосредственным руководством была введена национальная валюта - тенге, институализировалась самостоятельная финансово-экономическая система республики. При нем были образованы Вооруженные Силы РК и другие силовые структуры, надежно обеспечивающие национальную безопасность страны. Безусловным достижением первого Президента является оформление молодой казахстанской дипломатии, сделавшей первые успешные шаги на международной арене. Произведена делимитация и демаркация государственной границы, а также демилитаризация пограничной зоны с Китайской Народной Республикой. Казахстаном получены гарантии национальной безопасности и территориальной целостности от пяти ядерных держав: США, Великобритании, России, Франции и Китая. Республика Казахстан стала безъядерным государством. Был закрыт Семипалатинский ядерный полигон. Благодаря усилиям Назарбаева, наша страна получила статус стратегического партнера США - единственной после распада СССР сверхдержавы мира. Вместе с тем, сохранены традиционно дружественные отношения с Россией: установлен упрощенный порядок приобретения гражданства, русскому языку придан статус равного с государственным официального языка, сохранен космодром Байконур, подписана Декларация о вечной дружбе.    Казахстан предпринимает энергичные усилия по интеграции постсоветских стран в рамках СНГ, Таможенного и Центральноазиатского союза. Сложное геополитическое положение и настоятельная необходимость отстаивания национальных интересов привели к концептуализации отечественной внешней политики в формуле ее многовекторности, соблюдения гибкого баланса сил. Под руководством Президента в стране осуществляется кардинальное реформирование экономической системы, переход от плановой экономики к рыночной. Наиболее интенсивные изменения претерпевает политическая система, происходит ее активная институционализация. В настоящий момент структура органов государственной власти по большинству параметров аналогична Французской Пятой Республике с ярко выраженным арбитражным статусом Президента, когда он возвышается над ветвями власти. Приоритет отдается президентской форме государственного устройства, а не парламентской.   В октябре 1997 г. Президент Н. Назарбаев обратился к народу страны с ежегодным посланием "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев". В нем он очертил стратегию развития государства и общества в третьем тысячелетии. Сейчас Казахстан вступает в новый период социально-экономических и политических преобразований. Он входит в будущее не с пустыми руками, а имея за своей спиной уже наработанный опыт реформ. Ему еще предстоит пройти долгий, трудный и ответственный путь.       Нурсултан Абишевич Назарбаев вошел в современную политическую историю суверенного государства и мирового сообщества не только как строитель независимой Республики Казахстан, но и как успешный стратег и организатор социально-экономических и политических реформ. В личности главы государства удивительно гармонично сочетаются стратегическое мышление и предвидение с политической волей и мужеством, которые так необходимы для практической воплощения в жизнь намеченных целей. Именно это сочетание и обеспечило уникальный политико-исторический путь нашей страны к сегодняшним политическим и социально-экономическим успехам. Суверенный Казахстан - одно из самых успешных и стабильных государств постсоветского пространства, даже несмотря на перманентный мировой финансовый кризис. Следовательно, комплексное политологическое исследование различных аспектов становления личности и мировоззрения национального лидера суверенного Казахстана – Н. А. Назарбаева – имеет важное государственное, региональное и международное значение. Глава государства обладает политической волей и необходимой совокупностью черт характера для национального лидера. Например, именно предложение Н. А. Назарбаева по созданию Национального фонда помогло значительно смягчить негативное влияние мирового финансового кризиса на экономику. По мнению Главы государства, Национальный фонд можно определить как «фонд будущих поколений. Продавая нефть, богатство земли, которая принадлежит и нашим детям, мы не имеем права растрачивать его на какие-то сиюминутные меры и решение проблем сегодняшнего дня за их счет. Мы можем лишь употребить часть этих средств на строительство и развитие страны – обустройство нашего дома, который мы оставим детям и внукам» [1, с. 139].           Об общественно-политической деятельности главы государства написано немало. В работах отечественных и зарубежных авторов ей дается разная характеристика. Одни положительно оценивают политическую деятельность Н. А. Назарбаева (Д. Валовой, О. Видова, Ж. Джунусова, Н. Нигматулин, Г. Толмачев), тогда, как другие исследователи (Н. Амрекулов, Н. Масанов) достаточно резко его критикуют, что говорит о неординарности и неоднозначности, а также о политической воле казахстанского лидера. Многие отечественные и зарубежные ученые и исследователи при этом не всегда учитывают тот факт, что появление в стране такого характера, профессиональной и развитой социально-политической личности является следствием сложного соединения объективных и субъективных обстоятельств и факторов, а также личных и персональных заслуг и достижений самого Н. А. Назарбаева, считающего народ своей главной опорой. Глава государства в своем ежегодном Послании народу Казахстана от 2 марта 2006 г. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» особо отметил тот факт, что прошло не так много времени с тех пор, как народ оказал мне высочайшую поддержку, вновь доверив свою судьбу и судьбу нашего Отечества. Мы с вами всегда, сказал он, по большому счету, были единомышленниками, не давали повода усомниться друг в друге. Мои обещания никогда не оказывались пустыми, а ваша поддержка всегда была искренней, обнадеживающей и вдохновляющей на большие свершения… Когда народ един, живет в мире и благополучии, для него нет недостижимых высот [2]. Все это вместе взятое свидетельствует об актуальности темы данного политологического исследования. Актуальность и значимость всестороннего изучения деятельности политического лидера Казахстана возрастают в ближайшей и отдаленной перспективе, поскольку это связано с реализацией на практике политических реформ по демократизации общества и решением ряда крупных общенациональных задач в политической жизни Республики Казахстан. По мнению мэра Москвы Юрия Лужкова, Президент Н. А. Назарбаев олицетворяет независимый Казахстан, новый исторический тип государства, а значит и новый общественно-экономический строй. В одном из своих интервью Ю. Лужков сказал: «Нурсултан Абишевич  – одна из самых ярких личностей среди руководителей государств мира, у которого душевность, логика и разум выходят за пределы организации жизни своей страны и стимулируют многое из того, что нужно сделать на сложившемся новом евразийском пространстве» [3]. Как отмечает глава Казахстана Н.А. Назарбаев, «у кого-то, если есть такое мнение, что Назарбаев все хочет удержать, и вот такой он властолюбец, – он сильно ошибается. Человек имеет пределы своей энергии, своих сил, своих умственных способностей… Моя задача заключается в том, чтобы сделать наше государство, систему управления таким, каким хочет казахстанский народ, и в то же время устойчивым и стабильным» [4]. Поэтому особенно актуальными являются исследование инновационных механизмов и принципов организации эффективной системы функционирования института политического лидерства. 
 
 

Политическое лидерство.

    В современных политологических, социологических  и иных исследованиях достаточно часто употребляется понятие «политическое лидерство». Об этом свидетельствуют труды мыслителей прошлого и современности. Вместе с тем о роли политического лидера в условиях демократизации политической системы и дальнейшего развития модернизационных социально-политических, экономических, правовых и иных политических процессов свидетельствуют высказывания не только отечественных и зарубежных ученых, но и политиков, представителей общественности и оппозиции, деятелей культуры, бизнесменов и т.д.

    Кроме того, имеется много работ как отечественных, так и зарубежных ученых, посвященных именно посттоталитарному периоду истории постсоветских государств, а так же проблемам политического лидерства, руководства и имиджа государственной элиты в этих условиях. Этой теме посвящены ряд кандидатских и докторских диссертаций. В частности, к ряду таких исследований относятся диссертационные работы Л. Ф. Адиловой и Б. Т. Куппаевой.

    В диссертационной работе Л. Ф. Адиловой «Теоретические и прикладные основы формирования имиджа политического лидера» исследуются индивидуальные особенности, масштаб личности политика, наличие реального лидерского потенциала, который актуализирует политический капитал лидера, выводит его в разряд политических тяжеловесов. А политический имидж для такого политика является инструментом, который помогает ему наладить связь с общественностью [5].

    По  мнению Б. Т. Купаевой история действительно все расставляет на свои места, сквозь ее призму становится понятна роль любой личности, и особенно личности политического лидера [6].

    Однако  проблема, поднятая в данном диссертационном  исследовании, является одной из первых в Республике Казахстан, поскольку  правомерно полагаем, что без системного исследования феномена политического  лидерства Н. А. Назарбаева не может быть и речи об определении дальнейших перспектив и прогнозов развития казахстанского общества.

    Древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие  и древнеримские философы – Конфуций, Лао-Цзы, Плутарх, Геродот, Фукидид, Платон, Аристотель, Цицерон являются первыми, кто обратил внимание на роль  правителя в истории, кто и каким должен быть руководитель. Немного позже Ф. Аквинский, аль-Фараби, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, И. Кант, Ф. Ницше, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А. Токвиль, Дж. Ст. Милль, К. Поппер и др. стали исследовать с феномен политического лидерства научной точки зрения.  
 
 
 
 

      «Особенности формирования мировоззрения Н. А. Назарбаева в годы коммунистической системы: политологический анализ» на основе применения общенаучной и системной методик были выделены и исследованы наиболее значимые общественно-политические аспекты развития устойчивого политического мировоззрения лидера нации.

    Соискатель  считает, что именно данный период выделил персональную личность Н.А. Назарбаева. Объективно оценивая ряд отрицательных сторон советского  государства, необходимо признать, что именно Верховный Совет выдвинул из своего состава члена КПСС Н. А. Назарбаева. Конечно, сказались и субъективные факторы, а именно роль Д. А. Кунаева в становлении политического лидерства Н. А. Назарбаева. Кроме того, в данном смысле важно выделить и объективные факторы, например, наиболее существенные политические условия и конституционные изменения в Конституции Казахской ССР. Они позволили ввести в Казахстане президентскую форму правления, а Н. А. Назарбаеву стать первым Президентом. В этой связи считаем, что положительным результатом и определенным достижением советского периода для Казахстана является появление на политическом пространстве и в государственной системе управления такого политика мирового масштаба как Нурсултан Абишевич Назарбаев. Следовательно, политический успех Н. А. Назарбаева обусловлен его многолетней работой над собой, умением внимательно наблюдать, анализировать и делать соответствующие выводы.

«Политические аспекты руководства Н. А. Назарбаева в период кризиса социализма и становления суверенного Казахстана» определяются различные политические аспекты лидерства в сложнейший период формирования государственности и утверждения суверенитета страны.

    Соискатель  отмечает, что период суверенизации Казахстана и политическое самоопределение Казахстана являются сложным этапом развития, который отразил личность и портрет Н. А. Назарбаева как лидера страны и казахстанского народа.

    Этот этап определенного освобождения от диктата и контроля Москвы Н. А. Назарбаев описывает следующим образом: «Я держался, что называется, до "последнего патрона" против развала Советского Союза. Не потому, что мне нравилось то объединение, которое с 1989 года, когда Центр потерял всякое управление, а регионы делали все, что хотели, начало разваливаться прямо на глазах. Так что пусть меня правильно поймут: я не выступал за сохранение того Союза – несправедливого, административного, который не давал нам двигаться к цивилизованному обществу

      
 
 
 
 

    «Роль Президента Н. А. Назарбаева в укреплении суверенитета и государственности Республики Казахстан» анализируются место и значение руководства страны в обеспечении устойчивого эволюционного и стабильного развития государства.

    По  мнению автора, роль главы государства очень высока. Н. А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана в 2005 г. четко определил: «У нас была простая и ясная цель, – мы хотели жить лучше, нам хотелось свободы, а еще больше мы хотели, чтобы будущее наших детей и внуков было достойным. На это ушли годы, годы нашей с вами жизни. Мы работали не зря, и вот чего мы добились. Возьмем 10-летний период, когда начала работать собственная национальная валюта, а значит экономическая независимость стала реальной. 10 лет – это также юбилей нашей Конституции, благодаря которой страна стабильна, экономически процветает… Мы создали успешно работающую рыночную экономику. Сделав ставку на радикальную реформу экономики, мы в сжатые сроки сумели провести рыночные реформы, создали соответствующее законодательство. Сегодня Казахстан имеет реально работающую рыночную экономику» .

    Автор солидарен с мнением М. Т. Лаумулина  о том, что среди американских экспертов и политиков в отношении  восприятия лидеров постсоветских  государств начала проявляться одна особенность. Они связывают авторитарные методы руководства этих лидеров не столько с «многовековыми деспотическими политическими культурами Востока», длительным пребыванием этих народов в рамках самодержавной, основанной на принуждении и подчинении политической культуре Российской империи, сколько с их советским прошлым. При этом предлагают сделать простой вывод: если в постсоветских государствах отстранить от власти «неспособных демократизироваться бывших партийных руководителей» или пророссийски настроенных лидеров, а на их место «каким-либо образом поместить» молодых, энергичных и проамерикански настроенных руководителей, то тогда США получит в этих государствах демократию, уважение прав человека, победу над коррупцией чиновничества, экономические рыночные реформы и т.д. [24, с. 269]. Такой упрощенный взгляд имеет мало общего с реальной действительностью, со сложными закономерностями, определяющими ее развитие

    Соискатель  полагает, что именно общенациональные инициативы и политическая позиция Н. А. Назарбаева способствовала принятию основных политико-правовых документов для решения задач укрепления государственности, развития принципов демократии и определения новых возможностей свободного развития всех граждан Казахстана. Сегодня абсолютное большинство населения Казахстана поддерживают общенациональные инициативы Главы государства. Неслучайно, поэтому, в этом году было принято решение о законодательном закреплении статуса «Ел Басы» (Лидер Нации), поскольку это уже утвердилось в общественном сознании.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    1 Назарбаев Н. А. Казахстанский  путь. – Караганда, 2006 – 372 с.

    2 Стратегия вхождения Казахстана  в число 50-ти конкурентоспособных стран мира // Казахстанская правда. – 2006. – 2 марта.

    3 Ертысбаев Е. К. Казахстан и Назарбаев логика перемен. – Астана: Елорда, 2001. – 576 с.

    4 Наша Газета. - 2007. - 12 апреля.

    5 Адилова Л. Ф. Теоретические и прикладные основы формирования имиджа политического лидера: автореф. дис... докт. полит. н.: 23.00.02 – Алматы, 2003. – 51 с.

    6 Куппаева Б.Т. Политическое лидерство в Казахстане (опыт исторического анализа): автореф. дис... канд. полит. н.: 23.00.02. - Алматы, 2003 - 20 c.

    7 Назарбаев Н. А. Без правых и левых. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 202 с.

    8 Назарбаев Н. А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. – Алматы: Дәуiр, 1992. – 567 с.

    9 Назарбаев Н. А. На пороге XXI века. – Алматы: Өнер, 1996. – 288 с.

    10 Назарбаев Н. А. Мы строим новое государство: труды и речи / Консультант А. Н. Нысанбаев. – М.: Палея-Мишин, 2000. – 419 с.

    11 Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. –  Алматы: Атамұра, 2003. – 450 с.

    12 Назарбаев Н. А. Пять лет независимости: из докладов, выступлений, статей Президента Республики Казахстан.- Алматы: Казахстан, 1996. – 624 с.

    13 Овчинникова О.Г., Халин К.Е. Путин, Блэр, Буш: биографии и аналогии. – М.: ТК Велби, 2004. – 288 с.

    14 Гурский А.С. Твердая поступь страны. К 10-летию Стратегии развития Казахстана до 2030 года. – Астана: Институт системных исследований, 2007. – 440 с.

    15 Касымбеков М. Б. Институт президентства как инструмент политической модернизации. – Астана. - 2002. – 280 с. - С. 71.

    16 Джунусов А. М. Власть и оппозиция: историко-теоретические аспекты. – Алматы: Комплекс, 1997. – 210 с.

    17 Нигматулин Н. Феномен Назарбаева: миссия служения стране и народу // Казахстанская правда. – 2010. – 6 июля.

    18 Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 448 с.

    19 Мельник В.А. Современный словарь по политологии. – Минск.: Книжный дом, 2004. – 640 с.

Информация о работе Н.А.Назарбаев