Молодёжная философия и субкультура. Хиппи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:13, доклад

Описание работы

Хиппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hеp, (в просторечье хиппари, хиппаны) — «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) — молодёжная философия и субкультура, возникшая в США в 1960-х. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х - начало 1970-е годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через свободную любовь и пацифизм.

Работа содержит 1 файл

хиппи.docx

— 23.80 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Доклад по истории

на тему:

Молодёжная философия и субкультура. Хиппи. 

Хиппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hеp, (в просторечье хиппари, хиппаны) — «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) — молодёжная философия и субкультура, возникшая в США в 1960-х. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х - начало 1970-е годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через свободную любовь и пацифизм.

История

 В 40-х — 50-х  годах XX века в США среди  представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза.

 Первое использование  слова хиппи зафиксировано в  передаче одного из нью-йоркских  телеканалов, где этим словом  была названа группа молодых  людей в майках, джинсах и с  длинными волосами, протестующих  против вьетнамской войны. В  то время было популярным сленговое  выражение to be hip, означавшее «быть в курсе», «быть "мировым"», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались hips. В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.

 Началом движения  хиппи можно считать 1965 год  в США. Основным принципом субкультуры  являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы[1], слушали рок-н-ролл (в особенности «I Got You Babe» Сонни и Шер), употребляли наркотики (главным образом марихуану, но также гашиш и ЛСД), жили в коммунах (самая известная ныне коммуна находилась в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели так же место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос — суперзвезда - 70г.). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а так же использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».

 Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — -A «San Francisco (Be Sure To Wear Some Flowers In Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas and the Papas, исполнялась певцом Скоттом МакКензи), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: c движением хиппи связана популяризация нудизма.

 В 1970-х годах  движение хиппи начало терять  популярность. Кроме того, отношение  к этому движению резко изменилось  в Америке после совершения  серии убийств членами коммуны (так называемой Семьёй) Чарлза Мэнсона в конце 1960-х годов. Повзрослев, многие хиппи приняли общественную мораль. Новое поколение бунтарей больше принимало панк-мировоззрение.

 Хиппи показали  миру новую ступень духовного  развития, обогатили мировую культуру. Для понимания этого достаточно лишь перечислить часть произошедшего в обществе под влиянием движения хиппи: сексуальная революция; терпимость к нетрадиционным сексуальным ориентациям; однополые браки; легализация ПАВ во многих странах; терпимость к расовым различиям; влияние на моду; популяризация здоровой пищи, вегетарианства - в том числе радикальной формы ненасилия (веганства); антивоенное движение (пацифизм); движение за альтернативную службу в армии; экологические движения; свободные путешествия (автостоп), альтермондиализм.

 Одним из символов  движения хиппи считается старый  микроавтобус «Фольксваген», который  хиппи традиционно раскрашивали  в стиле «Flower Power». На таких микроавтобусах группы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам и шокировать их обитателей разными выходками. На картинке представлен микроавтобус Barkas B 1000.

      Хиппи и политика

 Если под политикой  понимать выборы, заседания, голосования  и продвижения по службе, то  хиппи изначально аполитичны. Живя  вне «цивильного» общества, в  мире, основанном на любви, дружбе  и взаимопомощи, хиппи предпочитают  менять мир своим творчеством,  в том числе творчеством социальным. Попытки использовать хиппи в  политических целях неэффективны.

Американские хиппи  сторонились мира капитала, жили коммунами  и симпатизировали коммунистам  СССР и Китая, надеясь устроить в  Штатах Революцию. Лидерами политизированных хиппи(йиппи) были Эбби Хоффман и Джерри Рубин. Со временем хиппи поняли, что начинать надо с себя. А революцию надо начинать проводить в сознании, а не в обществе.

 Идея революции  сознания в чём-то продолжает  идеи рюкзачной революции битников  — вместо изнурительных политических  дебатов и вооружённых столкновений  предлагается уход из дома  и общества, чтобы жить среди  людей, придерживающихся твоих  убеждений. 

 Участие хиппи  в большой политике часто происходило  в виде фарса. Например выпускание живой утки в зал во время серьёзного телеинтервью или избирание свиньи в Президенты США. Хиппи устраивали баррикады около американских военкоматов, вместе со вьетнамскими дзэнбуддистами и кришнаитами[источник?] произвели театрализованную осаду Пентагона.

Опыт театральный  герильи Эбби Хоффмана можно сравнить с маршем Любви в советской Москве, когда советские хиппи вышли на улицу голышом, но были задержаны ошалевшей милицией. Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны советской властью, критикуя её либо за коммунистические убеждения, либо за несоответствие оным. Другие просто хотели жить вне политизированного строя.

 После распада  СССР «цивилы» получили возможность работать ради денег и открыто жить в своё удовольствие. В постсоветской «Системе» можно встретить много революционно настроенной молодёжи из всех уголков мира, носящей майки с Че Геварой и бредящей о мировой Революции.  

Лозунги Хиппи 60-х 
 

"Off The Pig!" ("Смерть свиньям!")

 "Give Peace A Chance" ("Дайте миру шанс") (название песни Леннона)

 "Hell No, We Won't Go!" ("Никак нет, мы не хотим идти (мы не станем двигаться/маршировать/уходить)!" - своеобразное переигрывание выражения американских солдат - "Hell yeah!" (дословно означающего "Так точно"). Вторая часть фразы отражает твёрдость антимилитаристических позиций и отказ подчиняться)  

Хиппи в России

 Несмотря на  закат хиппи-движения в мировом  масштабе, его представителей до  сих пор можно найти во многих  странах мира. Идеи хиппи, казавшиеся  в семидесятые годы консервативным  обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека. В России в настоящее время более 10 000 людей относят себя к хиппи.

 Культура хиппи  сформировала сленг на основе  арго и английского языка. Например, «ксивник» (от «ксива» — документ, маленькая сумочка для переноски сего документа), «хаератник» (от «хаер» — волосы, ленточка на лбу, по легенде — чтобы «не срывало крышу». Другое распространённое написание — «хайратник»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек, см. ниже) и другие. См.- Ф.Рожанский, «Сленг хиппи». Примеры сравнительно немногих слов хипповского сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»,…

 Культура хиппи имеет признаки принадлежности, атрибуты. Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственной музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом т. н. «пионеров» и в среде «олдовых», как правило, вызывают хохот.

Помимо внешней  атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (от англ. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде.

 Представителей  субкультуры хиппи в 70-е и  начале 90-х годов легко можно  было отыскать почти в каждом  крупном городе на «тусовках», или «тусовочных местах». К примеру, в Москве — «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар), в Питере — «Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (площадь перед Казанским собором), в Киеве — Андреевский спуск и др. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог рассчитывать на обретение там вписки и новых друзей. В настоящее время тусовки на улицах не имеют такого значения, как в те времена, и являются скорее временным прибежищем для совсем молодых хиппи. Кроме того, они сильно дифференцированы и разбавлены представителями иных субкультур, включая всевозможных готов, эмо, байкеров и пр. Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры — это круг близких друзей, или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ (ранее — фидо-конференции, в частности, знаменитая фидошная эха Hippy.Talks, видимая в иерархии релкома как fido7.hippy.talks). Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в сеть вызвало к жизни термин «киберхиппи». Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри субкультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России — это «российская Радуга», возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции Rainbow Gathering, появившейся в конце 60-х и восходящей к американским хиппи. Еще пример массового стихийного собрания — летнее собрание неформалов вблизи водопада Шипот на Украине. Традиционными стали также ежегодные встречи хиппи в Москве 1-го апреля «на Гоголях», и первого июня — в Царицынском парке.

 Появившись на  заре свободы, хиповская символика и культура послужили родоначальницей большинства других отечественных молодёжных субкультур. Разговорные языки готов и рэперов представляют из себя творчески искажённый хиповский сленг. Ролевики носят фенечки, придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции Хиппи, смысл и ценность. Сленговые слова (напр. «хайратник») используются в ролевых играх как отдельные термины. В субкультурах-наследниках хиппи наблюдается отдельный термин «хипповать», означающий или подчёркнутое внешне поведение человека «под олдовых хиппи», или период длительного безденежья в жизни с соответствующей атрибутикой и обязательно лёгким, ненапряжным отношением к такому состоянию.

 В настоящее  время в России существует  несколько творческих объединений  хиппи. 

 Москва: Старейшая — арт-группа «Фризия» (художники). Творческое объединение «Антилир». Ассоциация музыкантов «Время Ч». Коммуна на Пражской (занимающаяся сетевым хиповым домом), она же fnb-хиппи-группа Magic hat. Хиппи входят в состав fnb-групп Челябинска, Москвы, Владивостока, Питера, Москвы и др.

 Примечание: субкультура  хиппи (в целом) в СССР была  распространена среди весьма  немногочисленных представителей  молодежи. В массовом сознании  слово «хиппи» вызывало ассоциации  скорее негативные — «хиппи»  воспринимался как неопрятно  одетый молодой человек с длинными  волосами, бездельник, выпивоха и наркоман. О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе (начала 70-х).

       
 
 

      Знаменитые  хиппи

Зарубежные  хиппи 

Джоплин, Джэнис

 Баез, Джоан

 Кэссади, Нил

 Ромни, Хью

 Аузли

 Моррисон, Джим

 Хендрикс, Джимми

 Эбби Хоффман

 Джерри Рубин 

Отечественные хиппи

Анна Герасимова (Умка)

 Юрий Морозов 

 Евгений Чичерин 

 Эна Трамп

 Юра СолнцЕ (Бураков)

 Миша Красноштан (Козак)

 Вася Лонг (Бояринцев)

 Саша-Художник 

 Алик Олисевич

 Евгений Балакирев (Крот, автор Саги о Системе)

 Ольга Арефьева  

Также упоминались  в связи с движением хиппи 

The Beatles

The Doors

Jefferson Airplane

Grateful Dead

Black Sabbath

Led Zeppelin

 Леннон, Джон

 Джими Хендрикс

 Моррисон, Джим

 Хелмс, Чет

 Гинзберг, Аллен

 Кизи, Кен

 Боб Марли 

 Машина Времени  

Литература

Информация о работе Молодёжная философия и субкультура. Хиппи