Мордовский народный костюм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:49, доклад

Описание работы

Мордва (эрзя и мокша) – один из древнейших народов России. Как отмечено В. А. Юрченковым, первое письменное упоминание о ней датируется VI веком. В это время историк готских королей Иордан, описывая племена Восточной Европы, назвал народ mordens. В IX веке о стране Мордии писал византийский император Константин Багрянородный. На рубеже I–II тыс. н. э. начинается славянизация Среднего Поволжья, в том числе и мордовских земель. В это время происходит освобождение мордовских земель от хазарского владычества (с помощью русских князей) и мордва получает «полноценные условия для этнокультурного и экономического развития». Мордовия XII – начала XIII века представляла собой независимое сильное государство с разделением на два социально-политических объединения.

Работа содержит 1 файл

История возникновения Мордвы.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

История возникновения Мордвы

Мордва (эрзя и мокша) – один из древнейших народов России. Как отмечено В. А. Юрченковым, первое письменное упоминание о ней датируется VI веком. В это  время историк готских королей  Иордан, описывая племена Восточной  Европы, назвал народ mordens. В IX веке о стране Мордии писал византийский император Константин Багрянородный. На рубеже I–II тыс. н. э. начинается славянизация Среднего Поволжья, в том числе и мордовских земель. В это время происходит освобождение мордовских земель от хазарского владычества (с помощью русских князей) и мордва получает «полноценные условия для этнокультурного и экономического развития». Мордовия XII – начала XIII века представляла собой независимое сильное государство с разделением на два социально-политических объединения.

Религия

Православие: Почти все  верующие у мордвы – православные. Крещение ее началось в процессе вхождения  в состав Русского государства и  завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.

Традиционные верования: Почти  все верующие у мордвы – православные. Крещение ее началось в процессе вхождения  в состав Русского государства и  завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.

Традиционная одежда

Костюм мордвы самобытен  и красочен. При значительном сходстве выделаются мокшанский и эрзянский  комплексы одежды, внутри которых  существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Обильны были другие украшения – сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки. Женщины носили остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном, повседневной обувью были лапти. Мокшанки носили вязаные наколенники.

Мордовский  народный костюм

Традиционный  костюм мордвы – мокши и эрзи, самого многочисленного финно-угорского народа России, в своем полном ансамбле дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соединяет не только художественное творчество, воплощенное в вышивке, ткачестве, составлении украшений из бисера, бус, раковин каури. Само умение надевать и носить национальную одежду было своеобразным искусством, которое в народе передавалось из поколения в поколение. Коллекция одежды позволяет представить локальное разнообразие мокшанского и эрзянского костюмов, особенности его составных элементов, ярко демонстрирует художественную одаренность народа и своеобразие его творческого мышления. 
Национальный костюм мордвы формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю, легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды. Составной частью в костюм входили разнообразные съемные детали и украшения, обувь и головные уборы. 
Большинство материалов для изготовления одежды вырабатывалось в домашних условиях. Тонкие льняные и более грубые посконные холсты для рубах, шерстяное сукно для теплой одежды, благородных расцветок шерстяные нити для вышивки, окрашенные растительными красителями,– все это позволяла получать система хозяйства народа, который трудился на земле. 
Особой приверженностью к самобытным формам костюма предков отличался женский костюм, в то время как мужская  и верхняя одежда были наиболее унифицированными. Именно поэтому в музейных коллекциях предметы женской одежды, относящиеся ко второй половине XIX – началу ХХ вв., преобладают. Данный период жизни народного женского костюма показателен в плане накопления народом творческого потенциала. Традиционные приемы народного искусства вышивки, ткачества, низания украшений обогащались введением новых материалов и технических возможностей.  
Основным элементом в мордовском костюме была белая холщовая рубаха, украшенная вышивкой. По покрою, качеству холста, характеру вышивки, орнаментации, колориту знатоку нетрудно определить, какой локальной группе принадлежит одежда. 
Эрзянского покроя рубаха сшивалась из двух полотнищ, которые перегибались пополам. В середине, по центральному шву, оставлялись прореха для ворота и разрез на подоле для шага, в боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава. 
Мокшанский покрой рубахи отличался. Основой стана было цельное полотнище холста, сложенное по поперечной нити пополам. К нему с боков пришивались более короткие холстины, оставляя квадратную пройму для длинных прямых рукавов. Тип данного покроя имел широкое распространение в одежде народов Поволжья, у эрзян он применялся для шитья верхней холщовой женской распашной одежды и мужских рубах. 
Широкая туникообразная мордовская рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт костюму. Веками выплетались на дощечках шерстяные пояса, для скалывания глубокого разреза ворота делались самобытные фибулы, слоями украшений покрывали бедра, формируя монументальный объем. Понятия о нравственности и морали требовали обязательного наличия отдельных элементов, таких, например, как эрзянский набедренник пулай или головной убор в женском костюме.  
Качество одежды определял тип вышивки. Нарядная эрзянская рубаха вышивалась по всей длине продольными полосами, количество которых было тождественно ее назначению. Праздничные рубахи, вышитые в шесть – восемь полос, обычно имели усложненную орнаментику, набор замысловатых технических приемов. Эрзянская вышивка характеризовалась красивой ковровой фактурой,  бордюры и плоскости выделялись высоким рельефом. Хотя орнамент был довольно прост: ромбы, кресты, ломаные линии, россыпь точек. Здесь узор не самоцель, а средство продолжения рукотворного создания ткани.  
Типичной для эрзянского костюма была верхняя распашная холщовая одежда - руця. Она являлась принадлежностью одежды замужних женщин и имела варианты для разных обрядовых и жизненных ситуаций. Поверх рубахи или руци носили передник – икельга паця. Его подвязывали низко на животе, закрывая прореху на подоле рубахи. 
Традиционной нагрудной застежкой в костюме эрзянки являлась фибула сюлгамо. Это была овальной формы пряжка из толстой проволоки с подвижной булавкой, которая служила для скалывания ворота рубахи. К нижней части пряжки прикреплялись подвески из цепочек с жетонами, разноцветного бисера, раковин каури, бус, пуговиц. Богатая поднизь фибулы закрывала глубокий нагрудный разрез. В XIX в. ворот рубах у эрзи обычно скреплялся двумя фибулами,  одна из которых, без декора, выполняла только утилитарную функцию.  
В комплексе нагрудных украшений, который включал несколько ярусов  ожерелий, гайтан с крестом, особо выделялись своеобразные круглые воротники на твердой основе, обтянутой холстом, расшитые рядами бисера, пуговиц и цепочек, а также небольшие сетчатые нагрудники, снизанные из красного бисера и медных пуговиц. Они прекрасно гармонировали с массивной вышивкой панара и руци.  
Особое значение в костюме мордовских женщин играл комплекс поясных элементов. Оригинальной и обязательной принадлежностью эрзянского костюма являлось набедренное украшение – пулай, которое носили поверх рубахи. Как знак полового созревания девочки начинали носить пулай с 13-14 лет, а затем принадлежностью костюма женщины он оставался до самой смерти. Мордовская женщина не могла появляться в обществе мужчин без пулая; даже такие тяжелые работы, как косьба, вязание снопов, эрзянка выполняла, не снимая набедренника. 
На местные и возрастные особенности одежды точнее всего указывали головные уборы. Из всех женских уборов особо запоминающимся был островерхий однорогий головной убор - панго. Его носили молодые женщины. Выполнялся убор из холста, сверху обшивался красной шерстяной материей. Внутрь вставлялся лубяной каркас, который удерживал убор в нужном положении с небольшим наклоном вперед. Декорировался убор шитьем бисером и плотными рядами блесток, позументом или галуном. Спереди тонкими дорожками вышивался узор, напоминающий идеограмму.

Костюм занимал  не последнюю роль в сельских и  семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем  семейного и социального статуса  носителя, его  возрастной категории, показателем мастерства и богатства. 

 

Мордовские народные верования

В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое  количество женских божеств. Названия их обычно состоят из двух слов, т. е. двуосновные: божество леса (вирь) - Вирь-ава (ава - женщина, мать), воды (ведь) - Ведь-ава, земли (мода) - Мода-ава, ветра (варма) - Варма-ава, огня (тол) - Тол-ава, дома (кудо) - Кудо-ава и т. п. Наряду с божествами-женщинами встречаются и божества в мужском образе: Вирь-атя (атя - старик, мужчина), Ведь-атя, Мода-атя, Варма-атя, Тол-атя, Кудо-атя и др., считавшиеся мужьями женских божеств. Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, то есть в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения. Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Моленья могли быть общественными, то есть устраивались всем селом, когда имелись в виду интересы всей сельской общины (первый выгон скота, начало пахоты, сева, уборки урожая и т. п.), и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи. В одних молениях участвовали только мужчины, в других - только женщины, в третьих - те и другие вместе. Семейные моления совершались старшими в доме, чаще хозяйкой дома, а на общественных молениях для совершения обрядов и произнесения молитв каждый раз выбирались особые старики и старухи - инятят и иньбабат (от ине - великий, великая, атя - старик, баба - бабушка). При произнесении молитв обращались на восток. Для дохристианских верований и обрядов мордвы не было характерно поклонение идолам. Верховный бог в дохристианских верованиях мордвы именовался Шкай, Нишке. В связи с христианизацией название это было перенесено на христианского бога. Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки 'язычества', часть из которых синкретизировалась с православием. В 1991 в Мордовии открылась Саранская и Мордовская епархия Русской православной церкви. В этом же году состоялась регистрация небольшой общины Мокшэрзянской евангелической (лютеранской) протестантской церкви, ведущей богослужение на мордовских языках.

 

 

 

 

этнические танцы мордвы связаны с брачными «плясками» журавлей. Образ утки, как священной птицы, присутствующий в орнаменте, вышивке отразился и в этнической хореографии. Медвежьи пляски в свадебном обряде у мордвы связаны с ряженьем, в них участвуют, как правило, женщины. Танцоры «медвежьих плясок», изображая лесного зверя, делают мелкую «топотню» –  «переступание» ног на месте, поддерживают ритм неуклюжими, но выразительными движениями рук. Подражательная пластика танцоров выражается не только хлопками в ладоши, но даже тогда, когда они выполняют с наклоном корпуса и головы вперед своеобразное «лягание», «брыкание», «бодание», «виляние». 

 

 

 

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодёжью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае. В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. Большая группа обрядов проводилась на Пасху. В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла.


Информация о работе Мордовский народный костюм