Национальный состав России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:16, творческая работа

Описание работы

Россия велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. Тот, кто пашет землю, строит, кто владеет техникой и наукой, создаёт будущее и всегда готов встать на защиту своей Родины. Для того чтобы беззаветно любить свою страну, надо знать её особенности, уметь ценить и понимать красоту, созданную и завещанную нам нашими предками, понимать как и чем она живет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Особенности формирования национального состава России………..……4

Глава 2.Национальный состав населения России…………………………………….6

Глава 3. Национальная проблематика……………………………………………….11

Глава 5 . Религиозная проблематика…………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………………..22

Список литературы…………………………………………………………………….23

Приложения

Работа содержит 1 файл

экзаменац работа.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     Межэтнические конфликты имеют глубокие исторические корни, а в настоящее время они обострены политическими и экономическими проблемами. Для разрешения конфликтов необходимо прежде всего проведение более совершенной национальной политики, реально учитывающей интересы всех народов; создание условий для свободного развития национальных языков и культур, воспитание взаимного уважения национальных традиций. Демографические проблемы нашей страны как в капле воды отражаются в жизни каждого из проживающих на ее территории народов. Это касается как самых малочисленных народов, так и самых крупных.

     Численность самого большого из них — русского стремительно сокращается. Растет смертность, в том числе детская и младенческая, а также увеличивается заболеваемость и смертность людей репродуктивного возраста (т.е. способных к продолжению рода). Рождаемость, наоборот, снижается, и если тенденция ограничения количества детей в русских семьях не будет изжита и превратится в закономерность, то скорость вымирания русских как этноса только от этого фактора составит 20-25% за период жизни одного поколения.  
Очевидно, что интересы России, национальные интересы всех народов, численность которых уменьшается, состоят в увеличении естественного природа, уменьшении смертности, в реальном увеличении рождаемости. Для этого недостаточно просто проводить экономические реформы и улучшать материальный уровень жизни. Населению, измученному годами нестабильности и свалившимися на него проблемами, необходимо обрести точку опоры, которая помогла бы ему вынести этот непомерный груз. Такой опорой, без сомнения, должно стать возрождение роли традиционных нравственных, духовных, культурных, религиозных ценностей в жизни людей всех национальностей
. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Национальная проблематика.

              Во многих многонациональных странах, существуют какие-либо межнациональные конфликты, и Россия принадлежит к их числу.    

       В Советском Союзе не было  господствующей нации, ибо им  правила номенклатура, воплощавшая  в своей деятельности тоталитарную  систему, как таковую. Путем насаждения “механического интернационализма” последняя глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной культуры, для которой осталась только форма при идентичности для всех “национального содержания”.

            В условиях отсутствия альтернатив люди во многом смирились с этой ситуацией и редко протестовали против нее. В новых же условиях, рожденных перестройкой, появились возможности для открытой и нелицеприятной реакции на сложившуюся ситуацию, и она оказалась неожиданно бурной и негативной. Некогда образованные волюнтаристским способом республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических, по сути, стремлениях, к сожалению, были и есть перекосы. В частности, это проявилось в стремлении в ряде республик обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других национальностей. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. За годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина – это вся страна, все социалистическое отечество - СССР. И именно это ощущение, подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли “старшего брата” в семье советских народов, пришло сегодня в противоречие с реальным статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. “Мигранты”, “оккупанты” и другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания русских, не вызвать протеста с их стороны.    

       Сейчас мы начали новый виток  своей истории и, чтобы мы могли сделать качественно новый шаг в своем развитии, нужно очень внимательно и заинтересованно посмотреть на свое прошлое и найти в нем источники силы и развития, способные обеспечить прогресс России.   

       Однако, по-прежнему, остаются актуальными некоторые проблемы, которые рассмотрим ниже.

     В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные  государства, в качестве которых  не прочь провозгласить себя не только некоторые национально-, но и административно - территориальные образования. Естественно возникают вопросы: повторит ли она судьбу Союза ССР, возможно ли этого избежать и как? Чтобы ответить на них нужно, с одной стороны осмыслить состояние межнационального общения, определить истоки недовольства и напряженности в этой сфере, а с другой -  выявить условия и факторы, составляющие интеграционный потенциал российской многонациональной государственности, выявить пути и механизмы консолидации наций, народностей, регионов.   

       На сегодняшний день в условиях  постепенного ослабления экономической нестабильности Российское правительство в состоянии удерживать страну от развала. Однако пока существуют такие «горячие точки» как «республика Чечня» Российское правительство не может гарантировать целостность, как и безопасность государства (тем более, что остальной мир называет этот «конфликт» войной).    

       Концепция государственной национальной  политики Российской Федерации  предполагает формирование и  функционирование взвешенной и  всесторонней системы мер государственного  регулирования национальных отношений, направленных на создание оптимальных условий для социально–культурного развития народов и на предотвращение очагов межнациональной напряженности, на сохранение общности всех этносов России, укрепление единства и территориальной целостности государства.  

       В настоящий момент ситуация  характеризуется нарастанием внутренней  напряженности, опасностью обострения  старых конфликтов и возникновением  новых очагов нестабильности. Имеется  свыше 150 различных факторов, провоцирующих  осложнение ситуации в межнациональных отношениях. Особую опасность представляет использование национального фактора в борьбе за передел собственности, ресурсов, в целом за политическую власть. Эта борьба обостряется во время проведения предвыборных кампаний. Действуют также и другие факторы в исторических, культурных, языковых, религиозных сферах.   

       Показательно, что даже в относительно  спокойных по уровню межнациональной  напряженности регионах от 15 до 20 процентов опрошенных указывают  на ущемление своих прав по национальному признаку. Нарастание межнациональных конфликтов несет в себе угрозу целостности Российской Федерации, и ее национальной безопасности.   

       Вместе с тем, наблюдения и  результаты социологических исследований  последнего времени показывают, что в российском многонациональном обществе сохраняются еще достаточно большой потенциал толерантности и взаимного доверия, стремление к сохранению единства российской государственности, единого Отечества.   

       Деятельность федеральных министерств  и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Концепции государственной национальной политики с начала своего основания, несмотря на известные трудности, связанные с постоянно реорганизацией органов исполнительной власти и практическим отсутствием финансирования большинства программ, была направлена на:

     ·        законотворческую работу по развитию и гармонизации национальных отношений;

     ·        подготовку и реализацию (совместно с органами исполнительной власти республик и регионов) программ по социально–экономическому и национально–культурному развитию народов России;

     ·        принятие неотложных мер по оздоровлению и стабилизации этнополитической ситуации в стране в целом и отдельных взрывоопасных регионах;

     ·        информационно–аналитическое и кадровое обеспечение национальной политики;

     ·        взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов власти на местах с общественными организациями, решение проблем национальной политики.   

       Принципиально важным положением Концепции явился вывод о необходимости введения в стране института национально–культурной автономии, принятия соответствующего федерального закона. Это решение открыло пути национально–культурного самоопределения народов России без ломки административных границ и создания замкнутых анклавов. Созданы 5 федеральных (украинская, немецкая, корейская, татарская, белорусская) автономий, свыше 40 региональных, около 300 местных автономий. Представители разных этносов, благодаря новому закону, получили возможность значительно ослабить фактор их территориальной разобщенности. Продуктивная работа в этом направлении развернута в Саратовской, Оренбургской, Новгородской, Пензенской, Тюменской областях, в Удмуртии, Кабардино-Балкарии, Республике Коми, Ямало–Ненецком и Ханты–Мансийском округах.   

       Большое значение имела ратификация  Государственной Думой рамочной  Конвенции о защите национальных  меньшинств, дополнения и изменения,  внесенные в Закон “О языках  народов Российской Федерации“. Миннацем России разработан законопроект “О гарантиях государственной целостности и механизме ответственности органов государственной власти и их должностных лиц“. Запланированы и ведутся разработки законопроектов “Об этнологической экспертизе“, “О порядке изменения конституционно–правового статуса субъекта Российской Федерации“, “О порядке предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов в Российской Федерации“, “О борьбе с национальным экстремизмом“. В республиках, округах, краях и областях в развитии Концепции была начата разработка и реализация региональных концепций национальной политики, учитывающих социально–экономические, этнические и демографические особенности каждого субъекта федерации. Разрабатывается проект Концепции государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов и малочисленных этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Министерство анализирует и обобщает накопленный опыт, оказывает методическую помощь в подготовке и реализации их программ. 

       В соответствии с Концепцией государственной национальной политики была создана Общероссийская общественная организация “Ассамблея народов России“, призванная стать консолидирующим центром для согласования интересов всех народов России, для организации постоянного диалога этнических групп с органами государственной власти. Проведен первый съезд Ассамблеи народов России. Ассамблея ориентирована на полномерное сотрудничество с органами власти.    

       Вся история российского государства  с начала его становления до  наших дней свидетельствует о том, что многонациональность России – это не слабость ее, а мощный созидательный потенциал. Но чтобы это не осталось красивой политической декларацией, важно умело и энергично на деле обеспечить единство многонационального государства при сохранении доброго самочувствия, самобытности и достоинства каждого российского народа. И в первую очередь необходимо создать прочную правовую базу для демократической модели развития наций и межнациональных отношений.   

       За годы своего существования  Миннац сделало очень много  на пути к консолидации и  интеграции населения. Например, законопроект “О гарантиях прав  коренных малочисленных народов  России“ подготовлен Комитетом по делам национальностей Государственной думы при участии Миннаца России. Проект был принят Государственной Думой, Советом Федерации и подписан Президентом.    Однако, в дальнейшем президент Владимир Путин подписал указ, о упразднении данного учреждения.

     Хотя  очевидно, что эти меры давно назрели  из-за наглядной бездеятельности  и непрофессионализма бывшего Миннаца, указ президента вызвал неоднозначную  реакцию среди политиков России - и резко отрицательную реакцию, прежде всего тех, которые так  или иначе связаны с Северным Кавказом. Это по-своему логично, если вспомнить о том, что в своих многочисленных "концепциях" и проектах бывший Миннац лоббировал прежде всего финансовые интересы этого региона, каждый раз "научно" обосновывая, почему, например, чеченцы или ингуши должны иметь несомненные льготы при поступлении в российские вузы в отличие от всех других жителей страны, а сам регион, неизменно "сидящий" на дотациях, - постоянные и бесконтрольные финансовые вливания за счет других областей России.   

 На  сегодняшний день довольно сложно сказать что правительство контролирует национальную ситуацию в стране. Однако, некоторые представители исполнительного органа РФ, уверены, что в России нет межнациональных конфликтов:    

Информация о работе Национальный состав России