Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:19, доклад
Революционное новаторство европейского управления откликалось в России. Самодержцы стремились отгородить Россию от революционных бурь, государственно-управленческих новаций Запада, сохранить средневековые политические и иные институты, укрепить самодержавные фундаментальные основы абсолютизма. Состояние, методы управления отразили качество российской государственности, в условиях нестабильности которой окончательно утвердились на романовском престоле представители немецкой этнической голштинской династической линии, стали возможны трагедии смены императоров. Павел I свергнут и убит в результате кровавого дворцового переворота 11 марта 1801 г. с участием сына-наследника. Тень убиенного отца преследовала всю жизнь Александра I.
Вмешательства России в европейские дела, ее защита старого порядка вызвали возмущение в либеральных кругах европейских стран. Николай I заслужил себе звание «жандарм Европы». Таким образом, и правительства и народы Европы боялись и не любили Россию и ее реакционного и высокомерного царя и рады были воспользоваться первым случаем, чтобы уничтожить силу и влияние России в Европейских делах. Когда отгремели европейские революции 1848-1849 гг., Николай I решил упрочить стратегическое положение своей империи. В первую очередь император хотел решить проблему черноморских проливов. Под действовавшим тогда соглашением, русский военный флот мог проходить через проливы Босфор и Дарданеллы. Кроме того, Николай I стремился укрепить политическое влияние России на Балканском полуострове. Руками Турции Англия надеялась укрепить свое влияние в Малой Азии и на Кавказе, оттеснить Россию от морских путей. Французский император Наполеон III искал возможность показать себя на деле, утвердить авторитет своего трона. Австрийская империя, обязанная России спокойствием после подавления венгерской революции, не могла не вмешаться в судьбу Балкан, на территорию который сама рассчитывала. Турция, опираясь на поддержку западноевропейских государств, вынашивала против России широкие захватнические планы. Престиж русского имени падал в Турции. Это выражалось в ряде отдельных мелочей, пока, наконец, не произошло случайного, но крупного столкновения между русским и турецким правительствами по допросу о святых местах в Палестине. Конфликт в Палестине возник между православным и католическим духовенством о том, кто будет блюстителем особо чтимых храмов в Иерусалиме и Вифлееме.
Палестина тогда входила
в состав Османской империи. Николай
I считал себя покровителем православных
в Палестине, а Франция выступала
в качестве покровителя католиков.
Спор между Россией и Францией
о правах католиков и православных
в Иерусалиме, не мог скрыть политической
подоплеки, которая заключалась
в борьбе за влияние на Ближнем
Востоке между европейскими государствами.
Кроме того, Турция, в которой
проживало достаточно много христиан,
отказывалась обеспечить их равноправие
с мусульманами. Таким образом, так
как у России не было союзников, Крымская
война началась в обстановке дипломатической
изоляции России, которой предстояла
борьба с коалицией наиболее технически
развитых государств. Для улаживания
вопроса император Николай I в 1853
году отправил в Константинополь
чрезвычайного посланника князя
Меньшикова, который потребовал от
Порты подтверждения
23 октября султан
объявил России войну.
Образ Николая I в позднейшей литературе приобрел в значительной степени одиозный характер, император представал символом тупой реакции и обскурантизма, что явно не учитывало всего многообразия его личности.
Информация о работе Международное положение в России в начале XIX века