Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:09, доклад
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
а) наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах);
б) наследственный порядок преемственности верховной власти;
в) юридическая безответственность монарха.
МОНАРХИЯ
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
а) наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах);
б) наследственный порядок
преемственности верховной
в) юридическая безответственность монарха.
Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.
Русский правовед Борис Чичерин выделяли такие преимущества монархии Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М., 2008. 608 с.:
1. Ею наилучше обеспечивается
единство власти, а из единства
власти проистекает ее сила. С
единством власти связана
2. Монархия по независимости
своей непричастна духу партий.
Монарх стоит выше частных
интересов; для него все
3. В силу предыдущего
монархия наилучше
4. Нет образа правления более пригодного к совершению крупных преобразований.
5. Крупной личности точно также легче всего проявить на общую пользу свои высокие качества именно в монархии.
В силу своей единоличности - раз, в силу своей верховности - два, в силу своей духовности - три, монархия стоит выше общественных течений и веяний, она независима от политических групп: власть монарха от Бога, и монарх не зависит от воли политиканов, олигархов или кланов. Он правит по своему убеждению во благо Отечества, руководствуясь только волею Бога.
В отличие от власти республиканской, связанной путами кумовства и фракционности. Монарху, в отличие от президента, нужен не исполнитель, но советник, деятель, тот, кто творчески будет реализовывать и воплощать в жизнь общие предначертания монаршей воли.
Республиканцы обыкновенно указывают на следующие недостатки монархии:
1. Замещение власти происходит
не по способности, а по
Позволю себе возразить: ведь
для народа важны не качества монарха
как личности, а его качества,
как символа и идеи нравственной
власти, как символа и олицетворения
власти Бога. Монарх не должен быть умнее
всех, он должен уметь выбрать, как
лицо, стоящее выше внутригрупповых
интересов, нужное и правильное и
тем осуществить свою санкцию
власти. Кроме того, когда республиканцы
критикуют «случайность»
2. Безграничная власть производит негативное влияние на некрепкую душу.
Вновь-таки, аргумент лишен основательности и рассыпается, как карточный домик, если присмотреться к нему внимательнее: самодержавный царь - лицо, ограниченное Богом и собственною совестью. Он с детства воспитывается, как Наследник Престола, ему внушается и прививается высокая нравственность и стремление к самому светлому и лучшему.
3. К искушениям власти
Указывая на такой недостаток, республиканцы явно забывают, что это не признак монархии в частности, но признак власти как таковой. Монархия же из всех возможных форм государственной власти лучше всех от этого недостатка защищена. Монарх с детства воспитывается для управления на добрых примерах и принципах, в то время как в демократиях к власти приходит честолюбец с улицы, склонный служить личным интересам, а не славе Отчизны. Наследник Российского Престола еще в детстве получал все ордена, кроме Георгиевских крестов, дававшихся исключительно за воинские подвиги. Он с малых лет лишается честолюбия и своекорыстия: в них у него нет нужды, в отличие от республиканского выдвиженца. Единственная забота монарха, как отца своего народа, благополучие и счастье его подданных - детей.
4. Монархия легко переходит в произвол.
Опять же, в республиканских государствах мы можем наблюдать произвол не реже, а во много раз чаще, нежели в монархиях. Приведу современные примеры - Зимбабве, Мьянма, Афганистан, Ирак.
5. Монархия всё и всех «опекает»,
Республиканцы, выдвигая такую посылку, услеживают якобы отсутствие у народа при монархической власти личной инициативы, но это опровергается небывалым развитием частного предпринимательства в период самодержавия.
Конечно, монархия не лишена грехов, но, во-первых, этих грехов значительно меньше, чем при республике, во-вторых, они не столь значительны, как у республики, а в-третьих, позволим себе провести небольшую аналогию. Американский психолог Карл Хесс советовал, принимаясь за дело, думать не о трудностях, а о возможностях, которые в себе таит его удачное завершение. Принимаясь за строительство государственности, нужно думать не о том, что случиться, если луна сойдет со своей орбиты, а логически рассуждать, к чему приведут принятые решения.
Почему же тогда, спросите,
может быть, вы, монархия сегодня
является формою правления только в
20% государств. Ответ на ваш вопрос
давал в «Сумме теологии» еще
Фома Аквинский. Он говорил, что хотя
монархия приносит людям доброго
и полезного неисчислимо
В качестве достоинств президентской республики отмечают ее стабильность, так как президент избирается на фиксированный срок и на тот же срок формируется правительство. Оно не может быть уволено в отставку парламентом, в том числе по причинам изменения соотношения политических сил. Однако президентская республика таит в себе опасность президентского авторитаризма, т.е. установления личной власти президента. Истории известны подобные случаи. Так, в свое время несменяемым провозгласил себя президент Индонезии Су-карно, а на Филиппинах – президент Маркос. В Централь-ноафриканской Республике пожизненный президент Бо-касса даже объявил себя императором. Ныне в КНДР пост президента закреплен не только в качестве пожизненного, но и наследуемого.
Имеет определенные недостатки
и парламентарная республика, и главный
из них – политическая нестабильность,
так как изменение
Отмеченные достоинства
и недостатки разных видов
республиканской формы
Как правило, создание смешанных, или гибридных, форм оценивается положительно, поскольку таким путем достигается определенная стабильность управления, происходит демократизация политических режимов, снижается влияние конъюнктурных факторов на процесс управления. Вместе с тем каждая страна имеет свои особенности, поэтому привносит определенное своеобразие в ту или иную форму, исходя из специфики своей культуры, обычаев, традиций и т.п.