Мирский замок

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:02, реферат

Описание работы

Каждая башня Мирского замка индивидуальна по своему стилю и является самостоятельным узлом обороны: отсюда вели обстрел врага, сбрасывали камни, гранаты, лили кипяток и смолу
В географическом центре Европы, на водоразделе бассейнов Балтийского и Чёрного морей, на перекрёстке важнейших торговых путей стоит Мирский замок.

Работа содержит 1 файл

Мирский замок.docx

— 1.16 Мб (Скачать)

Мирский замок

 

Главная башня  замка - въездная, или воротная - самая  интересная, яркая и совершенная  из всех башен Мирского замка

Внутренний двор


 

Каждая башня Мирского замка индивидуальна по своему стилю  и является самостоятельным узлом  обороны: отсюда вели обстрел врага, сбрасывали камни, гранаты, лили кипяток  и смолу

В географическом центре Европы, на водоразделе бассейнов Балтийского  и Чёрного морей, на перекрёстке  важнейших торговых путей стоит  Мирский замок.

Впервые местечко Мир, где  был построен замок, упоминается  немецким хроникёром Линденблатом в 1395 г. История замка отражает драматические  события, контрасты и противоречия, из которых складывается судьба Беларуси — страны в центре Европы, где  Запад встречался с Востоком, христианство с язычеством, католическая церковь  с православной.

Строительство Мирского замка  приходится на начало 16 столетия, когда  череда славных побед над тевтонским орденом, татарами и княжеством Московским, обеспечили на некоторое время мир  и процветание Великому княжеству  Литовскому, основу которого составляли белорусские земли. Именно тогда  местечко Мир переходит во владение богатому белорусскому магнату Юрию Ильиничу. Строительство замка должно было помочь известному военными и  дипломатическими успехами шляхтичу получить титул князя Священной Римской  империи.

 

Архитектурные особенности 

  Местные традиции оказали значительное влияние на архитектуру постройки. В Мирском замке мы наблюдаем не характерный для оборонительного сооружения акцент на покраску фасадов. Покраска напоминает белорусский национальный орнамент, созданный на основе языческих традиций. Углублённая оштукатуренная поверхность декоративных нишей была выкрашена в деликатный розовый цвет. Красились даже швы между кирпичами.

 На южной стороне  замка находится камень, который  напоминает голову барана. Согласно  старой легенде, Мирский замок  будет существовать до тех  пор, пока существует эта каменная  голова.

 В воротной веже  замка размещается христианская  каплица, которая по задумке  дойлидов должна была выполнять  и оборонительную функцию. Строители  замка даже пошли на то, чтобы  разместить механизм подъема  оборонительных решёток непосредственно  в молебном зале. Таким образом,  рудименты язычества сочетаются  в архитектуре замка с христианскими  традициями.

  Пограничье эпох, переплетение традиций выявляется и ещё в одной особенности, которая делает Мирский замок уникальным памятником мировой культуры. Третий этаж башни был приспособлен для размещения пушек. Это одна из первых попыток использования огнестрельного оружия. И в то же время бойницы замковых башен приспособлены для луков и арбалетов. Башни мирского замка вынесены за внешний контур его укреплений, что давало возможность вести артиллерийский огонь вдоль оборонительных стен. В дальнейшем этот приём нашёл применение в бастионных системах обороны.

В конце 16 столетия Мирский  замок переходит от рода Ильиничей  к Радзивиллам, одним из крупнейших магнатов ВКЛ. Новый владелец, князь  Николай Христофор Радзивилл  по прозвищу Сиротка, возможно, привлекает к строительству нового замка  итальянского монаха, архитектора Яна  Марию Бернардони. Так, в архитектуре  замка мирно соединяются готика и Ренессанс, традиции западноевропейского  и восточнославянского зодчества. На основе двух оборонительных стен замка  были построены дворцовые помещения. В подвалах и на первом этаже дворца размещались кладовки, второй этаж предназначался для прислуги, третий — для господ. Заново созданные  жилые корпуса представляют собой  классический образец итальянского ренессансного дворца, но построены из местного строительного материала. Первый этаж, который в Италии обычно выполнялся из грубо-тёсанного или колотого камня, в Мирском замке выложен из неоштукатуренного кирпича. На уровне второго и третьего этажей фасады штукатурились. Широкое применение местных материалов обусловило использование местных художественных приёмов: орнаментальные композиции из тёмного кирпича, выкрашенные швы между кирпичами - заложенный белорусскими дойлидами генетический код замка был очень сильным. Даже ренессансное оформление надстроенных крыш в целом напоминает готическое завершение похожей юго-восточной башни.

 Многочисленные печи, отделанные красочными изразцами,  помимо своей основной функции  являлись элементами декора. Все  использованные в Мирском замке  изразцы — местного производства. В результате археологических  исследований в замке собрана  богатейшая коллекция изразцов 16-18 вв.

Развитие идей гуманизма  вывело просвещённых магнатов на новый  уровень требований к комфорту. Главное  предназначение замка состояло уже  не в обороне — он должен был  удовлетворять не только возросшие  жизненные потребности новых  хозяев, но и потребности духовные. Образно замок можно было сравнить с воином в парадной форме, которую  он одел вовсе не для того, чтобы  сражаться.

 Но время приготовило  Мирскому замку как и всей  белорусской земле совсем другую  судьбу. Начиная с русско-польской  войны 1664-1667 гг. и до Наполеоновской  кампании 1812 г. замку выпало участвовать  во всех войнах, что прокатились  по белорусским землям. Самый  большой урон был нанесён ему  шведами во время Северной  войны 1700-1721 гг. После разрушений 1812 г. сильно повреждённый замок  долго не использовался. В связи  с разделами имущества Радзивиллов (Доминик Радзивилл выступил на стороне Наполеона, чем навлёк на свой род гнев русского императора) он не раз переходил из рук в руки.

 В 1891 г. Мирский замок  с окрестностями приобрёл герой  русско-турецкой войны князь Николай  Святополк Мирский. В новой  композиции замок играл роль  модных по тем временам романтических  руин. Их будущее вырисовывалось  довольно мрачно. Владельцы замка  вели переговоры с купцами  о продаже исторического памятника  под разборку на кирпич. Период  упадка закончился в начале 20–х, когда во владение замком вступил  прямой потомок старого князя  Михаил Святополк Мирский, который  до этого служил в российском  посольстве в Лондоне. Он решил  отстроить старый замок. Работами руководили варшавский архитектор и рестовратор Теодор Буш, инженер Феликс Блёх и местный мастер Ян Пушкас. Но эта попытка возрождения замка была остановлена новой войной.

 Во время немецко-фашистской  оккупации в 1941-42 гг. в замке  размещался лагерь военнопленных  и еврейское гетто. Сразу после  освобождения в замке нашли  себе убежище многочисленные  жители Мира, чьи дома были  спалены или разрушены. Потом  на долгие годы он был оставлен  без надзора. 

 

Реставрация

 Научно-исследовательские  и проектные работы по реставрации  Мирского замка начались в  1968 г., а практическая реставрация  — только в 1983 г. В 1987 г.  замок стал филиалом национального  художественного музея РБ. Сегодня  замковый комплекс Мир — один  из самых популярных туристических  объектов Беларуси. Большую помощь  и поддержку в реставрации  оказывает ЮНЕСКО. В декабре 2000 г. эта международная организация  внесла замковый комплекс Мир  в список всемирного культурного  и природного наследия. В июле 2002 г. генеральный директор ЮНЕСКО  господин Коитиро Мацуура лично  посетил Мирский замок, чтобы  вручить свидетельство о новом  высоком статусе всемирного исторического  памятника и открыть памятную  вывеску.

  Мирский замок напоминает своим многочисленным посетителям про события нашего исторического прошлого, про героический путь многих поколений наших предков, которые, несмотря на препятствия и жёсткие, кровавые испытания всегда стремились к совершенству и красоте.

 

 

 

 

 


Информация о работе Мирский замок