Мифологиф Древнего Двуречья и Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 10:08, доклад

Описание работы

Работа включает в себя сравнительное описание мифололгии Древнего Египта и Двуречья по нескольким параметрам

Работа содержит 1 файл

Древнее Двуречье.doc

— 71.50 Кб (Скачать)
 

Древнее Двуречье

Древний Египет

Этапы складывания религии

  1. Общинные культы (IV-III тыс. до н.э.). У каждой общины был свой местный бог, который считался повелителем данной местности и имел своего служителя в лице князя общины – патеси.
  2. Складывание культов общешумерийских божеств
  3. Возвышение бога Мардука
  4. Пополнение пантеона в эпоху Ассирийской империи
  1. Общинные культы, обожествление животных и птиц, различных природных и социальных явлений.
  2. Обожествление фараона.
  3. Возвышение культа бога Амона (Среднеее царство).

Мифология

  • Миф о сотворении мира, о богах и их борьбе за мироустройство («Энума элиш»)
  • Миф о создании первого человека по имени  Адапа
  • Легенды о подвигах великих героев (Гильгамаша)
  • Легенда о потопе
  • Миф о смене дня и ночи
  • Миф о загробной жизни
  • Обожествление животных
  • Мифы о сотворении мира
  • Мифы о солнечных божествах, о борьбе с тьмою.
  • Мифы об Осирисе.

Основные верования

1 этап. У каждой общины был  свой местный бог, который считался  повелителем данной местности  и имел своего служителя в  лице князя общины – патеси.

2 этап. Боги Ану, Эа и Энлиль. Ану – владыка неба, Эа –  воды, Энлиль – хозяин земли  и ветра. Эа был покровителем  рыбаков, его изображали в виде  человека-рыбы, в мифах он изображается  как защитник людей от других  богов. За этими тремя богами  закрепились эпитеты: Ану – непостижим и далек, Энлиль – могуч и царственен, Эа – мудр и свят. Между этими и местными божествами жрецы стали устанавливать генеалогические связи. В образы богов вплетались и черты олицетворения сил природы, и черты культурных героев. Изображения богов антропоморфны. Практически не было зооморфных богов, культа животных. Священные животные: быки и змеи. Священные быки часто изображались с человеческими головами.

3 этап. С возвышением Вавилона (нач.  II тыс. до н.э.) на первое место выдвигается покровитель Вавилона бог Мардук, он ставится во главе сонма богов. Жрецы вавилонских храмов пытаются создать нечто вроде монотеистического учения. По их версии – все другие боги являются разными проявлениями бога Мардука (Энлиль – Мардук власти).

Носители власти стаовились предметом  религиозного поклонения. Цари объединенного  Двуречья претендовали на особую близость к небесным богам, они правили  от их имени. Вавилонские жрецы поддерживали культ царей, они не соперничали  с царями.

Сохранялся культ божеств растительности и плодородия. Почиталось женское божество плодородия Иштар, она же была покровительницей одного из шумерийских городов. Мужским дополнением Иштар был бог Думузи – олицетворение растительности. Среди женщин был обычай оплакивать Думузи, он умирал и воскрешался.

Среди ассирийцев был популярен  культ бога Ашур (бог-воитель) и Раммана (бог грозы).

Огромное значение в верованиях древних египтян  играло поклонение природе, а зооморфизм и тотемизм, характерные для их религии, объясняются важной ролью скотоводства и охоты в экономике страны.

К глубокой древности  восходил в Египте культ священного камня.

Были свойственны для  религии древнейших египтян и  представления о "священной земле", "матери природы", а также о  боге земли Гебе. Первый водный хаос, основу всей природы, они называли богом Нун. Египтяне обоготворяли Нил, именуя его Хапи, сопоставляя его с богом животворящих сил Осирисом и называя его "старшим среди богов, Нилом (Хапи), который создал все, который разливается, чтобы дать жизнь людям". Дождь, вода, в представлениях древних египтян, исходила из "глаза солнечного бога Гора", или из тела и глаз плачущей богини Изиды, а священный источник около Гелиополиса воспринимался египтянами Древнего Царства как проявление водного божества. Все воды они населяли духами, "которые пребывают в воде" и среди которых царит бог водяной пучины Собк, изображавшийся в виде крокодила или человека с головой крокодила.

Стихия огня, исходящая  из недр земли и опаляющая людей  с высоты неба, в представлениях египтян, была тесно связана с космической водой (влагой).

Весь растительный и животный мир был населен духами, богами и богинями, обитавшими в отдельных  растениях, деревьях и животных.

Культ животных (зоолатрия) был широко распространен в Египте, начиная с архаической (додинастической) эпохи. Египтяне поклонялись священным львам и львицам. Таковы были культ Миизисс в Бубастисе, культ богинь-львиц в городах Тинис, Мемфис и в Эскэ, среди которых особым почтением пользовался культ львиноголовой богини Сомхет. А в городе Буто почитали ядовитую змею, именуя ее богиней Уаджит. Чтили египтяне и домашних животных: например, священных быков Аписа и Мневиса в Мемфисе и Гелиополисе Бог Хнум, почитаясь богом творческой силы, изображался в виде барана. Особое распространение во всем Египте получил культ священной коровы - богини Хатхор. Покровителями царской власти считали сокола, пчелу, коршуна и змею, а самого фараона часто изображали в виде льва с головой человека - Сфинкса.

С эпохи родового строя  в Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ. Полагая, что загробная жизнь есть лишь продолжение земного существования, египтяне оберегали посредством мумификаций тело покойного (Хат) для того, чтобы душа человека Ба могла вечно пребывать в нем.

С телом (Хат) был связан Ка, или "двойник" человека, его энергетический фантом, наделенный всеми атрибутами человека и способный существовать независимо от него, перемещаться по земле, возноситься на небо и беседовать с богами.

Душа же называлась египтянами Ба, и в отношении ее возрения их были очень протеворичивы. Сам иероглиф Ба означал "величественный", "благородный", "могущественный". Считалось, что Ба живет в Ка и, по-видимому, обладает таинственной способностью становиться телесной и бестелесной по своему желанию.

Ба изображалась в виде сокола с головой человека, и по природе своей состоит из чистого  эфира, имея способность оставлять  гробницу и подниматься в небеса, наслаждаясь там вечным существованием.

Однако в некоторых  текстах имеются указания на то, что иногда она посещала тело в гробнице и была способна оживить его и общаться с ним. Подобно сердцу - Аб - она являлась вместилищем жизни человека.

Существовал в представлении  египтян и духовный разум, или  дух человека - Ху, имевший вид  святящегося неосязаемого образа его тела. Другой очень важной частью человеческой сущности была Сехем (древнеегип. - властвовать над чем-либо) - сила. Очевидно, Сехем человека была персонификацией его жизненной силы. Она следовала за своим земным владельцем на небо.

Следующей составляющей человека была Ханбит - Тень, всегда пребывающая возле души.

Одной из наиболее важных составляющих сущности человека была его Рен - Имя, с уничтожением которого разрушаются  и все остальные сущности человека, ибо безымянное существо не может  быть представлено богам.

Египтяне были уверены, что  увековечение имени отца является сыновьим долгом.

В эпоху Древнего Царства  древний бог воды и растительности Осирис постепенно превратился в  центральную фигуру заупокойного культа, судью мертвых, царя загробного мира.

Молитвы и заклинания, писавшиеся в эпоху Среднего Царства на стенках  погребальных камер и саркофагов, в эпоху Нового Царства и позднее  писались уже на свитках папирусов, постепенно образуя дошедшую до нашего времени "Книгу Мертвых" ("Книгу  воскресения", или, точнее, "Книгу выхода днем" - Пер-ем-херу).

Древняя "Книга мертвых", родившаяся из "Текстов пирамид" (Древнего Царства) и "Текстов саркофагов" (Среднего царства), изменялась на протяжении веков.

Особое значение приобрел в Древнем Египте солярный культ - культ бога солнца, центром которого в древнейшие времена был город Иуну, греками впоследствии названный Гелиополисом - Городом Солнца, игравший роль крупнейшего религиозного центра Египта в течение всей его древней истории.

В эпоху Древнего Царства верховным богом Солнца является бог Ра. С культом Ра постепенно сливается культ бога Гора, изображавшегося в виде солнечного диска с крыльями птицы.

В эпоху Среднего царства, когда политический центр Египта из Мемфиса перешел в Фивы, местный  фиванский бог Амон становится верховным государственным богом Египта. И, как прежде, культ бога Ра слился с рядом других богов древних культов, так и теперь культ Амона впитал в себя множество местных культов других областей во главе с культом гелиопольского бога Ра, породив тем самым культ единого бога Амон-Ра, создателя мира, изначального верховного бога, прародителя богов.

Уже в эпоху Древнего Царства  обоготворение царя достигло апогея.

В эпоху Нового Царства  получает совершенное воплощение и  развитие догмат о царе как сыне верховного бога Солнца.

Древние боги природы вместе с развитием царского культа превращаются в общегосударственные ветви  богов - покровителей Египта, фараона  и его власти. Осирис с течением времени превратился в царя загробного мира, первого царя Египта, покровителя власти фараона и поэтому изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Древний бог солнца Гор, сохранивший свой тотемный облик сокола, с течением столетий превратился в охранителя царя.

Но наряду с этими могущественными  культами вплоть до христианской эпохи существовал и популярный в простом народе культ фетишей.

С древнейших времен в Египте почитали особый фетиш в виде двух перекрещенных стрел или лука, соединенного в футляр, ставший священным  символом богини Нейт, украшенный перьями и лентами папирусный посох бога Ух.

Пантеон древних египтян  в общих чертах можно изобразить следующим образом. Из теорий всех египетских жреческих школ в наиболее полном виде сохранилось учение жрецов города Гелиополя. Анализируя погребальные тексты времен фараонов V - VI династий, можно установить перечень богов гелиопольской, или "великой Эннеады" (древнеегип. паут - девятки), которую возглавлял бог Тему (или Атму).

Кроме богов "Великой  Эннеады", была группа из девяти богов, получившая название "Малой Эннеады", и третья, стоявшая ниже ее в божественной иерархии.

Особо почитались те боги, которые имели отношение  к человеческой судьбе. Они и входили  в девятку богов Гелиополиса и принадлежали к циклу Осириса. Возглавлял этот список:

1) Тему, или Атму, т.е. "тот, кто завершает"  день, подобно тому как Птах  был богом, "который его открывал". В гимнах Тему именовали "создателем  богов" и "творцом людей". Культ его восходил к глубокой древности, среди богов Египта он занял место Ра.

2) Вторым был  бог Шу - первородный сын Тему. Шу изображали поднимающимися  из земли с солнечным диском  на плечах. Кроме того, он олицетворял  свет.

3) За ним следовала  сестра-бизнец Шу, олицетворявшая влагу и солнечное тепло, богиня умерших (по-видимому, была связана с утолением ими жажды).

4)За ними  следовал Себ - сын бога Шу, первоначально считавшийся богом  земли, позже богом мертвых.  Одна из легенд называет его  "Великим Гоготуком", отождествляя  с гусем. Он сотворил яйцо, из которого произошел мир. От него и богини Нут произошли Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

5) Богиня Нут  была супругой Себа. Первоначально  богиня неба, женского начала, участвовавшего  в сотворении мира.

6) Осирис - сын  Себа и Нут, муж Исиды, отец Хора. Осирис считался человеком, имевшим божественное происхождение; на земле он жил и правил как царь. Осирис породил сына Гора (Хора). В одной из своих ранних ипостасей Осирис был божеством солнца, а в додинастический период был судьей и богом умерших. Во времена же XVIII династии он уже был равен Ра.

7) Исида - жена  Осириса и мать Гора (Хора), богиня  природы, олицетворявшая собою  рассвет. Почиталась египтянами  в качестве "Божественной Матери", которую изображали в виде  женщины, держащей на коленях и кормящей грудью младенца Гора (Хора).

8) Сет - сын  Себа и Нут, муж Нефтиды,  олицетворял собой ночь. Первоначально  почитался египтянами как бог,  помогавший душам умерших всходить  с земли на небо: он держал  вместе с братом своим Хором  Старшим (не путать с Гором, сыном Осириса), олицетворявшем день, лестницу на небо. Однако вскоре после правления фараонов под общим именем Сети, чьи имена произошли от имени этого бога, отношение египтян к богу Сету резко изменилось. Теперь он стал воплощением и олицетворением всего злого и странного в природе: безлюдной и суровой, выженной солнцем пустыни, грозы, бури и т.д.

9) Нефтида - сестра  Исиды и ее спутница во всех  скитаниях и бедах. Подобно  Исиде, и она находилась в  ладье бога солнца Ра при  сотворении Мира, вероятно, олицетворяя сумерки или самое начало ночи, супруга Сета. Согласно одной из легенд, она родила Анубиса от Осириса.

Следует отметить Хора Древнего (позже с ним путали сына Исиды), чьим символом был сокол, и который, подобно Ра, тоже был  богом Солнца. С его именем были связаны четыре бога старого света - четыре духа Хора (Гора), поддерживающие небо с четырех сторон - Хапи, Туамутеф, Амсет, Кебсеннуф (олицетворявшие север, восток, юг и запад).

Важнейшими  богами загробного мира были: Анубис, сын  Ра или Осириса, повелитель страны умерших; Упуат (Апуат), разделивший с ним власть (символом обоих был шакал), богиня Маат (древнеегип. - прямая), честная, праведная, стойкая в правде, участвовавшая в сотворении мира вместе Тотом, Птахом и Хнему (Хнумом), богиня любви и творения Хатхор, богиня Мехурит, представлявшая одну из ипостасей Хатхор - Небесную Корову, а также представлявшая собой ту часть неба, где солнце завершает свой дневной бег и где, как верили египтяне, проходил Суд над умершими.

Культовая практика

В древнейшую эпоху в связи с объединением общин складывается обособленное сословие жрецов. Жрецы – прислужники храмов, владевших значительными богатствами, представляли собой очень влиятельный общественный слой. Звание жреца было наследственным. Одним из главных требований к кандидату в жрецы – отсутствие физических недостатков. Наряду с жрецами были и жрицы.

При больщих храмах существовал  разветвленный штат жрецов, писцов, астрологов и искусных ремесленников. Особая категория священнослужителей занималась ежедневным уходом за статуями богов. Всем верующим позволялось приносить в дар богам пищу или ставить перед алтарем фигурки во исполнение обета. Люди часто прибегали к чарам и заклятиям, чтобы избавиться от болезни. В медицинских заклятиях нередко взывают к одному или нескольким богам, умоляя простить явную или невольную обиду. Популярностью пользовались глиняные статуэтки богов, которые выставлялись или закапывались в доме, чтобы обеспечить ему защиту. Личные имена – производные от богов, показывают веру в то,что личные боги дают процветание и здоровье.

Культ был строго регламентирован. Вавилонские храмы, обычно в форме  ступнчатых башен, послужили поводом  к созданию еврейской легенды  о построении Вавилонской башни.

Вавилонская религиозно-мифологическая система повлияла на религиозные представления евреев, ранних христиан. В античную и раннесредневековую эпоху вавилонские жрецы считались хранителями небывалой, высокой мудрости. Вавилонская демонология в дальнейшем послужила базой для преследования «ведьм», повлияла на характер религиозных представлений народов восточного Средиземноморья.

Каждый фараон V династии воздвигал  великолепный храм солнца. Названия храмов были различны: «Горизонт Ра», «Удовлетворение  Ра» Храмы были построены по одному образцу. на специально сооруженной обширной террасе возвышался на огромном пьедестале высокий обелиск, обитый наверху золоченой медью. Перед обелиском стоял большой жертвенник. Предметом культа был сам обелиск, олицетворявший, по-видимому, светило. Культ отправлялся под. открытым небом.

Почти все храмы времени Нового царства имели в плане вытянутый  прямоугольник. Участок, занятый храмом, окружала высокая массивная стена, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, уставленная по обеим  сторонам статуями сфинксов. Вход в  храм оформлялся в виде узкой двери между двумя высокими монументальными башнями, покатые стены которых суживались кверху и увенчивались карнизом характерным для египетской архитектуры профилем. Такое оформление фасада, называемое обычно пилоном (по-егип. «бехен»), имело прототип еще в Среднем царстве. К наружной стороне пилона прикреплялись высокие деревянные мачты с флагами, а перед ним воздвигались обелиски и гигантские статуи царя. самые крупные и прославленные храмы Нового царства – Карнакский и Луксорский. Египетские храмы являлись как бы юридическим лицом, владевшим движимой и недвижимой собственностью, хозяином которой считалось божество храма. Размеры этой собственности могли быть очень скромными, но иногда они были гигантскими.

Жреческая служба хорошо оплачивалась, в жреческих семьях устанавливается традиция передавать свои должности детям по наследству. Жрецы были обязаны носить одеяние из белого льна, ни в коем случае не из шерстяных тканей. Покрой одежды был архаический, простой. Некоторые жрецы носили шкуру пантеры (жрецы-сем). На ногах у них были белые сандалии, отличавшие их от прочих египтян, в массе ходивших босиком. Для жреца была строго обязательна чистота одежды и тела.

Божество должно было иметь свой земной дом. Таким «домом» являлся  египетский храм (слово «пер» означает и «дом», и «храм»). В храме хранились изображения богов и предметы культа. Служение культу сводилось к тому, чтобы удовлетворять земные потребности этих как бы оживленных присутствием в них невидимого бога изображений (т. е. обеспечить божеству еду, питье, одеяние и т. д.), а также воздавать им божественные почести. Под благочестием подразумевалось в первую очередь соблюдение внешнего ритуала.

На ежедневных богослужениях в  храмах народ не присутствовал. Служба происходила внутри храма, и ее участниками были лишь жрецы. Изображение божества, служившее предметом культа, то самое, в которое, по убеждению египтян, вселялся невидимый бог, хранилось в наосе, небольшом каменном сооружении с деревянными дверцами, которые опечатывались.

Каждый храм имел свой религиозный календарь, т. е. расписание празднеств в честь своего божества. Таких празднеств было много. В них принимало участие большое количество людей – множество жрецов и значительные массы населения. Праздники были двух видов: процессии и мистерии. Дальние путешествия божества совершались по ведена специально предназначенных для этого судах. По земле божество перемещалось в небольшой священной барке или судне, которое тащили на руках и плечах. Обрядовая сторона празднеств была строго регламентирована. Большую роль в отправлении культа играло хоровое пение гимнов как во время ежедневных богослужений внутри храмов, так и во время празднеств. Пение нередко сопровождалось игрой на систрах, в некоторых случаях – на плетре.

Культовый инвентарь, в первую очередь сосуды. Материал для сосудов и их формы избирались в зависимости от обрядов, для которых они предназначались. Физическая чистота была абсолютным требованием культа.

 С культом  была тесно связана символика. Из многих символов особенно важен был знак т «анх». Символ означал неизменное возрождение солнца после его захода.

Огромную  роль в отправлении культа играли жертвоприношения – быки, антилопы, козы, гуси, плоды, различные изделия, в том числе из муки и даже из цветов, а также пиво и молоко. Жертвоприношения всегда сопровождались формулой: «Жертва, которую дарует царь».

К сфере  культа относится и деятельность оракулов – одна из форм общения  человека с божеством. Человек задает божеству волнующие его вопросы; божество, если хочет, «отвечает» человеку.

Мистерии  – театральные представления  из жизни богов, разыгрывавшиеся  либо в храмах, либо при храмах. Древнейшая из мистерий существовала уже в эпоху  Древнего царства.



Информация о работе Мифологиф Древнего Двуречья и Египта