Мусульмансоке право

Автор: t***************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На формирование мусульманского права решающее воздействие оказала религия1.

Считалось, что все необходимые для мусульман законы и правила поведения были изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новых законов, а лишь исполнять волю Аллаха.

Содержание

Мусульманское право
Основные черты мусульманской правовой системы
Источники мусульманского права
Право мусульманских стран: право Арабского Халифата
Право личного статуса
Преступления и наказание
Приспособление мусульманского права к современному миру

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть  этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

     Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

        Понятие «священной войны»

        Понятие «священная война» играет  значительную роль  в  мусульманском праве.

      Дело Божие  должно  торжествовать   на  земле.  Оно  торжествует   через добровольную преданность и через  вынужденную  покорность  неверных.  Добрые убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению  его мечом. Когда еще до хиджры Мухаммад взял  с  ансаров  "клятву  мужей",  т.е. обязательство  защищать  его  оружием,  идея  священной  войны   была   уже, очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине,  эта  идея утверждается с большей настойчивостью.

      "Сражайтесь с врагами  вашими  на  войне  за  веру,  но  не  нападайте первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде,  где  найдете их; изгоняйте их  оттуда,  откуда  они  вас  изгоняли.  Отступничество  хуже убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма,  разве  только  они  вызовут вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их.  Такова  награда  неверных.

Если  покинут  заблуждение  свое -  Господь   снисходителен   и   милостив. Сражайтесь  с  врагами,  доколе  не  утвердится  ислам.  Ваша  ненависть  да воспламеняется только против превратных. Если нападут  на  вас  в  священном месте, - и в священном месте воздайте им тем же" (Коран. Сура 11, 186-190)5.

           Сунна

     Другим  авторитетным и обязательным для  всех мусульман источником права  была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках  самого Мухаммеда.

       С у н н и з м - одно из двух направлений ислама. Наряду с Кораном признает

Сунну.  При  решении  вопроса  о  высшей  мусульм. Власти (имаме-халифе) опирается на «согласие всей общины».

     В хадисах также можно встретить  различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

        Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.

            Иджтихат

            Исламские  юристы  разработали  мусульманское   право,   стремясь обосновать решения, вытекающие из Корана или  из  Сунны.  Но  они  не  могли абстрактному пониманию феномена права.  Впрочем,  их  задача  заключалась  в систематизации  интеллектуальных   методов   легитимации   (основываясь   на исламской религии, практики,  более  или  менее  сознательно  применявшейся) поисков таких решений новых ситуаций,  которые  не  противоречили  бы  общим

принципам, содержащимся или вытекающим из первоисточников  – Корана и  Сунны, а не в создании теории позитивного права.

            Таким  образом,  это  был  метод,  в  котором  нуждались  компетентные  лица (фукаха), поставившие разум на служение религии. Они разработали концепцию иджтихада, что создало теорию о соотношения откровения  (Коран  –  Сунна)  и человеческого  разума.  Применяемые  в  определенных  условиях  коллективные права (иджтихад), предназначенные для принятия правового  решения,  приводят к иджме.

           Рассуждения, которые носят  индивидуальный  характер,  возможны  только  при соблюдении метода кияс (суждении по аналогии). Только тогда  рассуждение  не останется просто личным мнением  (раи), не имеющим юридической значимости.

            

          Иджма

     Третье  место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.

     Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

     Большая роль иджмы в развитии шариата  состояла в том, что она позволяла  правящей религиозной верхушке Арабского  халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам6.

            Кияс

     Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия  между разными направлениями, был  кияс- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное  в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

     Но  в руках мусульманских судей, кияс часто становился и оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями- ханифатами.

     В качестве дополнительного источника  права шариат допускал и местные  обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).

           Фирманы, кануны

     И, наконец, производным от шариата  источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем, в других мусульманских государствах, с развитием законодательной деятельности, в качестве источника права, стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением. 
 

    II Право мусульманских стран: право Арабского халифата 

     Хотя  шариат не знал как такового деления  права на отдельные отрасли, все  же гражданско-правовые отношения, в частности право собственности, договорное и деликатное право, получили в нем заметное развитие. 
 
 

          2.1  Право личного статуса

     Особое  внимание в шариате уделялось "праву  личного статуса". В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело7.

     Поскольку согласно религиозным представлениям шариата субъектом права являлся  лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом  обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на предусмотренные шариатом притязания и на другие юридические возможности. Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о правоспособности, сколько о дееспособности лица, то есть о его возможности участвовать в сделках и в иных правовых актах. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д. 

         Правовое регулирование имущественных отношений

     Важное  место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего в правовой доктрине было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина. Это — воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. Не признавалась собственность мусульман и на так называемые "нечистые вещи" — вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и т.д. Нередко в ходе арабских завоевательных походов эти вещи подвергались уничтожению, хотя вопрос о праве на истребление имущества, принадлежащего неверным, был спорным и трактовался по-разному в различных мазхабах. Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т.д. Большое внимание мусульманские правоведы уделяли классификации земельных имуществ. В особые группы выделялось государственное имущество, земли принадлежащие частным лицам, брошенные земли, земли непригодные для обработки и т.п8.

     В шариате подробно определялись способы возникновения права собственности, причем по некоторым из них правоведы, представители разных мазхабов, высказывали разноречивые мнения. Завоевательные походы арабов с большой остротой поставили вопрос о правомерности военных захватов, о самом порядке возникновения права собственности на захваченное имущество. Завоеванные земли по общему правилу рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Правовой статус иного имущества, добытого у неприятеля, определялся прежде всего, в зависимости от того, было оно получено насильственным или ненасильственным путем. Имущество, захваченное силой, делилось на несколько частей, размер которых по-разному определялся в отдельных мазхабах. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была быть передана государству, третья — мечетям и т.д. Шариату были известны и такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка вещи. В последнем случае своеобразным было то, что владелец земли, нашедший на своем участке чужую вещь, становился ее собственником.

     Сложившийся в мусульманских государствах строй  отношений собственности тщательно  регламентировался и охранялся  нормами шариата. Праву частной  собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом.

Информация о работе Мусульмансоке право