Музыка средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:58, аттестационная работа

Описание работы

В средневековую эпоху в Европе сложилась феодальная музыкальная культура, которая объединила в себе искусство придворных и народных музыкантов. Основой профессиональной музыки того времени было церковное музыкальное искусство, рождающееся в средневековых храмах и монастырях. Светские музыканты-профессионалы поначалу были лишь вокальными исполнителями: они создавали и пели эпические сказания при дворах королей, в домах средневековой аристократии, в обществе воинов. Их именовали бардами и скальдами.

Работа содержит 1 файл

Музыка средневековья.pptx

— 3.15 Мб (Скачать)

Борковский  Евгений. 

Музыка  средневековья.

  • В средневековую эпоху в Европе сложилась феодальная музыкальная  культура, которая объединила в себе искусство придворных и народных музыкантов. Основой профессиональной музыки того времени было церковное музыкальное искусство, рождающееся в средневековых храмах и монастырях. Светские музыканты-профессионалы поначалу были лишь вокальными исполнителями: они создавали и пели эпические сказания при дворах королей, в домах средневековой аристократии, в обществе воинов. Их именовали бардами и скальдами.
  • Среди рыцарства встречались талантливые исполнители-полупрофессионалы и музыканты-любители. К ним можно отнести именитых французских трубадуров и труверов, а  также немецких миннезингеров, таких как Адам де ла Аль и Вальтер фон дер Фогельвейде. Но среди таких музыкантов было и немало выходцев из низших слоев общества, в частности – из городских ремесленников.
  • При дворах королей, герцогов и графов создавались разнообразные жанры песен – эпические, виреле, баллады и другие. Постепенно в быт входили все новые и новые музыкальные инструменты, многие из которых были заимствованы у восточных народов.
  • Одновременно в сельской местности развивается фольклорная музыка, появляются странствующие артисты, такие как скоморохи и менестрели. Развивается и церковная музыка, формируются различные стили пения. На Западе регламентируется система одноголосной духовной музыки – Григорианское пение. 
     

Музыка  трубадуров. 

Трубадуры или, как их еще часто называют, минестрели — это поэты и певцы эпохи Средневековья,  творчество которых охватывает промежуток времени с одиннадцатого по тринадцатое столетие, а расцвет его начинается в двенадцатом,  а заканчивается в начале тринадцатого века. Искусство трубадуров возникло в южной части Франции,  его главным центром была область Прованс. Трубадуры сочиняли свои стихи на наречии ок -  романском языке, который был распространен во Франции к югу от Луары, а также в расположенных по соседству с Францией областях Италии и Испании. Трубадуры были активными участниками социальной, религиозной и политической жизни общества. Они были преследуемы за критику церкви. Конец их искусству положил альбигойский крестовый поход в 1209-1229 годах.

Музыка  придворных музыкантов. 

При дворах королей, герцогов и графов создавались  разнообразные жанры песен –  эпические, виреле, баллады и другие. Постепенно в быт входили все новые и новые музыкальные инструменты, многие из которых были заимствованы у восточных народов.

Музыка  миннезингеров 

Миннезингеры  — немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. Лирика миннезингеров  сохранилась до настоящего времени, например, в Гейдельбергской рукописи. Слово «Миннезанг» используется в нескольких значениях. В широком смысле понятие миннезанг объединяет несколько жанров: светскую рыцарскую лирику, любовную поэзию вагантов и шпильманов, а также более позднюю «придворную (куртуазную) деревенскую поэзию» В узком смысле под миннезангом понимают совершенно конкретный стиль немецкой рыцарской лирики — куртуазную литературу, возникшую под влиянием трубадуров Прованса, Франции и Фламандии.

Народная  музыка 

Народная  музыка— музыкально-поэтическое творчество народа. Она - неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культурыРазличают устную и письменную музыкальные традиции. Со времени развития письменных музыкальных традиций происходит постоянное взаимовлияние культур

Сложен  и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной  переработки и переосмысления становились  частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в  Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.).

Григорианское пение 

  • Термин  «григорианское пение» происходит от имени Григория Великого.Григорианское пение одноголосно, хотя в ходе исторического развития григорианский хорал лёг в основу многоголосной европейской музыки: от органума и дисканта вплоть до мессы высокого Возрождения. 
    По степени распева текста песнопения подразделяются на силлабические, невматические и мелизматические. К первому типу относятся речитативные возгласы, псалмы и большинство антифонов оффиция, ко второму — преимущественно интроиты, коммунио и некоторые ординарные песнопения мессы, к третьему — большие респонсории оффиция и мессы (т. е. градуалы), тракты, аллилуйи и др.
  • По типу исполнения григорианское пение подразделяется на антифонное (чередование двух групп певчих, так исполняются, например, все псалмы) и респонсорное (пение солиста чередуется с пением ансамбля/хора). Община в богослужебном пении в целом участие не принимает. Ладово-интонационная основа григорианского пения — восемь модальных ладов, называемых также церковными тонами.
  • Языковая основа григорианского пения — латынь; отдельные песнопения пелись на греческом языке, а в Хорватии и Чехии допускался также старославянский язык. Тексты брались в основном из латинской Библии (Вульгаты); удельный вес и особенно частотность использования свободно сочинённых текстов в богослужебном распеве католиков (около 300 гимнов, 5 «тридентских» секвенций) незначительны[ После Второго Ватиканского собора григорианские песнопения допускается исполнять на любых современных языках, в т. ч. на русском. Существует несколько диалектов мелодики григорианского пения. 
    В основных чертах григорианское пение сложилось на территории современной Франции, Южной Германии, Швейцарии и Северной Италии в VIII—IX веках. В григорианском пении синтезированы древнейшие интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы византийского,

галликанского, амвросианского пения, фольклор германских и кельтских племен. 

  

Византийская  духовная музыка 

Апостол Павел  свидетельствует, что первые христиане  воспевали Бога в псалмах, гимнах и духовных песнопениях (Эф. 5, 19). Таким  образом, музыка использовалась в Церкви всегда. Историк Церкви Евсевий пишет, что псалмы и песнопения были созданы верующими "с самого начала для прославления Господа". Наряду с древнегреческим языком для составления гимнов, христианские поэты использовали и древнегреческую музыку, которая была распространена тогда во всем просвещенном мире. Великие Отцы трех первых веков, такие, как Св. Игнатий Богоносец, Св. Иустин Философ, Св. Иреней, Св. Григорий епископ Неокесарийский, чудотворец, проявляли особый интерес к псалмопениюу.


Информация о работе Музыка средневековья