Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:24, контрольная работа
Применительно к отечественной традиции принципиальное значение приобретает осмысление и содержательная характеристика основных приоритетов идеологического процесса, его ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований, сущности государственной идеологии, воспитательного потенциала и механизмов формирования политической культуры и политической социализации личности, приоритетов социально–экономического развития и консолидации общества. В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как заметил П.Сорокин, лежит, в конечном счете, идеологический кризис
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
3. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ И ПАТРИОТИЗМ
4. РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Как отмечает Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Белорусы не унаследовали от предков целостной идеологии независимой государственности. Мы по праву гордимся тем, что наш белорусский язык в Великом княжестве Литовском определенное время был официальным языком. Но никому, даже самому ярому националисту, не придет в голову утверждать, что Великое княжество Литовское было самостоятельным белорусским государством со своей белорусской государственной идеологией».
Далее Президент отмечает: «Белорусская Народная Республика, уже в силу того, что она была учреждена под присмотром оккупационных немецких властей и была фактически создана этими властями, просуществовала считанные месяцы. В силу этого БНР не могла оставить нам в наследство идеологию белорусской государственности или хотя бы элементы этой идеологии, чтобы мы на нее могли опираться».
Белорусы жили в составе Советского Союза с хорошо разработанной марксистско-
Понятие "религия" возникло в римской культуре и ведет свою родословную, очевидно, от Цицерона (1в. до н.э.), который произвел его от латинского слова "relegere", что значит "собирать", а затем – христианских авторов Лактанция (III в.) и Августина Аврелиана (IV в.) — от "religare"—"вновь связывать, воссоединять", т.е. религия определяется здесь как "путь примирения человека с Богом после того, как он стал на путь греха".
Религия представляет собой исторически необходимую форму духовного осмысления мира, действительности, человеческого бытия в этом мире. На ранних стадиях развития сознания и практики она восполняет отсутствие науки и философии в системе складывающейся культуры.
В ходе исторического развития религия сформировалась как мощный социокультурный фактор. В широком спектре культурного пространства религия взаимодействует с другими компонентами культуры (моралью, искусством, наукой, просвещением и т.п.). Это имеет плодотворное значение. На пограничных стыковых линиях во взаимодействии различных компонентов культуры рождаются новые образования: культовое искусство, духовная музыка, религиозная мораль, соответствующий культурно-бытовой менталитет и влияние на него религиозных праздников и обрядов, которые переплетаются с народными приметами и обычаями и т.п.
В Конституции и Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» провозглашается свобода совести. Так, статья 31 Конституции предоставляет право каждому человеку определять свое отношение к религии, т.е. каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В статье 7 речь идет о том, что государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования и воспитания в Республике Беларусь носит светский характер. Эти подходы находятся в контексте Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений, без различия расы, пола, языка, национальности, религиозных, политических и иных убеждений, своего происхождения и социального положения.
В современном обществе функциональные особенности религии, ее социальная роль проявляются как система функций, реализуемых, во-первых, на общесоциальном уровне (общество), и, во-вторых, на уровне микросоциальном (личность).
Первый ряд функций включает:
компенсаторную, т.е. восполнение человеческой слабости перед лицом природных и общест
регулятивную, т.е. регулирование поведения людей, основанное на символах догматики, других конфессиональных требований;
интегрирующую, т.е. способствующую консолидации общества и конфессиональному единству, другим формам сплочения людей.
Второй ряд функций включает:
Мировоззренческую функцию—религия удовлетворяет познавательные потребности, наделяет определенными жизненными ориентациями и установками, вытекающими из религиозного объяснения мира, символов, догматов той или иной веры;
функцию нравственного воспитания, несущую общечеловеческие нормы морали и основанную на том, что нравственные законы должны быть соблюдены, ибо они суть веления Бога. Данная функция способствует нравственному совершенству, моральному оздоровлению человека и общества в целом;
культурно-воспитательную и культуротворческую функции, в которых реализуется собственна
Все эти функции глубоко взаимосвяз
Среди населения Беларуси имеются последователи всех трех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских направлений), мусульманства, буддизма, а также древних культов, иудаизма и современных нетрадиционных течений (неокультов). Всего в Республике Беларусь зарегистрировано 26 религиозных направлений. Наибольшее количество среди них представлено восточной ветвью христианства – 84%.
Термин “православие” (от греч. – «правая вера», «иметь правильное мнение»), означает правильный способ славить бога, верность определенной совокупности догматов церкви. Православием отвергается непорочное зачатие и сверхчеловеческое достоинство Богоматери.
Католицизм (от греч. — всеобщий, вселенский) — одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Как западно-римско-
Протестантизм, (от лат. – публично заявляющий) - третья из основных ветвей христианства, возник в XVI в. в Европе в ходе религиозного и общественно-политического движения, направленного против католической церкви и получившего название Реформация. Отстаивая восстановление, истиной «апостольной веры», протестантизм единственной священной книгой признал Библию, отверг институт священства (считал священниками всех верующих), отверг церковную иерархию, культ Богоматери и святых, монашество, учение о чистилище верховную роль папы. Из семи таинств в протестантизме сохранены лишь крещение и причастие.
В различных регионах Беларуси, согласно исследованиям, проведенным Институтом социологии Национальной академии наук, 38,5% опрошенных признают себя верующими, 37,1% затрудняются точно определить, являются ли они религиозными людьми или нет. В белорусско-польском пограничье идентифицируют себя с христианином (православным, католиком и др.) вдвое больше людей, чем в восточных областях Беларуси. Так, в частности, первостепенную роль во всех сферах повседневной жизни религия играет для 57% жителей Брестской и только для 20,7% жителей Могилевской и 19,9% Гомельской областей.
Безусловно, государственная идеология как мировоззренческая система является ключевым инструментом формирования индивидуального и общественного самосознания, системы ценностей и интересов социума. Государственная идеология является необходимым компонентом самой идеи организации. На её плечи возложено сплачивание и объединение людей для достижения определенной цели при помощи конкретных способов реализации. Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры.
Именно в идеологическом кризисе лежит причина многих социо-культурных катаклизмов. Пренебрежение ее общечеловеческими постулатами влечет нацию и человечество в целом к дисбалансу, несогласованности, конфликтам и поражениям.
Только правильно сформированный взгляд на человека в социуме и в целом во Вселенной с последующим донесением его до людей способен должным образом соединить людей во имя достижения благих целей.
Именно поэтому в Республике Беларусь уделяется особое внимание формированию государственной идеологии и способам ее донесения до граждан.
Браим И.Н. Менталитет: методология исследования, традиции и новации // Вестник Белорусского государственного экономического университета. № 1-2. 2001.г.
Дражин В.Н. Роль и место студенческой молодежи в современном обществе // Материалы республиканского совещания «Проблемы и пути совершенствования студенческой молодежи». 26-27 ноября 2002 г. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2002. С. 3-8.
Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент. // Доклад Президента А.Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы. Советская Белоруссия. 28 марта. 2003 г.
2
Информация о работе Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства