Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:52, реферат
Национальная культура белорусов своими корнями уходит в глубокую древность. Белорусский народ накопил колоссальные духовные богатства, отражающие все многообразие его бытия в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и иных проявлениях. Белорусская культура, развиваясь и сохраняя национальные традиции, одновременно является и частью мировой культуры.
Национальная
культура белорусов своими корнями
уходит в глубокую древность. Белорусский
народ накопил колоссальные духовные
богатства, отражающие все многообразие
его бытия в интеллектуальном, нравственном,
эстетическом и иных проявлениях.
Белорусская культура, развиваясь и сохраняя
национальные традиции, одновременно
является и частью мировой культуры.
Белорусы создали уникальный многожанровый
фольклор, который считается одним из
богатейших в славянском мире. Среди выдающихся
белорусских просветителей – Евфросиния
Полоцкая и Кирилл Туровский, первопечатник
и создатель первой восточнославянской
печатной Библии Франциск Скорина. Основой
культуры стала литература, классику которой
сформировали Винцент Дунин-Марцинкевич,
Франтишек Богушевич, Алоиза Пашкевич,
Максим Богданович, Янка Купала, Якуб Колас.
Многие реалии белорусской культуры стали
символами национальной самобытности.
Слуцкие пояса, многоцветная «кафля»,
ажурные вытинанки и резьба, крест Евфросинии
Полоцкой, живопись Марка Шагала, Казимира
Малевича, Василия Кандинского и белорусский
балет – таковы общеизвестные свидетельства
белорусского культурного присутствия
в мире.
В стране насчитывается более 15 тыс. памятников истории. В Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены Несвижский дворцово-замковый комплекс XVI–XVIII веков в Минской области, замковый комплекс начала XVI века в г. п. Мир Гродненской области, Беловежская пуща и геодезическая дуга Струве.
В
2008 году досье «Августовский канал
– произведение человека и природы»
и досье «Материальное
объектов историко-культурного наследия
Беларуси, в том числе Гомельский дворцово-парковый
ансамбль Румянцевых-Паскевичей.
Белорусские
художественные промыслы являются неотъемлемой
частью национальной культуры. Белорусские
мастера создают самобытные по форме
и конструктивному решению
В Беларуси работают 27 театров, 158 кинотеатров,
56 профессиональных музыкальных и хореографических
коллективов, 129 музеев, 4 тыс. 725 библиотек,
4 тыс. 260 клубных учреждений, 24 парка культуры
и отдыха, 524 детские музыкальные, художественные
школы и школы искусства, 3 высших учебных
заведения культуры и искусства.
Международное признание получили кинематографисты
Республики Беларусь. Созданные ими картины
принимали участие в многих международных
кинофорумах, где неоднократно отмечались
наградами.
Архитектура.
Беларусь находится на духовной границе
Восточной и Западной Европы, на разломе
их культур и религий, что, естественно,
сказалось на специфике белорусского
зодчества. Первые города на территории
Беларуси возникли в период раннего средневековья.
Древнейшие из них – Полоцк и Витебск.
X век – в Полоцке возведён первый крестово–купольный
православный Софийский собор, который
положил начало белорусскому монументальному
искусству. Первый известный летописный
восточнославянский зодчий – монах Иоанн,
который в XII веке возвел в Полоцке небольшой
собор Спасо–Преображенского монастыря.
XIII век – период тотального оборонного
зодчества. Основным видом монументального
строительства становятся замки князей
и магнатов с мощными стенами и башнями,
возведенными из громадных валунов и большемерного
кирпича, опоясанные валами и рвами (сохранились
башня–донжон в Каменце, замки в Лиде,
Крево, Мире, Несвиже, Гродно). Православные
церкви превращаются в маленькие крепости,
фланкированные на углах боевыми башнями.
В них в случае военной опасности собиралось
все окрестное население. Середина XVI века –
появляется стиль барокко, который будет
господствовать в течение двух веков.
Первое произведение архитектуры барокко –
костел в Несвиже (центр владений князей
Радзивиллов). Этот храм стал тем ростком,
из которого выросла самобытная архитектура
белорусского барокко.
XVII–XVIII века – основу монументального
зодчества и градостроительства составляют
монастырские ансамбли католических орденов.
Вторую по значению роль играли светские
монументальные постройки – ратуши и резиденции
магнатов. Конец XVIII века – господство
классицизма, следование образцам античности.
Католические храмы были закрыты и перестроены
под православные церкви в псевдорусском
стиле. Однако и эти искусственно привитые
пластические архитектурные формы в местных
материалах, природном камне и дереве
приобрели художественное своеобразие.
XX век – век двух мировых войн и пролетарской
революции – причинил катастрофический
урон культурному наследию Беларуси. Почти
все белорусские города были разрушены
в ходе Великой Отечественной войны и
заново восстановлены в послевоенный
период.
Белорусская
литература неразрывно связана с устно–поэтическим
народным творчеством и фольклором. Её
истоки лежат в глубокой древности. Зарождение
литературы на белорусских землях связано
с появлением в X веке письменности.
XII–XIII века – зарождается местное летописание,
появляются значительные произведения
автобиографического жанра ("Житие
Евфросиньи Полоцкой", "Житие Авраамия
Смоленского"). Белорусская тема звучит
в летописи "Повесть временных лет"
и в "Слове о полку Игореве" – шедеврах
древней восточнославянской литературы.
XIV–XV века – дальнейшее становление белорусской
литературы, связанное с использованием
старобелорусского языка в качестве государственного
в Великом княжестве Литовском. XIV–XVI века –
развивается белорусская историческая
проза, белорусско–литовское летописание
("Летописец великих князей литовских",
"Хроника Великого княжества Литовского,
Русского и Жемойтского" и другие). XVI
век – на развитие белорусской литературы
огромное влияние оказала деятельность
белорусского гуманиста–просветителя,
основателя восточнославянского книгопечатания,
писателя и переводчика Франциска Скорины.
Середина XVII века – начало творчества
белорусско–русского поэта, драматурга
и просветителя Симеона Полоцкого. До
XIX века белорусская литература развивается
в русле направлений, господствовавших
в Западной Европе. 1–ая половина XIX века –
ориентация на живой язык и фольклор. Самым
ярким представителем этого направления
был великий польский и белорусский поэт
Адам Мицкевич. К этому же времени относится
начало литературной деятельности Винцента
Дунина–Марцинкевича, которого считают
родоначальником современной белорусской
литературы.
Конец XIX века – расцвет творчества Франтишка
Богушевича – первого народного и национального
белорусского писателя. Важную роль в
развитии белорусской литературы сыграли
первые легальные белорусские газеты
"Наша доля" и "Наша ніва", вокруг
которых объединились самые известные
авторы того времени: Янка Купала, Якуб
Колас, Элоиза Пашкевич, Максим Богданович,
Змитрок Бядуля, Максим Горецкий и другие.
2–ая половина XX века – в белорусской литературе
развиваются жанры художественной публицистики
и сатиры, надолго определяющей становится
тема Великой Отечественной войны. На
этот период приходится творчество Пимена
Панченки, Аркадия Кулешова, Кузьмы Чорного,
Ивана Шамякина, Михася Лынькова, Алеся
Адамовича, Рыгора Бородулина, Василя
Быкова.
Кроме военной тематики в литературе отражались
проблемы жизни белорусской деревни (Иван
Мележ, Янка Брыль), активизируется исторический
жанр (Владимир Короткевич). После 1986 года
актуальной для белорусской литературы
становится чернобыльская проблематика.
Музыкальное
искусство Беларуси берёт своё начало
в народной музыке восточных славян и
Киевской Руси. Важнейшая часть национальной
культуры – древний музыкально–поэтический
фольклор (колядные, масленичные, купальские,
жатвенные, крестинные, свадебные и другие
обрядные песни).
В них нашли отражение этнические черты
белорусского народа, его чаяния и мечты.
Важной сферой формирования национальной
музыкальной культуры стали театрализованные
танцы. Среди народных инструментов получили
распространение дуда, жалейка, гудок,
лира, скрипка, басетля и цимбалы. Первыми
носителями светской профессиональной
музыкальной традиции были скоморохи –
бродячие актёры. XV век – формируется местный
тип знаменного распева в православной
церковной музыке. XVII век – складывается
партесное пение (хоровые концерты, псалмы).
Музыкальными памятниками того времени
являются сборники вокально–инструментальных
произведений "Полоцкая тетрадь"
и "Куранты". XVIII век – центрами музыкальной
культуры становятся частные театры и
капеллы магнатов Радзивиллов, Сапег,
Огинских и других. Среди известных композиторов –
Голланд, Ванжура, Радзивилл и другие.
Ведущим
жанром в белорусской музыке остается
симфония. Высоким профессионализмом
выделяется 8 симфония (1992 ) Д. Смольского,
2 симфония (1990) В. Доморацкого. Разносторонне
очерчена скорининская тема в 3 симфонии
(1990) В. Дорохина, в мистерии А. Литвиновского
«Франциск» и др. Среди вокально-симфонических
жанров в первую очередь получила развитие
кантата (Г. Горелова «В год всемирного
пожара».)
Продолжает развиваться белорусская песня.
90% песен, которые ныне пишут композиторы,
— это песни на слова белорусских поэтов.
Новое поколение композиторов продолжает
традиции песенных классиков В. Оловникова,
Ю. Семеняки, И. Лученка. Творчески работают
Э. Зарицкий, В. Иванов, 3. Евтухо-вич, О.
Елисеенков.
В репертуаре театра музкомедии в настоящее
время 4 постановки белорусских композиторов
(Глебов «Миллионерша» и др.).
Большой
популярностью пользуется творчество
ведущих музыкальных
В Беларуси ежегодно проходят фестивали, представляющие различные направления и жанры музыкального искусства:
Символом
фестивального движения Беларуси стал
Международный фестиваль
Театральное
искусство. На протяжении 80 — 90 гг. наблюдалась
тенденция увеличения в Беларуси театральной
сети. В 1994 г. в республике насчитывалось
24 театра, в 1985 — 17. Были созданы первый
в Беларуси частный театр в Гомеле, драмтеатр
в Мозыре, театр-студия в Минске и др. В
ре-пертуарах многих театров ведущее место
заняли спектакли по национальной тематике.
Государственными премиями были отмечены
спектакль «Знак беды» В. Быкова, «Тутэйшыя»
Я. Купалы, опера «Дикая охота короля Стаха»
и др. Идея национально-культурного возрождения
определила главное содержание большинства
театров Беларуси, особенно Национального
академического театра имени Я. Купалы,
Минского Альтернативного театра, Белорусского
Государственного Академического театра
имени Я. Коласа.
В белорусском театре им. Я. Купалы творчески
работает его руководитель В. Раевский,
чье творчество отмечено присуждением
ему в 1994 г. звания народного артиста РБ.
Творчески в театре работает Н. Пинигин,
поставивший спектакль «Идиллия». Альтернативным
театром руководит В. Григалюнас. Репертуар
этого театра складывается с драматургии
абсурда — абсолютно нового направления
в нашем театре, но давно уже освоенного
в Европе. Зритель познакомился с постановками
Э. Ионеско «Король умирает», Пинтера «Ночь»
и др. Безусловно, пользу развитию театрального
искусства принесло студийное движение,
возникшее в 80-е гг. как альтернатива господствующей
театральной системе.
Под знаком национального возрождения
разворачивается деятельность областных
театров.
Развитию театрального искусства Беларуси
содействует проведение фестивалей. Значительным
событием в театральной жизни стал Первый
международный фестиваль моноспектаклей,
проходивший в Минске в 1993 г. Мастерам
театрального искусства посвящены фестивали
«Маладзечанская сакавiца». Конечно, в
работе театральных коллективов есть
свои трудности, в первую очередь экономические,
приведшие в частности к сокращению гастрольных
поездок. Но, несмотря на это, современный
белорусский театр вносит вклад в формирование
национального самосознания, консолидацию
науки. Богатым является современное музыкальное
искусство. Союз композиторов Беларуси
в 1994 г. насчитывал 107 человек. В разных
жанрах работают В. Броиловский, В. Войтик,
Г. Горелова, Л. Шлег, В. Кузнецов, о. Сонин,
О. Елисеенков и др.
Новые произведения появились в оперном
жанре. Среди них опера В. Солтана «Дикая
охота короля Стаха», Е. Глебова «Мастер
и Маргарита».
Истоки
белорусского театра – в народных обрядах
и играх, в творчестве бродячих актеров –
скоморохов. В XVI веке возник кукольный
театр батлейка. XVI–XVIII века – широкое
распространение получил школьный театр,
в XVI–XX веках – народная драма. В 1–й половине
XVIII века в городах и поместьях работают
частные театры, некоторые из них достигли
профессионального уровня.
Важное значение для развития театрального
искусства Беларуси имела деятельность
драматурга, актера и режиссера В. Дунина–Марцинкевича,
который в середине XVIII века начал работу
по созданию белорусского профессионального
театра.
Начало XX века – новый этап в развитии
белорусского сценического искусства:
открывается целый ряд театров, в жанре
драматургии плодотворно работают многие
известные белорусские авторы (Купала,
Колас, Родзевич, Алехнович и другие). К
середине XX века в Беларуси работали 23
профессиональных театра. Однако в годы
Великой Отечественной войны большинство
театров закрылось. Позже многие коллективы
возобновили свою деятельность, были созданы
новые.
В настоящее время в Беларуси насчитывается
около 30 государственных театров. Регулярно
проводятся фестивали, драматургические
конкурсы, смотры сценического искусства
(международные фестивали "Славянские
театральные встречи" и "Белая вежа",
фестиваль "Молодечненская сакавица").
Изобразительное
искусство Беларуси разнообразно по
стилям, направлениям и жанрам. Самые интересные
произведения белорусской живописи и
скульптуры различных эпох можно увидеть
в художественных музеях страны.
Крупнейшим собранием произведений искусства
обладает Национальный художественный
музей Беларуси. Он активно пропагандирует
национальное искусство. Здесь постоянно
проходят выставки произведений белорусских
художников.
Интересные коллекции произведений белорусского
искусства в Витебском художественном
музее, Могилевском областном художественном
музее, Полоцкой художественной галерее.
Во многих районных центрах Беларуси есть
художественные галереи, где можно увидеть
работы местных художников.
На территории Беларуси сохранились образцы
первобытного искусства эпохи палеолита
и неолита (костяные пластины и керамика
с орнаментом, украшения, скульптурные
фигурки людей и животных). X–XII века –
под влиянием искусства Византии с приходом
христианства развивается фресковая живопись,
книжная миниатюра, мелкая пластика. Примером
древне-белорусского искусства XII века
стал крест, сделанный Лазарем Богшей
для Евфросиньи Полоцкой. К концу XVI века
сформировалась самобытная белорусская
школа иконописи.
В результате многочисленных войн и социально-политических
потрясений большая часть белорусских
икон утрачена. Сохранилось лишь несколько
икон XV–XVI веков: "Богоматерь Одигитрия",
"Богоматерь Одигитрия Смоленская",
"Богоматерь Одигитрия Иерусалимская",
"Параскева" и "Христос Вседержитель".
Белорусские иконы отличаются своеобразным
переосмыслением византийской иконографической
стилистики, древнерусских и балканских,
ренессансных и барочных идей. Для них
характерно отражение естественных человеческих
настроений (плач, радость, печаль), житейских
ситуаций (рождение ребенка, похороны),
местных пейзажей, архитектуры, интерьера,
одежды, типажей крестьян, дворян, князей.
По иконам можно изучать этнографические
приметы сельского и городского уклада
жизни.
Середина XV века – зарождение светской
живописи, которая достигла своего расцвета
в XVI–XVIII веках. Развивалась монументальная
живопись. В XVII веке резчики из Беларуси
украшали храмы и дворцы Московского государства.
Конец XVI века – складывается самобытный
стиль оформления книги, начало которому
положил Франциск Скорина. XIV–XVI века –
высокого искусства достигает производство
керамики и художественного стекла, художественная
обработка металла, ювелирное дело. XVII–XVIII
века – широкую известность получают ткаческие
мануфактуры.
XVIII–XIX века – в традициях романтизма и
классицизма развивается живопись. XX век –
в искусстве существуют разнообразные
стили и направления. Одно из них – авангардизм,
лидерами которого являются К. Малевич
и М. Шагал.