Мировой экономический кризис 1929 – 1933 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является исследование мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и варианты программ по преодолению его последствий.
Поставленная цель достигается через решение следующих задач:
· изучить содержание и сущность экономического кризиса;
· раскрыть катастрофические последствия «Великой депрессии» в разных странах;
· проанализировать два варианта антикризисной политики: «Новый курс» Ф. Рузвельта в США и «Новый порядок» А. Гитлера в Германии.

Содержание

Введение
«Великая депрессия» в 1929 – 1933 годах
Содержание и причины «Великой депрессии»
Катастрофические последствия

Варианты программ по преодолению последствий Мирового кризиса
«Новый курс» Ф. Рузвельта
«Новый порядок» в Германии
Заключение
Список использованной литерату

Работа содержит 1 файл

история экономики.docx

— 44.78 Кб (Скачать)

    Однако  решительных, но все же косвенных  мер, обеспечивающих благоприятные  условия для оживления инвестиционного  процесса, оказалось явно недостаточно. Поэтому в июне принимается закон  о восстановлении национальной промышленности, который, по сути, вводил систему государственного регулирования промышленности. На основе закона был сформирован координирующий властный орган - Администрация национального  восстановления, в состав которой  наряду с чиновниками, профсоюзными деятелями, профессиональными экономистами вошли представители крупнейших промышленно-финансовых групп. Одновременно отраслевые ассоциации предпринимателей разработали и приняли «кодексы честной конкуренции», по которым строго регламентировались для предприятий одной отрасли объемы производства, пределы заработанной платы, продолжительность рабочей недели, определялись рынки сбыта товаров, цены на продукцию и пр. Кодексы подлежали утверждению президентом США.

      Созданная Конгрессом США Администрация  общественных работ развернула  широкомасштабную деятельность  по созданию новых рабочих  мест в сфере муниципального хозяйства, дорожном строительстве и т.п., организации трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. Всего на общественных работах к началу 1934г. было занято 5 млн. человек, пособия получали 20 млн., численность молодежи, работающей в трудовых лагерях, составляла 250 тысяч [1, С. 211].

    Не  менее важной была антикризисная  аграрная политика Рузвельта, осуществляемая на основе закона о регулировании  сельского хозяйства, который был  принят Конгрессом США весной 1933г. По аналогии с промышленным, аграрный сектор возглавляла Администрация регулирования сельского хозяйства. По замыслу правительства уже на макроуровне это способствовало бы не только уменьшению общего объема товарной продукции, но и поддержанию цен на сельскохозяйственные товары и тем самым увеличению доходов фермеров. В результате резко сократились посевные площади и поголовье скота, что не замедлило отразиться на ценообразовании.

    В условиях стагнации трудящимся удалось  добиться принятия летом 1935г «Национального закона о трудовых отношениях», вошедшего  в историю как закон Вагнера. Признавалась законность организации  рабочих в профсоюзы, которые  призваны отстаивать интересы наемников  перед работодателями путем заключения коллективных договоров и, если это  необходимо, путем забастовки. Закон  также запрещал администрации вмешиваться  во внутренние дела профсоюзных деятелей и рядовых членов профсоюзов.

    В 1936г. был принят закон о социальном обеспечении, который вводил систему  пенсий по старости и пособий по безработице, болезни и инвалидности.

    Спустя  два года в США принимается  закон о справедливых условиях труда, который регламентировал продолжительность  рабочей недели (44часа), определял  минимальный и максимальный пределы  заработной платы на предприятиях федерального значения, запрещал использование детского труда.

    В целом, активная политика государственного вмешательства позволила США, хотя и более медленными темпами по сравнению с отдельными европейскими странами, преодолеть кризисное состояние  экономики. По ряду основных экономических  показателей США к 1937 годам практически вышли на уровень 1929 года. 

                                                                                                                                                       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1. «Новый  порядок» в Германии

    Зависимое положение в достаточной мере неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929-1933 годов в стране. Своей нижней точки он достиг в 1932 году, поразив, прежде всего, промышленный сектор (обанкротилось 68тыс предприятий), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8млн. человек). Прекращение помощи со стороны ведущих стран, испытывавших также тяжелый кризис, усугубляло положение Германии.

    Несмотря  на то, что Гитлер пришел к власти на этапе закончившегося падения  экономики, антикризисные мероприятия  носили чрезвычайный характер, так  как преследовали не только тактические  цели вывода хозяйства в режим  роста, но главным образом стратегические, военно-политические цели - возвращение  утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, наконец, завоевание мирового господства.

    Эта стратегия собственно и определила формы и методы вывода страны и  кризиса, главным содержанием которых  становится тотальная милитаризация  народного хозяйства. С этой целью  нацистским руководством был сделан упор на восстановление важных в военном  отношении отраслей тяжелой и  топливной промышленности, на создании предприятий, выпускающих военную  технику, что потребовало концентрации огромных средств в руках государства. Поэтому нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования хозяйства, явившиеся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, продовольственных, людских и прочих ресурсов. Ряд принятых законов (о принудительном картелировании экономики (1933), подготовке к органическому построению германского хозяйства (1934), обороне империи (1935 г.) позволил установить жесткий контроль государства над 2/3 промышленного потенциала страны.

    Такой вариант интервенции государства  в хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволил фашистскому  режиму в течение 1934г покончить  с кризисом, прежде всего в тяжелой  промышленности, и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, так как не устраняли народнохозяйственных диспропорций, явившихся его причиной, а напротив - углубляли их.

    Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешнего рынков, оздоровления финансовой системы  и многих других. Впрочем, нацистское правительство и не стремилось к  решению данных проблем.

    Только  развязывание внешней агрессии могло  временно отодвинуть неотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому уже с 1935г. Германия все более втягивается в военные конфликты и в конечном счете развязывает Вторую мировую войну, покончившую с самим фашизмом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Сейчас  большинство экономистов-неоклассиков полагает, что кризис в США усугубили  неверные действия властей. Классики монетаризма  Милтон Фридман и Анна Шварц полагали, что ФРС виновата в создании «кризиса доверия», так как вовремя банкам не была оказана помощь и началась волна банкротств.

    Во время мирового финансового кризиса начавшегося в 2007 - 2008 годах, США использовало очень похожие методы борьбы с ходом и последствиями рецессии. Имел место выкуп государственных облигаций, а также постоянное снижение ставки ФРС. Денежная масса уже не была привязана к золотому запасу, что дало возможность включения «печатного станка», хотя этот факт недоказуем и неопровержим из-за закрытости информации с 2006 года. Похожи и ошибки, допущенные во время кризисов.

    Таким образом, проанализировав вышесказанное, на примере двух стран: США и Германии мы увидели два различных пути выхода из Мирового экономического кризиса, путем глубокого вмешательства  государства в экономику страны. Но для двух этих странах оно было принципиально разным.

    Если  в США вмешательство государства  в хозяйство страны было направлено на восстановлении процесса инвестирования производства, предотвращение последствий  кризиса. Это вмешательство хоть и было принципиально новым, но все  же было направлено на восстановления рыночного хозяйства страны, таким, каким оно было до кризиса.

    То  в Германии шел процесс интервенции  государства в экономику, перестройка  ее на рельсы милитаризации. Сосредоточение в руках государства 2/3 промышленного  потенциала страны, развитие ВПК в  ущерб другим отраслям народного  хозяйства в сочетании с фашистской идеологией, не только не ликвидировали  причин кризиса, но привели в итоге к развязыванию Второй Мировой Войны. 

    Список  использованной литературы

    1. История США: пособие для вузов / под ред. Г.К. Гувер. - М.: Хрестоматия, 2005.
    2. История экономики: Учебник / под ред. О.Д. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2002.
    3. История США: Первая инаугурационная речь / под ред. Ф.Д. Рузвельт. - М.: пособие для вузов, 2005.
    4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебник / под ред. З.М.Черниловского.—М.,1996.
    5. Экономический кризис 1929—1933 гг. в США и современность /                В.В. Согрин [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vestnik.mgimo.ru/fileserver/06-07/vestnik_06-07_01.pdf.
 

        

                                                           03.12.2011    ________________

                                                                                         (подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тест

Соотношение стран и положения программ выхода из «Великой депрессии»[5,С. 393 ] :

  План  экономии Дж. Мэя Программа народного фронта
Страны
    Англия, Великобритания
Франция
Положения - сокращение расходных статей бюджета;

- экономия  на пособиях по безработице;

- сокращение  рабочей недели при сохранении  заработной платы.

- ведение каталога  обязательных цен;

- сокращение  рабочей недели при сохранении  средней заработной платы;

- предоставление  государством предприятиям «защищенного  сектора» заказов и других  привилегий.

Информация о работе Мировой экономический кризис 1929 – 1933 годов