Михаил Сергеевич Горбачёв, как политический деятель

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:33, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является рассмотреть Горбачёва, как личность, и период его правления.
Для достижения поставленной цели я постараюсь решить следующие задачи:
1) знакомство с биографией Горбачёва;
2) изучение деятельности Горбачёва в период его правления;
3) рассмотрение политики Горбачёва и её результаты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Михаил Сергеевич Горбачёв
1.1 Краткие биографические данные……………………………………… 5
1.2 Политический портрет М.С. Горбачёва……………………………….. 7
1.3 Оценка личности последнего лидера СССР…………………………... 8
Глава 2. Политика Горбачёва
2.1 Внутренняя политика…………………………………………………… 14
2.2 Внешняя политика……………………………………………………… 19
2.3 Распад СССР…………………………………………………………….. 22
2.4 Некоторые результаты…………………………………………………. 25
Заключение………………………………………………………………….. 28
Список используемой литературы………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

Михаил Сергеевич Горбачёв как политический деятель.docx

— 54.29 Кб (Скачать)

Ускорение — этот лозунг был связан с обещаниями резко  поднять промышленность и благосостояние народа за короткие сроки; кампания привела  к ускоренному выбыванию производственных мощностей, способствовала началу кооперативного движения и подготовила перестройку.

Перевод предприятий на хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование — введение первых элементов рыночной экономики в СССР, повсеместное внедрение  кооперативов — предвестников частных  предприятий, снятие ограничений с  валютных операций.

Перестройка с чередованием нерешительных и резких мер и  контрмер по введению или по ограничению  рыночной экономики и демократии.

Реформа власти, введение выборов  в Верховный Совет и местные  Советы на альтернативной основе.

Возвращение из политической ссылки советского ученого и диссидента, лауреата Нобелевской премии А. Д. Сахарова, прекращение уголовных преследований  за инакомыслие.

Гласность, фактическое снятие партийной цензуры на средства массовой информации и произведения культуры.

Подавление локальных  национальных конфликтов, в которых  властями принимались жестокие меры, в частности силовой разгон митинга  молодёжи в Алма-Ате, ввод войск в  Азербайджан, разгон демонстрации в  Грузии, разворачивание многолетнего конфликта в Нагорном Карабахе, подавление сепаратистских устремлений прибалтийских республик.

На горбачёвский период приходится резкое уменьшение воспроизводства населения СССР.

Исчезновение продуктов  из магазинов, скрытая инфляция, введение карточной системы на многие виды продовольствия в 1989 году. Для периода  правления Горбачёва характерно вымывание товаров из магазинов, в результате накачивания экономики  безналичными рублями, а впоследствии — гиперинфляция.

При Горбачёве внешний  долг Советского Союза продолжил  расти. Примерные данные такие: 1985 год, внешний долг — 31,3 млрд долларов; 1991 год, внешний долг — 70,3 млрд долларов[ (для сравнения, общая сумма российского внешнего долга на 1 октября 2008 г. — 540,5 млрд долларов, в том числе государственный внешний долг в иностранной валюте — около 40 млрд долларов, или 8 % от ВВП — более подробно см. в статье Внешний долг России). Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП)

    Реформа КПСС, которая привела к образованию внутри неё нескольких политических платформ, а в дальнейшем — отмена однопартийной системы и снятие с КПСС конституционного статуса «руководящей и направляющей силы».

Реабилитация жертв сталинских репрессий, не реабилитированных ранее  при Хрущёве.

Ослабление контроля над  социалистическим лагерем (доктрина Синатры), что привело, в частности, к смене  власти в большинстве социалистических стран, объединению Германии 1990, окончанию  холодной войны (последнее в США  обычно расценивается как победа американского блока).

 

 

 

2.3 Распад СССР

 

К осени 1990 г. уже было очевидно, что после пяти с половиной  лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей  истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений  со всем миром. Произошла подлинная  революция умов, сделавшая невозможным  возврат к прежнему состоянию. Тем  не менее - и это было грозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизации страны - не была решена ни одна из трех вставших после 1985 г. ключевых проблем:

- проблема политического  плюрализма, органической составной  части всякого процесса демократизации;

- проблема создания рыночной  экономики. Основные положения  принятой российским правительством  программы, окрещенной "Мандат  доверия на 500 дней" и предусматривавшей  приватизацию государственной собственности  и освобождение цен, были обнародованы  в прессе. Этот "План Ельцина"  был представлен как программа,  альтернативная более осторожному  плану Рыжкова. Как бы то  ни было, эта программа оказалось  мертворожденной;

- проблема федеративного  договора. В прессе был представлен  первоначальный проект нового  союзного договора, который предполагалось  осенью представить на обсуждение  полномочным делегациям республик.  Тесно связанный с переходом  к рыночной экономике, новый  федеративный договор должен  был расширить права республик,  прежде всего заменив существовавшие  центральные структуры и вертикальные  связи прямыми отношениями горизонтального  типа между республиками без  посредничества центра. Но и здесь  событиям было суждено опередить  законодателей.

Эти проблемы господствовали в политических дебатах последнего года существования Советского Союза. Именно они послужили катализатором  политического кризиса, который в декабре 1991 г. привел к распаду СССР и отставке Горбачева.

С точки зрения политического  анализа год с осени 1990 до зимы 1991 г. делиться на три части:

- период до подписания  Горбачевым, представлявшим союзный  центр, и руководителями девяти  республик документа, известного  как "Заявление 9 + 1", в котором  декларировались принципы нового  союзного договора. Достигнутое  принципиальное согласие было  важнейшим условием прекращения  все более обострявшегося конфликта  между Ельциным, бесспорным лидером  в лагере сторонников решительного  продолжения реформ, и Горбачевым, желавшим сохранить хрупкое равновесие  между реформаторами и консерваторами  и соблюсти интересы центра  перед лицом возраставших требований  со стороны республик, добивавшихся  самостоятельности, суверенитета  и даже полной независимости.  На фоне этого противостояния, и питаемая им, между парламентами  России и Союза развернулась  настоящая "война законов", парализовавшая всякую конструктивную  деятельность, с каждым днем усугублявшая  экономический кризис, неэффективность  органов управления, особенно на  местах, порождавшая все более  очевидный "вакуум власти":

- период, отмеченный своего  рода "перемирием", казалось установившимся  в отношениях Ельцина и Горбачева,  взаимно обеспокоенных падением  авторитета какой бы то ни  было государственной власти. Горбачев  повел более тонкую игру, перестав  систематически прибегать, как  это проявилось во время январских  событий в Вильнюсе, к использованию  консервативных сил для создания  противовеса Ельцину. Тем временем  политическое и экономическое  положение в стране настолько  ухудшилось, что в августе стала  возможной попытка консервативных  сил осуществить государственный  переворот;

- период после провала  путча, когда поражение, нанесенное  лагерю консерваторов, катастрофически  ускорило распад Союза, привело  к упразднению прежних государственных структур, включая КГБ, приостановлению деятельности и последующему запрет КПСС. Менее чем за четыре месяца на место прежнего СССР возникло новое и весьма неустойчивое образование: Содружество Независимых Государств (СНГ).

Горбачёв в целом действовал в рамках Конституции, хотя были и  не конструкционные действия. Он действительно  предпринимал попытки реорганизовать СССР. По его инициативе был проведён референдум, и 3/4 голосовавших высказалось  за сохранение Союза. Но процесс выхода из Союза республик у же невозможно было остановить.

В апреле 1991г. было подписано  Соглашение Президента СССР и представителей 9 республик о заключении нового союзного договора. Этот шаг, на мой  взгляд, подтверждает стремление Горбачёва сохранить СССР.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Некоторые результаты

 

Ответ на вопрос «надо ли было начинать перестройку?» зависит  от времени, когда он задан. В 2000 году, по опросам ВЦИОМ, 70% россиян считали, что не надо. В 1995-м 40% ещё были «за». В 1986-м реформы в стране поддерживали не менее 80% населения. Горбачёву ответ  на этот вопрос требовалось дать в 1985. Собственно говоря, ради реформы его  и выбрали.

Можно подвести некоторые, краткие  конечно, объективные результаты деятельности «команды Горбачева» в конкретно-историческом аспекте за 5-6 лет ее правления.

В экономической сфере попытки ускорения научно-технического прогресса и эксперименты по трансформации госсоциалистической экономики в рыночно-социалистическую закончились провалом. Внешний долг СССР за 5 лет возрос более, чем вдвое. Экономико-финансовая система государства выглядела уже к началу 90-х годов явно и сильно подорванной, если не разваленной.

Это, естественно, негативно  отразилось на социальной сфере, заметно ударило по уровню материальной жизни основной части населения. А когда к опустевшим полкам магазинов добавилась к лету 1991 года павловская «реформа», обесценившая за одну ночь копившиеся десятилетиями вклады всех граждан страны в сбербанках, негодование и паника населения, как тогда казалось, подошли уже к точке кипения.

Общественно-политическая жизнь страны, вкусившей первые плоды относительной гласности и свободы слова в этот период начинает переживать столь бурный расцвет, что кое-где начинает переходить за границы разумной демократии, «смахивая» в чем-то на анархию, общественный разлад, порождая к началу 90-х годов рост правонарушений, преступности, а в союзных республиках – рост национализма, сепаратизма, причем прямо сориентированного на разрушение Союза ССР. Так называемый «новоогаревский» процесс, начатый Горбачевым с целью заключения нового, трансформированного, приспособленного к реалиям дня союзного договора, чем дальше, тем больше вел в никуда. В самой атмосфере страны нарастает ощущение, что спасти Советский Союз может только чудо, а развалить может какая-то, что называется, последняя, но заметная капля. Такой «последней каплей» и стала совершенная 19 августа 1991 года попытка ряда высших руководителей СССР осуществить фактически госпереворот (ГКЧП), антиконституционный переворот, в целях спасения, как они думали, союзного государства и социалистического строя.

Противоречивыми представляются итоги деятельности «команды Горбачева» и в области международной политики. С одной стороны, активную политику разрядки международной напряженности, снижения уровня слишком дорогостоящего для хиревшей экономики страны военного противостояния с США и НАТО, общее улучшение политических отношений с Западом можно отнести в актив Горбачева. Этот актив сказался позитивно и на внутренней, духовно-нравственной жизни граждан, «открыв» для многих из них Запад, т.е. сделав наше государство более открытым обществом, без чего действительно демократическое развитие общества в принципе невозможно. С другой стороны, СССР стал катастрофически быстро терять союзников и экономических партнеров (Центральная и Восточная Европа, Ближний и Средний Восток, Африка и Латинская Америка). Внеся огромный вклад в развал военно-политической организации Варшавского договора, Горбачев не добился ответных шагов со стороны НАТО. Именно в это время СССР фактически стал терять статус супердержавы и из великой военно-политической державы стал быстро превращаться во второстепенное с социально-экономической точки зрения, хотя громадное по размерам государство с ракетно-ядерным оружием.

Словом, страна наша, безусловно, нуждалась и в экономических  реформах, и в постепенной, разумной политической перестройке, не приносящих бед и невзгод людям, а, наоборот, улучшающих их социально-экономическое  положение и духовно-нравственное здоровье. Горбачев взялся за решение этих задач, но осуществил их так, что, вернувшись 22 августа 1991 года из временного «фаросского заточения» в Крыму, он оказался, по собственному выражению «в другой стране», а точнее, в обвально, на глазах разрушавшемся Советском Союзе, правопреемнике тысячелетней Российской империи или Русского, Российского государства. Можно по-разному относиться ко всему, что происходило при Горбачеве, но трудно отрицать этот объективный итог политической деятельности его и его «команды».

Бесплодным оказалось  и движение за «социальную справедливость». Бесплодным потому, что вылилось это движение в борьбу со слишком «высокими» и «комфортными» дачами (но не членов руководства, а преимущественно рядовых граждан), а также с добротными, богатыми садово-огородными участками.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Так всё же, был ли Горбачёв великим революционером-реформатором? Разве не он разрушил КПСС и Советский  Союз? Он, конечно, хотя и не один. И  именно разрушил, хотя и не всегда по доброй воле. Но он не столько направлял  ход событий, сколько приспосабливался к нему, всё чаще делая вынужденные  ходы. И в целом можно сказать, что политический плюрализм и  рыночная экономика стали входить  в жизнь страны не столько потому, что они соответствовали целям  и замыслам Горбачёва, столько потому, что он осознал своё бессилие воспрепятствовать  этому, невозможность предложить иную, лучшую альтернативу.

Горбачёв второй раз за всю советскую историю, хотя и  по-своему, сделал то, что до него удалось  лишь Сталину. Так же как Сталин, Горбачёв приобрёл необъятную государственную  власть через власть над партийным  аппаратом и благодаря его  власти.

Итак, миссия, которую начал  выполнять Горбачёв, миссия по реформированию государственно-административного  социализма была, безусловно, великая. Но сил и способностей, а также  характера и нравственных качеств  для её разумного осуществления ему явно не хватило.11

Я внимательно рассмотрела  личность, политику и деятельность М.С. Горбачева и открыла для  себя много нового.

Историческое достижение его политики – это зачатки  гласности и демократии, без которых  мы просто задыхались и нравственно  тупели. Это не только более или  менее чёткое признание общественного  тупика, куда мы зашли к концу  века. Это и свет в конце туннеля.

Информация о работе Михаил Сергеевич Горбачёв, как политический деятель