Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:27, доклад
Партии, выступавшие в то время с левых, условно социалистических позиций, достаточно известны – социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты, национальные социал-демократические партии. Наибольший интерес представляют социал-демократы и эсеры как наиболее влиятельные партии левого спектра. Изучение сходств и различий в понимании партиями тех или иных событий и явлений важно, так как оно позволяет понять причину возникновения многих политических процессов. Если большевики и меньшевики действовали во многом в рамках социал-демократической традиции, то про эсеров так сказать нельзя. Эсеры критиковали марксистов за идеализацию пролетариата и, как следствие, игнорирование интересов крестьянства.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В
ПРОГРАММАХ БОЛЬШЕВИКОВ И СОЦИАЛИСТОВ-
Партии, выступавшие в то время с левых, условно социалистических позиций, достаточно известны – социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты, национальные социал-демократические партии. Наибольший интерес представляют социал-демократы и эсеры как наиболее влиятельные партии левого спектра. Изучение сходств и различий в понимании партиями тех или иных событий и явлений важно, так как оно позволяет понять причину возникновения многих политических процессов. Если большевики и меньшевики действовали во многом в рамках социал-демократической традиции, то про эсеров так сказать нельзя. Эсеры критиковали марксистов за идеализацию пролетариата и, как следствие, игнорирование интересов крестьянства. Это различие во многом предопределило и дальнейшие разногласия между ними и социал-демократами. В свои программах политические партии предлагали свои варианты решения основных проблем, вставших перед страной в начале XX века. Одним из разделов в программах большинства партий Российской империи было решение национального вопроса, интерес к которому был обусловлен обострением конфликтов на национальной почве. Национальные противоречия в совокупности с противоречиями социальными и религиозными приводили к тому, что данная проблема становилась всё сильнее и сильнее. Именно поэтому ни одна партия не могла обойти её стороной. Социал-демократы и эсеры не были здесь исключением.
Как вообще российские социал-демократы и социалисты-революционеры представляли себе процесс образования наций в России, что они понимали под словом «нация». Представители партии социалистов-революционеров осознавали наличие национального вопроса, признавали, что без его решения немыслимы остальные преобразования, указанные в программе партии. Об этом свидетельствует следующий факт: в программе, принятой в 1906-м году, признание права нации на самоопределение – это всего лишь один из необходимых элементов общедемократических преобразований, конечно, важный, но не так, как, допустим, обеспечение свободы слова или защита неприкосновенности жилища.1 Впрочем, программа эсеров по национальному вопросу была значительно подробнее, чем аналогичные программные документы социал-демократов, в которых было указано признание права нации на самоопределение. Но способы проявления этого права указаны не были, что, вероятно, было связано со стремлением представителей РСДРП всё-таки быть объединителями левых сил, отказаться от разногласий по национальному признаку. Важным изменением стал отказ от термина «народность», как видно, используется термин «национальность» - видимо, для того, чтобы соответствовать активно использующему именно этот термин социалистическому движению России. Что характерно, призыв к немедленному решению языковой проблемы путём введения родного языка во все государственные учреждения, включение этого мероприятия в перечень комплекса преобразований. Это означает, что наличие языка признавалось эсерами основным критерием в определении того, что же считать нацией. Эсеры подробно высказали свой взгляд на решение национального вопроса в царской России. Признание за каждой нацией права на самоопределение – это то, что могло объединить большевиков и эсеров в их понимании национального вопроса, тем более, что отсутствие развёрнутой программы в этом вопросе у социал-демократов могло означать возможность поддержки позиции эсеров. Но насколько схожи позиции социалистов-революционеров и большевиков?
В работе одного из лидеров партии эсеров В. Чернова «Национальное порабощение и революционный социализм». Как видно, национальные проблемы также входили в его сферу интересов. «Мы как социалисты, против всего, что препятствует сближению национальностей. Поэтому мы – противники всякого национализма, самобытничества и тому подобных течений, ставящих себе существенно консервативные задачи – ревниво охранять исторически унаследованные национальные особенности».2 Смысл данного отрывка в следующем: партия осознаёт себя как часть мирового социалистического движения, называя себя социалистической, она накладывает на себя ряд обязательств, которые затем отражаются в программах и заявлениях лидеров. Одно из них – это отказ от «всякого национализма». «Всякого» - это значит, что партия должна выступать и против создания национальных социалистических партий, своеобразно пытающихся «ревниво охранять исторически унаследованные национальные особенности». Такая точка зрения близка и большевикам. Также в известной работе В.И. Ленина «Критические заметки по национальному вопросу», то такие мысли можно обнаружить и там («Кто хочет служить пролетариату, тот должен объединять рабочих всех наций, борясь неуклонно с буржуазным национализмом и «своим» и чужим»). Так что если бы В. Чернов остановился бы на этой фразе, можно было бы сказать, что никаких принципиальных разногласий между большевиками и эсерами по национальному вопросу не существовало.
Но дальше начинаются очевидные расхождения между Черновым и основными специалистами по национальному вопросу в партии большевиков – Лениным и Сталиным. Чернов пишет: «Национальное возрождение, национальный подъём вовсе не враждебное – напротив того, крайне благоприятное для нас явление».3 Партия заинтересована в развитии национальных движений, превращении их в значительную политическую силу, в то время как большевики считали недопустимым любое проявление национального в ущерб классовому. Не случайно Ленин, рассуждая о двух национальных культурах, отмечает, что «национальная культура» вообще есть культура помещиков, попов, буржуазии».4 Это - основное противоречие между Лениным и Черновым, и, шире, между большевиками и эсерами, которое могло вызвать обвинение эсеров со стороны большевиков в уступках буржуазным националистам. Но с другой стороны, такой взгляд эсеров на национальный вопрос способствовал позитивному восприятию партии со стороны национальных меньшинств, создавал возможность для контактов с национальными элитами, недовольными политикой ассимиляции.
И в программе
большевиков, и в программе эсеров,
как видно даётся примерно один проект
решения национального вопроса.
Обе партии непосредственно связывают
национальное самоопределение с
образованием территориальных автономий,
привязка нации к той территории,
которую она занимает, кажется
обязательным условием. Но большевики
идут ещё дальше – они предлагают
закрепить за нациями право «на
свободное отделение и
1 Национальный вопрос в программных документах политических партий, организаций и движений России. Начало XX века. Томск, 1998
2 Национальный вопрос в программных документах политических партий, организаций и движений России. Начало XX века. Томск, 1998. Стр. 47
3 Руднев В.Н. Партия социал-революционеров. Документы и материалы 1900-1922 гг. М., Росспэн, 1996.
4 Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. М., Издательство политической литературы, 1977.