Миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ. Операции ООН по поддержанию мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:32, реферат

Описание работы

Из вышесказанного видно, что на современном этапе мировое сообщество столкнулось с серьезной опасностью быть втянутым в стихию многочисленных, непредсказуемых по своим последствиям, трудно контролируемых вооруженных конфликтов на различной основе, что является дестабилизирующим фактором прогресса общества и требует дополнительных усилий государств в области внутренней и внешней политики, т. к. любой конфликт, по своей сути, несет угрозу любым государствам и народам. В этой связи международная миротворческая деятельность выдвинулась в последние годы в ряд приоритетных направлений внешней и внутренней политики многих государств.

Работа содержит 1 файл

Миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

 

- гостиницу для проживания слушателей.

 

Имеющаяся учебно-материальная база позволяет обучать на английском языке следующие категории специалистов для участия в ОПМ ООН:

 

- военные наблюдатели ООН;

 

- офицеры штабов миротворческих сил (МС) ООН;

 

- командиры тыловых и технических служб МС ООН;

 

- офицеры военной полиции ООН;

 

- офицеры гражданской полиции ООН.

 

В апреле 1992 г., впервые в истории миротворческой деятельности России, на основании резолюции N743 Совета Безопасности ООН и после выполнения необходимых внутригосударственных процедур (решение Верховного Совета Российской Федерации) в бывшую Югославию был направлен российский пехотный батальон численностью 900 человек, который в январе 1994 г. усилен личным составом, бронетранспортерами БТР-80, ïðîòèâîòàíêîâûìè средствами и другим вооружением и военной техникой.

 

В соответствии с политическим решением российского руководства часть сил российско­го контингента сил ООН в феврале 1994 г. была передислоцирована в район г. Сараево и преобразована после соответствующего усиления во второй батальон (численностью до 500 человек). Основной задачей этого батальона было обеспечить разъединение сторон (боснийские сербы и мусульмане) и осуществлять контроль за соблюдением соглашения по прекращению огня.

 

В связи с передачей полномочий от ООН к НАТО в Боснии и Герцеговине батальон сектора «Сараево» в январе 1996 г. прекратил выполнение миротворческих задач и выведен на территорию России.

 

В соответствии с решением Совета Безопасности ООН о завершении с 15 января 1998 г. миссии ООН в Восточной Славонии, российский пехотный батальон (до 950 чел), выполняв­ший задачи по разъединению сторон (сербы и хорваты), выведен в январе с. г. из Хорватии на территорию России.

 

В июне 1995 г. российское миротворческое подразделение появляется на африканском континенте. Для решения задач по авиационному обеспечению Контрольной миссии ООН в Анголе (КМООНА -3) в Анголу направлен российский воинский контингент в составе семи вертолетов Ми-8 и до 160 военнослужащих. Российские авиаторы в труднейших тропических условиях Африки справились с поставленными задачами.

 

В марте 1999 г. российская авиационная группа Миссии наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА) выведена в Российскую Федерацию в связи с прекращением деятельности миссии ООН.

 

В августе 2000 года на африканский континент вновь было направлено российское авиационное подразделение, в состав миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне. Это рос­сийская авиационная группа в составе 4 вертолетов Ми-24 и до 115 человек личного состава.

 

Однако основные материальные затраты Россия несет при участии специального воин­ского контингента ВС РФ в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии и государств - участников СНГ.

 

Бывшая Югославия. Вооруженные Силы РФ участвуют в операции многонациональных сил с апреля 1992 г. в соответствии с Резолюциями СБ ООН N 743 от 26.02.1992 г. и от 10 июня 1999 г. ¹1244. В настоящее время российский воинский контингент принимает участие в операциях по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине (БиГ) и в автономном крае Косово Союзной Республики Югославия. Основные задачи российских миротворцев:

 

- предотвращение возобновления боевых действий;

 

- создание условий безопасности для возвращения беженцев и перемещенных лиц;

 

- обеспечение общественной безопасности;

 

- осуществление надзора за разминированием;

 

- поддержка, при необходимости, международного гражданского присутствия;

 

- выполнение, по мере необходимости, обязанностей по осуществлению пограничного контроля;

 

- обеспечение защиты и свободы передвижения своих сил, международного гражданского присутствия и персонала других международных организаций.

 

Приднестровский регион Республики Молдова. Воинский контингент введен в зону кон­фликта с 23.7 по 31.8.1992 г. на основании Молдавско-российского соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21.7. 1992 г.

 

Основная задача - наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка.

 

Южная Осетия. Воинский контингент введен в зону конфликта 9.7.1992 г. на основании Грузино-российского Дагомысского соглашения от 24.6. 1992 г. по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

 

Основная задача - обеспечение контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля.

 

Абхазия. Воинский контингент введен в зону грузино-абхазского конфликта 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединения сил от 14 мая 1994 г.

 

Основные задачи - блокирование района конфликта, наблюдение за выводом войск и их разоружением, охрана важных объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов и другие.

 

Таджикистан. 201 мед со средствами усиления вошла в октябре 1993 года в состав Коллективных миротворческих сил СНГ на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области от 25.5.1993 г.. Соглашения Совета Глав государств Содружества Независимых Государств о Коллективных Миротворческих силах и совместных мерах по их материально -техническому обеспечению.

 

Основные задачи - содействие в нормализации обстановки на таджикско-афганской гра­нице, охрана жизненно важных объектов и другие.

 

О статусе военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН.

 

Правовой статус военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН имеет сложный характер. Он регулируется комплексом юридических принципов и норм, принадлежащих к различным правовым системам и имеющих различную юридическую природу.

 

В правовом статусе военнослужащих отражена его специфика прежде всего как составного звена функционального межгосударственного механизма - международной организации. Главной правовой основой регулирования деятельности международных органи­заций и их служащих является международно-правовая основа, формой - международно-правовые принципы и нормы. В связи с этим статус персонала носит прежде всего международный характер и ограничен функциональными рамками.

 

Особенностью правового статуса военнослужащих, принимающих участие  в миротворческих операциях ООН, является то, что они не поступают на службу в Организацию Объединенных Наций, они не становятся персоналом ООН как таковым. Военнос­лужащие временно прикомандировываются к миссии ООН по поддержанию мира.

 

После прикомандирования граждан одного государства на службу в орган международной организации, находящийся на территории другого государства, соответственно остаются и возникают юридические отношения между служащими и этими государствами. Военнослужащие остаются и становятся участниками правоотношений, которые регулируются нормами соответствующих национальных правовых систем.

 

Кроме того, международная организация, деятельность которой подчинена воле государств-членов, для достижения своих целей наделяется государствами-членами и известной самостоятельностью. Самостоятельность организации воплощена в функциональной правосубъектности и материализуется через функциональную компетенцию, в частности, по созданию норм права, в том числе и регулирующих деятельность персонала. Эти нормы имеют безусловную юридическую обязательность, однако, они не являются международно-правовыми, у них особая юридическая природа и источники.

 

Из сказанного следует, что все нормы и принципы, регулирующие правовой статус персонала, могут быть разделены по характеру своих источников и принадлежат:

 

1) к нормам международного права, содержащимся в уставах ООН и ее специализированных учреждений, в специальных соглашениях, в актах организаций и других международно-правовых актах;

 

2) к нормам, имеющим внутригосударственный характер источников, содержащимся в актах тех или иных внутригосударственных органов страны пребывания, транзита, командировки, и ò.ï.

 

3) к нормам так называемого внутреннего права ООН, созданным и применяемым внутри организации;

 

4) к нормам, имеющим внутригосударственный характер источников, содержащимся в актах тех или иных внутригосударственных органов.

 

Неоднородный характер правового регулирования статуса военнослужащих, принимающих участие в операциях ООН по поддержанию мира, отражает специфику правового положения таких военнослужащих как особой категории участников международных правоотношений. Эта специфика и обусловила определение источников норм о правовом статусе персонала и тем самым особенностей его регулирования в различных правовых сферах.

 

В настоящее время активное участие граждан России в миротворческих усилиях мирового сообщества требует разработки “Статуса участника миротворческих операций”, отвечающего международным правовым нормам, который бы определял юридические права и обязанности и обеспечивал социальные гарантии всех участников этого процесса.

 

 

 

Операции ООН по поддержанию мира.

 

Региональные войны и вооруженные конфликты в целом ряде районов все больше угрожают миру и стабильности, приобретают характер затяжных и трудно урегулируемых. Ответственность за их предупреждение, локализацию и прекращение возложила на себя Организация Объединенных Наций.  

 

Что представляют собой операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира? В 1998 году операциям Организации Объединенных Наций по поддержанию мира исполнилось пятьдесят лет. Организация Объединенных Наций стала пионером в проведении операций по поддержанию мира, используя их как одно из средств поддержания международного мира и безопасности. В основном миротворцы Организации Объединенных Наций, которых часто на­зывают «голубыми касками»,- это военнослужащие, предоставленные на добровольной основе правительствами их стран для того, чтобы, используя военную дисциплину и выучку, решать задачи восстановления и поддержания мира. В знак признания их заслуг в 1988 году миротворцы Организации Объединенных Наций были удостоены Нобелевской премии мира.

 

Правительства государств все чаще обращаются к Организации Объединенных Наций с просьбой о помощи в урегулировании межэтнических и межнациональных конфликтов, вспыхивающих во многих районах мира после окончания «холодной воины». Если за первые сорок лет миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций было учреждено 13 операций, то с 1988 года было развернуто 35 новых операций. В пиковый период, который пришелся на 1993 год, общая численность развернутого на местах военного и гражданского персонала Организации Объединенных Наций из 77 стран достигла более 80 000 человек. При организации сложных по своему характеру миссий, предусматривавших ведение работы одновременно в политической, военной и гуманитарной областях, использовался опыт, накопленный при проведении «традиционных» операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, которые, как правило, нацелены на решение главным образом военных задач, таких, как наблюдение за прекращением огня, разъединение противоборствующих сил и создание буферных зон.

 

К выполняющим функции миротворцев Организации Объединенных Наций военнослужащим присоединились сотрудники гражданской полиции, наблюдатели за проведением выборов, наблюдатели за соблюдением прав человека и другие гражданские специалисты. Диапазон их задач широк — от обеспечения охраны при доставке гуманитарной помощи и самой ее доставки, до оказания бывшим противникам помощи в осуществлении сложных по своему характеру мирных соглашений. Миротворцев Организации Объединенных Наций привлекают к решению таких задач, как оказание помощи в разоружении и демобилизации бывших комбатантов, содействие в подготовке гражданских полицейских, наблюдение за их деятельностью, помощь в организации выборов и наблюдение за их проведением. Работая совместно с учреждениями Организации Объединенных Наций и другими гуманитарными организациями, миротворцы помогали беженцам возвращаться в свои дома, обеспечивали контроль за соблюдением прав человека, обезвреживали наземные мины и начинали мероприятия по восстановлению.

 

Как правило, операции по поддержанию мира учреждает Совет Безопасности — орган Организации Объединенных Наций, несущий главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет определяет масштабы операции, ее общие цели и временные рамки. Поскольку Организация Объединенных Наций не располагает собственными вооруженными силами или гражданской полицией, государства-члены сами реша­ют, участвовать ли им в той или иной миссии и, в случав участия, какой персонал и какое имущество они готовы предоставить.

 

Успех операций по поддержанию мира зависит от четкости и практической осуществимости их мандата, эффективности командования из Центральных учреждений и на местах, наличия постоянной политической и финансовой поддержки со стороны государств-членов и, что, возможно, наиболее важно, сотрудничества сторон в конфликте.

 

Миссия учреждается с согласия правительства страны, где она разворачивается, и, как правило, других вовлеченных сторон, и она никоим образом не может использоваться для поддержки одной стороны в ущерб другой. Самым эффективным «оружием» миротворцев является их непредвзятость и легитимность в силу того, что они представляют международное сообщество в целом.

 

Военнослужащие, входящие в состав операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, носят легкое оружие и имеют право на применение минимальной силы в целях самообороны или в случаях, когда вооруженные лица пытаются помешать им в выполнении возложенных на них обязанностей. Гражданские полицейские обычно не вооружены. Специфика службы военных наблюдателей состоит в том, что свою миссию они выполняют фактически без оружия, полагаясь при принятии решений только на знания и опыт, а нередко - лишь на интуицию.

Информация о работе Миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ. Операции ООН по поддержанию мира