Москва - третий рим

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Цель выполнения работы – изучение предпосылок объявления в XV веке Москвы третьим Римом.
Задачами выполнения являются: изучение истории Московского государства XV века, зарождение концепции Москвы как третьего Рима, а также роли, которую имело данное утверждение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XV ВЕКЕ
1.1. Зарождение концепции московского самодержавия и
преемственности Москвы как третьего Рима.
1.2 Московское государство в XV веке.
1.3 Этнический состав населения Москвы.
2. ОБЪЯВЛЕНИЕ МОСКВЫ ТРЕТЬИМ РИМОМ
2.1. Взгляды Филофея как русского мыслителя XV—XVI вв.
2.2. Роль идеологемы «Москва – третий Рим» как направляющей идеи
для объединения русского народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Москва - третий Рим.docx

— 46.71 Кб (Скачать)

Вторым историческим событием, послужившим духовному возрождению русского народа, стала Куликовская битва (1380), возглавленная великим князем Московским Дмитрием Донским (1350 - 1389) и освященная великим святым Русской земли Сергием Радонежским (1321 - 1391). Именно с этого времени можно говорить о формировании русского национального самосознания. Значение Куликовской битвы состояло в том, что народ, привыкший дрожать при одном имени «татарина», собрался наконец с духом и нашел в себе мужество бросить открытый вызов врагу. Это была бесспорная победа духа русского народа, послужившая началом его возрождения. «На Куликовом поле оборона христианства слилась с национальным делом Руси и политическим делом Москвы. В неразрывности этой связи дано и благословение преподобного Сергия Москве, собирательнице государства русского», - пишет интерпретатор жития Сергия Радонежского Г.П. Федотов.

В возвышении Московского  княжества как будущего центра Российского государства огромную роль сыграли, таким образом, не только князья-воины - ее устроители, но и духовные учителя того времени. Для объединения русской земли необходима была не только сила, но и образцы нравственного подвига, необходима была направляющая идея. Ответом на этот запрос времени и стала идеологема «Москва - третий Рим», которая заложила основы мессианской идеологии периода образования Русского централизованного государства. Ее с полным основанием можно считать своеобразным прологом русской философии истории, в значительной степени определившей мессианское направление и проблематику ее развития.

Идеологему «Москва - третий Рим» обычно связывают с именем старца псковского Елизарова монастыря Филофея (ок. 1465 - 1542). Действительно, Филофей в своих посланиях великому князю Московскому Василию Ивановичу и царскому дьяку М.Г. Мунехину сформулировал и обосновал ее в соответствии с господствовавшим в то время миропониманием и духовными запросами общества. Филофей писал царю: «Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать». Эта формулировка и стала классическим выражением мессианской концепции Москвы как третьего Рима.

Идея Москвы как третьего Рима имела глубокое историческое основание. Для русского религиозного сознания, привыкшего сверять свои мысли и поступки с авторитетом истинной веры, нерушимым оплотом почитался второй Рим - Константинополь. Падение этого оплота, сначала духовное, вследствие согласия греческих иерархов на Флорентийском соборе 1439 г. на унию с католической церковью, а затем и политическое - захват города турками в 1453 г., было равносильно вселенской катастрофе. Общественное сознание усиленно искало адекватную ему замену. Москва, одержавшая в недавшем прошлом победу над «неверными», выступившая собирательницей русских земель и защитницей всех православных народов, предстала как вполне достойная восприемница второго Рима - Константинополя.

То, о чем писал Филофей, в частности идея перемещения  святости с падшего Константинополя  на Москву, в той или иной форме  уже была «проговорена» книжниками в серии Сказаний, Слов, Повестей. Можно сказать, что послание инока Филофея явилось как бы завершением определенного круга идей, «носившихся в воздухе», и своеобразной «точкой роста» зарождающегося национального самосознания. Вот почему идея старца о богоизбранности русского народа, о преемстве мессианства Русским царством, выраженная к тому же в эмоционально приподнятой форме, сразу же получила широкий общественный резонанс, легко вписалась в существующую идеологическую систему. Более того, она «так верно воспроизводила общий смысл эпохи, так точно угадывала настроение современников Филофея, что скоро была усвоена даже правительственными сферами и вошла в государственные акты», - отмечает исследователь проблемы И. Кириллов. И соответственно она оказала огромное влияние на развитие государственной идеологии русского самодержавия. Во всяком случае между идеей исторического призвания московского государства и идеей самодержавия князей и царей московских прослеживается вполне определенный и заметный параллелизм. Их появление совпадает по времени и по источникам. Перенесенные из Византии на Русь, они становятся символом возросшего политического значения московского государства, его мессианского призвания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе выполнения работы были получены следующие выводы.

Нетрудно увидеть, что  идея Москвы как третьего Рима в  своем первоначальном варианте имела прежде всего теологический смысл и относилась не столько к ее политическому могуществу, сколько к предназначению русского государства быть убежищем «истинного христианства». Однако очень скоро у нее появился и новый смысл, произошло своеобразное смещение акцентов - с религиозного провиденциализма в сторону идейно-политического обоснования возвышения Московского княжества как державы. Эту эволюцию отмечает, в частности Кириллов: «Руководящей идеей у Филофея является идея провиденциализма: все, что совершается в истории, все совершается по мудрому начертанию Промысла. Затем эта точка зрения у Филофея переходит в теократическую систему управления земными царствами; в основе же его политической идеологии лежит понятие богоизбранности царства, которое направляет жизнь, человечества к конечной цели бытия людей на земле; богоизбранный народ хранит истинную богооткровенную религию. Филофей не раскрывает полного чередования мировых царств, а непосредственно останавливается на старом Риме, указывает его преемство Константинополем - вторым Римом, и, наконец, переходит к Руси, с богоспасительной Москвою, этим третьим Римом - и последним».

Таким образом, России предписывалась роль хранительницы единственно истинно христианской православной веры; в свою очередь православие объявлялось «русским», а русское государство - единственным и подлинно христианским и в этом смысле вселенским царством. Московские государи довольно быстро уловили этот второй смысл и увидели в идее то, что было созвучно их собственным устремлениям, связанным и с укреплением политических позиций Москвы, и с укреплением самодержавия.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В. С. Нерсесянца «История  политических и правовых учений».  Учебник. М.: «НОРМА», 2010

2. Федотов Г.П. Святые  древней Руси. М., 1990

3. Послание старца Филофея  к великому князю Василию // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. М., 1984 г. С. 441.

4. Кириллов И. Третий  Рим. Очерк исторического развития  русого мессинизма. М., 1914, с.

5. Бердяев Н.А. Русская  идея // О России и русской философской  культуре. М., 1990. С.49-50

 


Информация о работе Москва - третий рим