Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:54, реферат
История Минского подполья – это величайший подвиг и одновременно величайшая трагедия тысяч людей, которые с первого дня оккупации белорусской столицы вел беспримерную борьбу за свободу Отчизны с коварным и сильным врагом. Но, победив в этой борьбе, десятки героев оказались оболганными, а их имена на долгие годы были незаслуженно преданы забвению. До сих пор многое в истории Минского подполья или вызывает жаркие споры у историков, или просто неизвестно.
Белорусский
Государственный Университет
Реферат по курсу:
«Минское
антифашистское подполье»
Минск, 2011.
Введение.
История Минского подполья – это величайший подвиг и одновременно величайшая трагедия тысяч людей, которые с первого дня оккупации белорусской столицы вел беспримерную борьбу за свободу Отчизны с коварным и сильным врагом. Но, победив в этой борьбе, десятки героев оказались оболганными, а их имена на долгие годы были незаслуженно преданы забвению. До сих пор многое в истории Минского подполья или вызывает жаркие споры у историков, или просто неизвестно.
Довоенный Минск был тихим небольшим городом, в котором проживало 270 тысяч населения. 330 промышленных предприятий производили продукцию для мирной жизни: радиоприемники, станки, кирпич, стеклотару, кожевенные изделия и т.д. Война ворвалась в Минск 23 июня бомбардировкой аэропорта, железнодорожного вокзала и других объектов. На следующий день, 24 июня, с утра до позднего вечера летчики люфтваффе методически бомбили город. К ночи Минск лежал в руинах. 28 июня 1941г., преодолев упорное сопротивление советских войск, фашисты захватили Минск.
В городе не были заранее подготовлены конспиративные квартиры и определены организаторы подпольной борьбы. Поэтому многие минчане по собственной инициативе создавали группы, в которые объединялись по родственным связям, совместной работе или просто по доверительным отношениям друг к другу. Наиболее ощутимыми для оккупантов были действия партизан и подпольщиков.
Большую
роль в развертывании
История минского подполья, созданного в годы Великой Отечественной войны, - и героическая, и драматическая.
Одной
из важнейших задач подполья
являлась массово-политическая
В
минском подполье участвовали
свыше 9 тыс. человек. Они осуществили
более 1,5 тыс. диверсий, вывели
в лес более 10 тыс. военнопленных
и минчан, приняли непосредственное
участие и оказали помощь в
создании 50 партизанских отрядов
и бригад, которые фактически
блокировали Минск.
Минское
антифашистское подполье
Первый этап (осень 1941 г. – май 1942 г.)
Минское
коммунистическое подполье в годы Великой
Отечественной войны
Фашистская контрразведка и не предполагала о наличии целой системы мер, направленных на обеспечение конспирации в условиях жестокого оккупационного режима. Возникла эта система в ответ на коварство и зверства врага как мера самозащиты. И действовала она до дня освобождения Минска от фашистов.
Примечательно такое обстоятельство. В первое время оккупации минчане всячески уклонялись от работы на предприятиях и в фашистских учреждениях, чтобы не помогать врагу. Расчет был на то, что скоро наши вернутся, до их прихода надо как-то продержаться. Но когда стало ясно, что держаться придется не неделю и не две, а средства к существованию иссякали, тактика изменилась – надо идти на предприятия, в учреждения, но делать все, чтобы вредить врагу: устраивать диверсии, саботировать мероприятия фашистов, вести разведку в тылу противника.
Некоторых подпольщиков комитет направлял даже в полицию. Так, в штат полиции проник комсомолец С. А. Благоразумов, владевший немецким языком. Он добывал там и передавал комитету ценнейшие сведения о положения дел в стане врага.
Члены группы, которую возглавляли К. И. Трус и О. Ф. Щербацевич, организовывали побеги из лазарета и обеспечивали документами раненых командиров Красной Армии. 26 октября 1941г. фашисты повесили 12 подпольщиков, в том числе К. И. Трус, О. Ф. и В. Щербацевичей, Н. Ф. и П. Ф. Янушкевичей.
Для
активизации деятельности подпольных
групп в конце ноября – начале
декабря 1941 г. по инициативе И. П. Казинца
на конспиративной квартире по ул. Луговой
проведено совещание
В декабре 1941 года подпольный горком партии стал готовить вооруженное восстание против оккупантов. О размахе этой работы можно судить по документу гитлеровской комендатуры Белоруссии от 5 января 1942 года: «В конце декабря в Минске удалось арестовать руководство абсолютно готового к выступлению восстания. Среди них штурмовая группа в составе 300 человек. В настоящее время аресты продолжаются, и надо полагать, что предстоят еще большие аресты... Найдено большое количество оружия, умело спрятанного в подземных отопительных каналах.
Восстание было назначено на 4 января 1942 года, на 4 часа утра. Существует мнение, насколько можно судить, что восстание удалось бы на сто процентов. В районе восточнее Минска стояла наготове партизанская бригада для нападения на казармы танковых войск».
В результате провокации были казнены сотни советских патриотов. В марте-мае 1942 года – опять аресты. 9 мая на улицах Минска гитлеровцы повесили 28 человек. Среди них И. Казинец, А. Никифоров, Н. Толкачев.
Там,
где действовали подпольщики, выпускались
печатные издания, совершались диверсии,
там неизбежно оставались следы,
по которым гитлеровские контрразведчики
пускали своих ищеек –
Рудзянко
и некоторым другим агентам абвер
и СД поручили раскрыть руководство
подполья. Наиболее уязвимым местом в
подполье оказался Военный совет
партизанского движения, который
не соблюдал правила конспирации. Штаб
его охранялся вооруженными людьми,
приказы, распоряжения размножались на
машинке. Руководители совета порой
открыто собирались в штабе большими
группами. Велись списки членов организации.
Предупреждениями руководителей подполья
о необходимости соблюдать
Этим и воспользовались агенты врага. Они выкрали у машинистки штаба списки подпольщиков, связанных с Военным советом партизанского движения. В марте 1942 г. начались массовые аресты. В руки врага попали и руководители городской партийной организации: секретарь горкома Исай Казинец, члены горкома Степан Заяц, Георгий Семенов.
Гитлеровцы
хватали не только участников подполья,
но и их семьи, чтобы под корень
истребить тех, кто пытался сопротивляться
оккупантам. Как свидетельствуют
донесения СД из Минска в Берлин,
фашистской контрразведкой было арестовано
в марте-мае 1942 г. 404 человека.
Второй этап (май-октябрь 1942г.)
Часть членов горкома сумела избежать ареста. Фашистским ищейкам не удалось раскрыть до конца сеть явочных квартир, где укрывались и встречались подпольщики, имевшие надежные документы и пропуска, а также связи с партизанскими отрядами.
В мае подпольщики собрались на явочной квартире, которая находилась на неприметной Торговой улице, чтобы обсудить, что делать дальше. С этого начался новый период в деятельности подполья (май-октябрь 1942 г.). Больше всего их тревожил вопрос: почему провалилось подполье? К провалу привели, как отмечали авторы документа, нарушения конспирации и беспечность, чрезмерная доверчивость, которыми воспользовался враг.
Исходя из опыта и ошибок прошлого, на совещании был разработан порядок содержания конспиративных квартир, так называемого делопроизводства, оговорен режим явок и встреч подпольщиков, с тем, чтобы максимально предохранить людей от провала. С целью предохранения рядов подполья от провалов создавался при горкоме партии особый отдел по борьбе с провокаторами и предателями. Во главе его был поставлен И. К. Кабушкин. Действия отдела контролировались горкомом, только по решению которого после тщательной проверки отдел имел «право убирать провокаторов. В докладной в адрес ЦК КП(б)Б И. К. Кабушкин 13 декабря 1942 г. писал, что уничтожено восемь агентов врага.
Совещание
тщательно обсудило вопрос о пропагандистской
работе, рассмотрело порядок
Основой
подпольной партийной организации
стали производственные и территориальные
ячейки, возглавляемые секретарями.
Через связных секретари ячеек
были связаны с членами кустовых
(зональных) комитетов, последние –
с районными подпольными