Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:31, доклад
Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей (родом и др.) и т. н. тотемами, т. е. видами животных и растений. По содержанию тотемические мифы очень просты.
Мифы тотемические составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей (родом и др.) и т. н. тотемами, т. е. видами животных и растений. По содержанию тотемические мифы очень просты. Основные персонажи наделены в них чертами и человека, и животного. В наиболее типичном виде тотемические мифы известны у австралийцев и африканских народов. Т. м. представляют собой сказания о фантастических тотемических предках, потомками которых считают себя туземцы. В Т. м. рассказывается обычно о странствиях этих предков (они изображаются чаще всего как зооантропоморфные существа, из содержания мифа не всегда ясно, о людях или о животных идёт речь). Рассказ обычно заканчивается тем, что эти существа либо уходят под землю, оставляя на этом месте какой-либо камень, скалу, либо превращаются в эти предметы.
Действие мифа привязано к определённым местностям, полным мифологических ассоциаций - встречающиеся на пути странствия героев повествования скалы, ущелья, водоёмы являются для австралийца священными тотемическими центрами, местами, где совершаются тайные религиозные обряды либо где хранятся священные тотемические эмблемы - чуринги. Т. м. служат как бы разъяснением священных тотемических обрядов (исполнители воспроизводят в лицах рассказываемые в мифе события); эти мифы не должны знать непосвященные, они составляют как бы священное духовное сокровище племени, рода. По содержанию Т. м. очень просты, лишены драматизма, фантастический элемент состоит в них главным образом в том, что основные персонажи наделены в них чертами и животных, и человека.
Вот один
из типичных примеров - миф о тотемических
предках - человеко-воронах (нгапа) у аранда.
В местности Ивопатака некогда жило множество
нгапа - человеко-воронов, которые питались
съедобными корнями манна латьиа. Однажды
западный ветер донёс до них много орлиного
пуха, и они были очень удивлены, так как
обычно употребляли для украшения тела
не белый, а красный птичий пух. Вождь сказал
своим сородичам: «оставайтесь тут, а я
пойду посмотрю, откуда этот птичий пух».
Он принял вид ворона и полетел на запад,
достигши местности Арильярилья. Отсюда
он пошёл дальше пешком (видимо, приняв
опять человеческий облик) и встретил
двух молодых женщин, которые копали корни
манна латьиа. Так как они дали ему очень
мало этих корней, он пошёл дальше, в местность
Мулати. Там было много мужчин-латьиа,
которые пригласили его остаться с ними.
Бывший там также человек инкайя (эверек-бандикут)
дал ему большое корыто корней. На следующий
день люди Мулати ушли за новым запасом,
закопав оставшиеся корни в землю; а человек-ворон,
оказавшись один, выкопал их, связал в
пучки и, укрепив на своём теле, полетел
(в обличье ворона) назад в Ивопатака; там
он закопал свою добычу вблизи стойбища,
чтобы другие не нашли. Вскоре после этого
обитатели Мулати отправились в поход,
чтобы отомстить за кражу. Туземцы Ивопатака,
увидев приближающийся отряд мстителей,
сказали им: «Вот человек, который украл
у вас все латьиа; убейте его своими палицами».
Человек-ворон пустился в бегство, но люди-латьиа
бросили в него палицы, и он упал. Тогда
все люди-вороны и люди-латьиа вошли в
каменную пещеру и превратились там вместе
с собранными корнями-латьиа в чуринги.
Более сложна структура мифов,
записанных в большом числе у папуасов
маринд-аним швейцарским этнографом П.
Вирцем и немецким исследователем Г. Неверманом.
В них речь идёт о неких существах - тотемических
предках дема, живших в «оные времена»
и положивших начало обычаям, предметам
материального быта. В мифах рассказывается,
например, о морском орле и его человеческой
жене; о деме Дехевае, превращавшемся по
ночам в свинью; о сыне змеи, из головы
которого выросла первая кокосовая пальма;
о деме - владельце первого лука, из тела
которого люди сделали себе луки, а из
тела его дочери - стрелы; о деме-аисте,
которого никак не могли изжарить на горящих
угольях; о голубях и утках, происшедших
из тотемических банановых листьев и саговой
коры, и многих других. Содержание всех
этих мифов более разнообразно, чем у австралийцев,
порой причудливо, но общий смысл их один
и тот же; это расцвеченная фантазией символическая
модель происхождения той или иной человеческой
группы либо какого-то элемента культуры.
Тотемические
черты ясно видны в образах
богов и культурных героев в мифологии
народов Центральной и Южной
Америки (таковы Уицилопочтли, Кецалькоатль,
Кукулькан).
В Китае
в древний период династия Инь почитала
в качестве тотема ласточку - сюаньнянь,
отголоски тотемических верований сохранились
в позднейших даосских мифах о чудесном
рождении выдающихся людей (мать императора Яо якобы
зачала и родила его от красного дракона,
мать философа Лао - цзы - от падающей звезды
и т.д.). Наиболее отчётливо сохранила остатки
тотемизма египетская мифология: в каждом
номе чтилось своё священное животное
и свой местный бог, большей частью с полуживотными
чертами (номы же представляли собой древние
племена, и предметом культа у них были
их племенные тотемы).
В греческой
мифологии следы тотемизма
В римской
мифологии следы тотемизма слабы
и спорны, известны лишь легенды о том,
как отдельными племенами самнитов предводительствовали
при переселении животные: сорока, волк, бык,
ставшие названиями этих племён. Вероятно,
что известное предание о волчице, вскормившей
легендарных Ромула и Рема, основателей
Рима, - тоже отголосок тотемизма. Отдалёнными
его отголосками можно считать и широко
распространённый в мифологии сравнительно
развитых народов рассказ о девственном (непорочном)
зачатии.
Христианский миф (ставший религиозным догматом) о зачатии Иисуса Христа девой Марией от духа святого тоже уходит своими корнями в древний тотемический миф (беременность женщины от вхождения в неё тотемического зародыша), хотя здесь он получает совсем иное значение. Христианство унаследовало и некоторые другие тотемические представления (агнец божий, дух святой в образе голубя и др.).