Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:50, лекция
Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати.
Божиею милостью мы, великий
государь царь и великий князь Василий
Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием
славимаго бога и за молением всего освященного
собора, и по челобитью и прошению всего
православного христианства, учинилися
есьмя во отчине прародителей наших, на
Российском государстве царем и великим
князем, егоже дарова бог прародителю
нашему Рюрику,
иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими
леты и до прародителя нашего Александра Ярославича
Невского на сем Российском государстве
быша прародители мои, и посем на суздалской
удел разделишась, не отнятием и не от
неволи, но по родству, якоже обыкли болшая
братия на болшие места седати. И ныне
мы, великий государь, будучи на престоле
Российского царствия, хотим того, чтобы
православное християнство было нашим
царским доброопасным правительством
и в тишине, и в покое и во благоденствии.
И позволил есми яз, царь и великий князь
Василий Иванович всея Русии, целовати
крест на том, что мне, великому государю,
всякого человека, не осудя истинным судом
з бояры своими, смерти не предати, и вотчин,
и дворов, и животов у братии их, и у жен
и у детей не отъимати, будет которые с
ними в мысли не были, также и у гостей,
и у торговых, и у черных людей, хотя которой
по суду и по сыску доидет и до смертные
вина, и после их у жен и у детей дворов
и лавок, и животов не отъимати, будут они
с ними в той вине неповинны; да и доводов
ложных мне, великому государю не слушати,
а сыскивати всякими сыски накрепко и
ставити с очей на очи, чтоб в том православное
христианство без вины не гибли; а кто
на кого солжет,и, сыскав, того казнити,
смотря по вине того: что был взвел неподелно,
тем сам осудится.
И на том на всем, что в сей что в сей записи
написано, яз царь и великий князь Василий
Иванович всея Русии, целую крест всем
православным християнам, что мне. их жалуя,
судити истинным праведным судом и без
вины ни на кого опалы своея не класти,
и недругам никому в неправде не подавати,
и от всякого насильства оберегати.
Она включает пункты по охране короны и лояльности подданных и четко закрепляет гарантии охраны прав личности за трон. Законное судебное разбирательство гарантировало охрану всех сословий от произвола, запрещалось преследование родственников виновных, рассмотрение дел основывалось на конкретных уликах.
Договор о признании королевича Владислава русским царем.
| ||
|
2) Причины смуты в начале XVII в.
Как государственная система крепостничество
фактически сложилось в конце XVI в. и было
окончательно юридически оформлено Соборным
уложением 1649 г.
В 1497 г. «Судебник» Ивана III в общегосударственном
масштабе ввел Юрьев день осенний —26 ноября
как время крестьянских переходов. При
этом устанавливалась плата за «пожилое»
— за проживание на земле феодала. «Судебник»,
принятый при Иване IV в 1550 г., подтвердил
право перехода крестьян только в Юрьев
день и увеличил размеры «пожилого», что
еще более затрудняло переход. В конце
XVI в. правительство приняло ряд постановлений,
приведших на практике к закрепощению
крестьян. В 1581 г. впервые были введены
«заповедные лета» — годы, в которые запрещался
переход крестьян даже в Юрьев день (от
слова «заповедь» — запрет) До сих пор
не совсем ясно, вводились ли заповедные
годы на территории всей Руси или в отдельных
землях. Неясна также периодичность их
введения.
На 80—90-е годы XVI в. приходится составление
писцовых книг. Все население к 1592 г. было
включено в специальные книги, и появилась
возможность установить, кому из феодалов
принадлежали крестьяне. Тогда, по мнению
ряда историков, и был издан специальный
указ о запрещении крестьянских переходов,
что означало установление крепостного
права.
В 1597 г. впервые был принят указ о сыске
беглых крестьян Крестьяне, бежавшие после
составления писцовых книг 1592 г. (срок
сыска — 5 лет), должны были возвращаться
прежнему владельцу. Е 1607 г. по «Уложению»
царя Василия Шуйского срок сыска беглых
устанавливался в 15 лет. Те, кто принимал
беглых крестьян, подвергались штрафу
в пользу государства и выплачивали компенсацию
старому владельцу.
В 1597 г. кабальные холопы (люди, попавшие
в рабство за долги), лишались права стать
свободными после выплаты долга и закреплялись
за своими владельцами-кредиторами. Добровольные
холопы (люди, служившие по вольному найму)
превращались после полугода работы в
полных холопов. И кабальные, и вольные
холопы становились свободными только
после смерти господина.
Государство должно было обеспечить розыск
и возвращение беглых крестьян к их владельцам.
Введение государственной системы крепостного
права привело к резкому обострению социальных
противоречий в стране и создало базу
для массовых народных выступлений. Обстановка
в России накалилась. Обострение социальных
отношений— одна из причин смутного времени.