Начало второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:10, доклад

Описание работы

Материалы из книги "Подготовка Германии к войне"
Минула только неделя после окончательного исчезновения Чехословакии с политической карты, как все внимание нацистского руководства было направлено на Польшу. Подготовка к нападению на нее велась, как и обычно, по трем главным направлениям: военному, политическому и дипломатическому.

Работа содержит 1 файл

Нападение Германии на Польшу Начало второй мировой войны.docx

— 56.71 Кб (Скачать)

Вечером 31 августа в 21 час германское радио передало последнюю ноту Польше, в которой были указаны предложения  для обсуждения на переговорах, но поскольку  полномочный представитель Польши не прибыл в Берлин, германское правительство  считало эти предложения отвергнутыми польским правительством. Фактически польское правительство их только впервые  услышало.

Отказавшись от направления в Берлин полномочного представителя, президент  Мосцицкий и премьер Рыдз-Смыгл не допустили военного давления со стороны руководства фашистской Германии, которое имело место при захвате Австрии и Чехословакии.

В связи с нарастанием военной  угрозы польское правительство решило 27 августа провести всеобщую мобилизацию. Об этом стало известно английскому  послу Кеннарду и он послал сообщение Галифаксу. Из Лондона немедленно последовал нажим и мобилизация была отменена. Английское правительство надеялось уладить конфликт уступкой Гитлеру, возможно в виде мюнхенской сделки. Обстановка продолжала осложняться и 29 августа в 16 часов министр иностранных дел Бек пригласил к себе английского и французского послов и передал им заявление, которое заканчивалось словами: "в связи с получением из определенных источников предупреждений и, кроме того, ставшим вчера известным сообщением от британского посла о том, что Германия собирается внезапно напасть на Польшу, президент республики по предложению правительства приказал начать всеобщую мобилизацию".

Английский посол немедленно возразил против мобилизации, так как шли  переговоры и до получения ответа Германии, потребовал ее отменить. Мобилизация  вторично была отменена. Правительство  Польши не проявило настойчивости и мобилизация не была своевременно проведена. Она была объявлена только 31 августа вечером за несколько часов до вторжения немецких войск и не дала усиления войск, развернутых на границе.

Способность Польши к сопротивлению  вторжению войск Германии и характер войны главнокомандующий сухопутными  силами Франции генерал М. Г. Гамелен определил следующим образом. На заседании Национального совета обороны при обсуждении польского вопроса он сказал, что "верит в честное сопротивление Польши, это сопротивление воспрепятствует, вероятно, тому, чтобы масса немецких вооруженных сил повернулась против нас до наступления следующей весны".28 Вот на таком неправильном широко распространенном среди руководителей стран и армий мнении о предстоящей войне, которая по развитию и течению не будет отличаться от первой мировой, нацисты и строили свои планы на достижение победы в краткосрочной компании и не ошиблись.

Гамелен в развитии германо-польской войны исходил из темпов первой мировой войны, что соответствовало и положениям договора между Францией и Польшей от 19 мaя 1939 г., в котором предусматривалось лишь "на 15 сутки после начала мобилизации перейти в наступление главными силами"29. За это время по концепции "молниеносной войны", разработанной в Германии, ее руководство рассчитывало уже закончить основные операции.

С 26 июня Германия более чем за два месяца до вторжения в Польшу под видом подготовки к крупным маневрам и для проведения оборонительных работ производила сосредоточение войск на границе. 25 августа началась общая скрытая мобилизация с целью пополнения армии, которая находилась уже в полной боевой готовности. Выдвижение войск из районов сосредоточения к границе для вторжения производилось в последовательности: пехотные, танковые, моторизованные дивизии. Последние дивизии вышли к границе вечером 31 августа с расчетом, что поляки, вскрыв это, не успеют принять ответных действий, так как будет поздно.

Воздушные флоты разрешение на перелет  границы Польши для нанесения  ударов по аэродромам и другим объектам - сигнал "Полет Остмарк" получили 31 августа в 18 часов 15 минут. Его передал главнокомандующий ВВС Геринг.

В ночь с 31 августа на 1 сентября, когда все мероприятия по вторжению  в Польшу были проведены и войска ожидали назначенного часа для перехода границы, была проведена спецоперация "Гиммлер" по захвату радиостанции в пограничном германском городе Глейвиц. Выполняли её группа эсэсовцев и заключенных, изъятых из концлагерей и знавших польский язык, переодетые в форму польских солдат и офицеров и вооруженые. Они напали на радиостанцию в Глейвице и захватили ее. В помещении, перед включенным микрофоном, было сделано несколько выстрелов и произнесены фразы на польском языке. Эту провокацию радио и газеты Германии преподнесли как акт не спровоцированного нападения поляков, вызвавшего немедленные ответные действия вермахта. Для непосвященных в военных вопросах обывателей, не подозревавших, что войска на границе сосредотачиваются заранее и для этого требуются не часы, а недели, сообщения информационных служб Германии звучало вполне убедительно и начало войны воспринималось оправданным. По соображениям безопасности все участники нападения на радиостанцию были в последующем уничтожены.

Судьба Польши была предрешена еще весной. Планом германского верховного командования предусматривался разгром  армии Польши в течение одной  краткосрочной компании, путем нанесения  внезапного удара крупными силами с широким использованием танков и авиации. Силы вторжения включали пять армий, сведенных в две группы армий.

  • Группа армий "Север" (командующий генерал-полковник Федор фон Бок) включала в свой состав 3-ю и 4-ю армии. 3-я армия наносила удар из Восточной Пруссии на Седльце для отсечения Варшавы с востока, 4-я армия наносила удары из Померании на Грудзенц с целью отсечения армии "Поможе" в польском коридоре и на Варшаву. Группу армий поддерживал 1-й воздушный флот.
  • Группа армий "Юг" (командующий генерал-полковник Карл фон Рундштедт) включала в свой состав 8,10-ю и 14-ю армии. На правом фланге ее действовал словацкий корпус. Армии удары наносили на Варшаву, Люблин, Львов. Поддерживал войска 4-й воздушный флот.

Всего в составе двух групп  армий имелось 62 дивизии, в том  числе 7 танковых и 4 моторизованных. В  нападении на Польшу участвовало 1,6 млн. человек, 2800 танков, 2000 самолётов, свыше 100 кораблей, в войсках имелось 6000 орудий и минометов. В группе армий "Север" насчитывалось 630 тыс. человек, в том числе в 3-й армии - 320 тыс., 4-й армии - 230 тыс. В группе армий "Юг" имелось 886 тыс. человек: в 8-й армии - 180 тыс., 10-й армии - 300 тыс., 14-й армии - 210 тыс.30

Этим силам Германии противостояли  шесть польских армий: "Модлин", "Поможе", "Познань", "Лодзь", "Краков", "Карпаты", развернутые на границе с Германией и одна армия "Прусы" - в тылу; две оперативные группы: "Нарев", "Вышкув" и группа "Пискор". В их составе имелось 39 дивизий, 16 кавалерийских, 2 бронемоторизованные и 3 горнострелковые бригады. В составе польских войск имелось около I млн. человек, 870 танков и танкеток, 4300 орудий, 407 самолетов и 13 военных кораблей31.

Германская армия была отмобилизована, а в Польше мобилизация, объявленная за несколько часов  до начала войны, была сорвана быстрым  продвижением врага и непрерывными ударами с воздуха.

Пять немецких армий утром I сентября 1939 г. с севера, запада и  юга внезапно вторглись на территорию Польши и начали стремительно двигаться  к центру страны. Быстрому их продвижению  способствовало отсутствие на этих направлениях прочных оборонительных линий и  укреплений, так как правители  Польши сооружали их на востоке, готовясь к войне с Советским Союзом. Склады же вооружения с учетом этого  располагались на западе и были быстро захвачены немецкими войсками.

1 сентября, когда стало  известно о вторжении немецко-фашистских  войск в Польшу, Англия в соответствии  со своими обязательствами послало  германскому правительству ультиматум, в котором потребовало: "если  германское правительство, не  даст правительству Его Величества  удовлетворительных заверений в  том, что оно прекра-тит всякие агрессивные действия против Польши и готово незамедлительно отвести свои войска с польской территории, то правительство Его Величества в Соединенном Королевстве без колебаний выполнит свои обязательства по отношению к Польше".

К 3 сентября никакого ответа не последовало и в 9 часов Риббентропу был вручен второй ультиматум, который предусматривал, что если к 11 часам германское правительство не даст удовлетворительных заверений, то с этого часа между двумя странами войдет в силу состояние войны. Ответа не последовало и между Англией и Германией началась война. В этот же день французское правительство сделало заявление Германии о том, что с 17 часов 3 сентября Франция выполнит свои обязательства в отношении Польши. Таким образом, все призывы к миру оказались тщетными и пожар второй мировой войны начал разгораться, постепенно охватывая все больше государств.

3 сентября Муссолини предпринял  попытку приостановить войну  и послал на имя Гитлера  и Риббентропа телеграмму следующего  содержания:

 

"Конечно,  оставляя решение в руках фюрера, Италия сообщает, что она еще  имеет возможность созвать конференцию  с участием Франции, Англии  и Польши на следующий основе:

1) Перемирие,  которое оставит армейские корпуса  там, где они сейчас находятся;

2) Созыв конференции  в течение двух-трех дней;

3) Решение  польско-германского спора, которое  при нынешнем положении, несомненно, будет благоприятствовать Германии.

Эта идея, которая  исходит от дуче, особенно поддерживается Францией.

Данциг уже  является немецким, Германия уже заняла позиции, которые обеспечивают большинство  ее требований. Кроме того, Германия уже получила "моральное удовлетворение". Если Германия примет план о созыве конференции, то она достигнет всех своих целей и в то же время предотвратит войну, которая уже сегодня принимает характер мировой и чрезвычайно продолжительной".


 

Эти предложения Муссолини  создавали для Германии очень  выгодные условия, но они противоречили  глубинным стремлениям Гитлера  к мировому господству и он ответил  следующее:

"Дуче, я,  во-первых, хочу поблагодарить вас  за вашу последнюю попытку  посредничества. Я был бы готов  принять ваши предложения, но  только при условии, что будет  возможность получить некоторую  гарантию того, что конференция  будет успешной. В течение последних  двух дней германские войска  чрезвычайно быстро продвигаются  в Польше. Было бы невозможно  свести на нет путем дипломатических интриг те жертвы, которые принесены. Однако я считаю, что можно было бы найти выход, если бы Англия не была полна решимости начать войну при любых обстоятельствах. Я не уступлю англичанам потому, дуче, что я не верю, что можно было бы сохранить мир больше, чем на полгода или год. При этих обстоятельствах я счел, что, несмотря на все, нынешний момент представляет более благоприятные возможности для сопротивления. В настоящее время превосходство германских вооруженных сил в Польше является таким огромным во всех областях, что польская ар-мия будет разбита в скором времени. Я сомневаюсь, чтобы этот быстрый успех мог быть достигнут через год или два. Англия и Франция вооружили бы своих союзников настолько, что подавляющее техническое превосходство германских вооруженных сил не было бы столь очевидным. Я понимаю, дуче, что я вступаю в борьбу не на жизнь, а на смерть. Моя собственная судьба не имеет никакого значения, но я также знаю, что нельзя вечно избегать такой борьбы и нужно после холодного расчета выбрать момент для сопротивления с тем, чтобы обеспечить успех. Я твердо верю в этот успех, дуче. Недавно вы любезно заверили меня в том, что вы сможете мне помочь в некоторых областях. Я заранее искренне благодарю вас за это, но я также считаю, что даже если мы идем сейчас по различным путям, судьба, в конце концов, соединит нас. Если национал-социалистическая Германия была бы уничтожена западными демократиями, то фашистская Италия также окажется перед лицом опасности. Лично я всегда чувствовал это единство наших двух правительств...".


 

Письмо Гитлера Муссолини полностью  раскрывает его планы и причины  начавшейся войны. Из письма видно, что  Гитлера не беспокоили судьбы мира и народов, в том числе своих  собственных граждан. Ввергая государства  планеты в пучину длительной истребительной войны, он стремился к реализации своих планов, поэтому переговоры для мирного решения конфликта, когда немецкие войска успешно наступали, его не устраивали.

В это время польская армия "Поможе", находящаяся в коридоре, была полностью окружена и ее участь должна решиться в ближайшее время. На других направлениях германские войска стремительно продвигались вперед, в воздухе господствовала немецкая авиация.

Силы в польско-германской войне  были неравными. Немецко-фашистские войска в течение первой недели прорвались на многих участках далеко в глубь страны. Начавшийся в первые дни войны отход польских войск быстро превратился в беспорядочное отступление. В ставке верховного командования из-за военных неудач царил полный хаос. Германские войска двигались к центру страны с севера, северо-запада и юго-запада, постепенно замыкая польскую армию в огромный котел.

Правительство Польши, видя безвыходность  положения, оставило народ и бежало 16 сентября в Румынию. Однако польские патриоты продолжали сражаться. Многие солдаты и офицеры, целые воинские части в эти тяжелые дни  проявили величайшую стойкость и  мужество. Особый героизм проявили защитники Варшавы, которые с 8 сентября вели бои в окружении, в условиях подавляющего превосходства врага  на земле и в воздухе. Только 27 сентября Варшава капитулировала.

Англия и Франция, объявив войну  Германии, не оказали реальной помощи Польше в эти трудные дни. Руководство  этих стран невозмутимо взирало, как немецко-фашистские войска, использовав ряд благоприятных обстоятельств и имея подавляющее превосходство в танках и самолетах, громили армии и оперативные группы их союзника. В то же время, с использованием своих вооруженных сил, могли пресечь начавшуюся агрессию, а возможно и вторую мировую войну.

Возможности Англии и Франции по пресечению агрессии Германии состояли в том, что они вместе с Польшей  в начале сентября 1939 г. имели 172 дивизии, около 4000 танков, более 7600 самолетов, до 36000 орудий и минометов. Германия в  то время имела 103 дивизии, 3200 танков, более 4000 самолетов и 26000 орудий и  минометов. Помимо меньшего количества сил Германия вела войну на два  фронта. Основные силы она сосредоточила  против Польши, а против Англии и  Франции имела группу армий "Запад" под командованием генерал-полковника Риттера фон Лееба, которая имела в своем распоряжении 8 кадровых и 25 резервных и ландверовских дивизий. Последние еще нужно было отмобилизовать. Танковых соединений группа армий "Запад" не имела. В ее составе имелось 800 самолетов, количество которых предполагалось увеличить в случае начала активных боевых действий, переброской с Востока.

Информация о работе Начало второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу