Музей истории и культуры Уймонской долины

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:11, доклад

Описание работы

Трудолюбивые, сильные люди, кержаки довольно быстро обустроили дома, села, начали возделывать землю, воспитывать детишек. Говорят, уже в советское время староверы отказывались от пенсий, считая их нетрудовыми доходами. Эти люди не знали ни голода, ни болезней, были очень чистоплотны, почтительны.

Работа содержит 1 файл

Музей истории и культуры Уймонской долины.docx

— 2.10 Мб (Скачать)


Рецензия:

Музей истории  и культуры Уймонской долины

«Только народные традиции смогут донести до нас то,

что попирается человеком  ежечасно:

нравственные категории  добра, красоты,

уважение к старшим, трудолюбие,

любовь к своей земле  и людям,

населяющим эту землю».

 

Этот необычный, один из самых  ярких и интересных музеев Алтая  расположен в бывшей старообрядческой избе, отданной под музей 3 года назад. Избе- 150 лет.

«Материальная и духовная культура старообрядцев и переселенцев Уймонской долины впитала в себя всё многообразие древнеславянского, православного русского народа и сохранила все старые церковные традиции и обряды, пришедшие вместе с христианством из Византии ещё при крещении Руси в 988 году, - пишет в своей статье создатель музея Раиса Павловна Кучуганова. -  В 1792 году старообрядцы добровольно приняли русское подданство на правах оседлых «инородцев», их перевели в разряд «ясашных». Так называемые каменщики пришли из горных ущелий в Уймонскую долину, где образовалось около 30 населённых пунктов. Заповедная долина столетиями влекла к себе свободолюбивых и инакомыслящих людей, которые искали не только спасения от преследователей веры, но и легендарную страну Беловодье, в которой «все жили по справедливости и по Божескому закону». Сами о себе старообрядцы, или кержаки, говорили: «Стариковские мы». А ещё их называют чистыми, добрыми, «чашечниками». Именно эти люди являются тем культурным пластом, который оставил нам в наследство свои пословицы, поговорки, игры, предания, бывальщину, бухтины, заговоры, песни, сказки — то, что несёт в себе неподражаемый колорит народного творчества».

 

Трудолюбивые, сильные люди, кержаки довольно быстро обустроили дома, села, начали возделывать землю, воспитывать детишек. Говорят, уже  в советское время староверы  отказывались от пенсий, считая их нетрудовыми  доходами. Эти люди не знали ни голода, ни болезней, были очень чистоплотны, почтительны. Мать пользовалась неизменным уважением и почетом. Дети начинали работать рано, с 5-6 лет, и во всем помогали родителям. К 15 годам девушки уже имели полностью сделанное вручную приданое (вышитые полотенца, белье, пояса, рубахи). Семьи были большими и дружными, в одном доме жило до 17-18 человек. Спали на полатях, на "битой" печи из глины и песка. Кержаки вели здоровый образ жизни: табак не курили, из алкогольных напитков признавали только травяные настойки (на 9 или 40 травах). За нарушения и проступки строго наказывали, стоявший во главе общины наставник назначал количество поклонов за грехи или другие наказания.

 

План музея: 1- крыльцо. 2-кладовая, 3- сени, 4 – печь, 5- залавок, 6- стол, 7 – «Красный угол», 8 – лавки, 9 –  зыбка (люлька), 10 – полати, 11 ткатский станок, 12 – кровать, 13 – сундук.

 

 

В музее две комнаты: изба и горница. Горница служила жилищем в летнее время, а в избе жили круглый год. Изба- не просто жилище, это целая вселенная, со своими законами, порядками, обрядами. Центр этой вселенной большая Русская печь, занимающая почти половину помещения. Её не строили, а «сбивали» из глины и песка, после, закаливали и белили. Опечек (нижняя часть печи, закрытая деревянными щитами) украшали росписями. За печью виден залавок - длинный ящик с подъемной крышкой для хранения продуктов, посуды. Печь обогревала, кормила, лечила. Особое отношение к печке было у хозяйки, которой из поколения в поколение передавались хитрости обращения с печью. Еще один важный предмет в избе - деревянный стол - « Длань Божья», всегда держался в чистоте и порядке. Столешницу не красили и не покрывали скатертью, а по мере загрязнения скоблили. За столом собиралась вся большая семья для принятия пищи.


 

 

 

 

 

 

 

Рассаживались люди по лавкам. Широкие лавки стоят по всему  периметру избы, на них спали, занимались домашними делами, лавки поменьше приставлялись к столу

Над столом в «красном углу»  небольшая божница. Несколько старинных  икон и крестов  староверской работы, лампадка, подсвечник – прикрыты кружевами  ручной работы.

В центре избы – зыбка (люлька) для  младенца. Она представляет собой неглубокий деревянный короб, дно его – тканное, внутри – подстилка, над коробом – расшитый полог. Зыбка крепится за четыре угла, через кольцо, к очепу – длинной деревянной жердине, она прочная и хорошо пружинит. Мать или нянька могла качать зыбку ногой за специальную петлю, сидя на лавке и занимаясь рукоделием. У люльки висит погремушка - детская игрушка из коровьего пузыря. Важное значение имело расположение зыбки в центре избы, и наличие полога.


 

 

 

 

 

 

 

 

В интерьере избы представлены старинные кувшины, крынки, миски, другие предметы быта и посуда. Все половики и полотенца - домотканые и вышиты вручную. Интерес вызывают росписи двери, полатей и мебели. Хозяева наполняли жилище яркими цветами, мифическими животными и символами благополучия. Краски наносились пальцами, что создает специфическую технику.

В горнице рассказывается о старинных ремеслах, стоит ткацкий  станок. На полу– тканные половички, на стенах - расшитые картины, рушники, одежда, опояски. Огромное значение имело ремесло встарь, все убранство и одежда ткались в ручную, мануфактурное не всем было покарману. Качество и искусность изделий поражает, они наполнены красками, символами, теплом человеческих рук.

Рисунок 5 Ткатский станок

 

Вопросы сохранения этнической культуры очень актуальны на данном этапе развития нашего общества, так  как только народные традиции смогли донести до нас то, что попирается человеком ежечасно: нравственные категории  добра, красоты и радости, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к своей  земле и людям, населяющим эту  землю. Географическая, этническая и  религиозная замкнутость жителей  этой долины позволила сохранить  богатую самобытную духовную культуру, которая не только формирует эмоциональную  и чувственную сферу жизнедеятельности  человека, но и помогает становлению  его морального, нравственного облика. Ценность этого маленького музея не только в прекрасных экспонатах, собранных энтузиастами, не только в трогательно-радушном приеме его хозяйки, но и в желании учителей передать частички прошлого школьникам, в готовности и преданности, с которой дети участвуют в этом благородном предприятии. Истинная цель данного музея — обратить пристальное внимание общественности на духовно-нравственные основы народной педагогики, которые способствуют развитию целостного восприятия мира и помогают человеку устоять перед негативными сторонами жизни.

В каждом источнике  своя вода,

В каждой голове своя мысль,

В каждом уставе своя речь,

В каждом племени  свои нравы.

 

Народная мудрость

 

 

 

 

Использованные источники:

uymon.ru

 

 


Информация о работе Музей истории и культуры Уймонской долины