Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:22, реферат

Описание работы

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории Таня.docx

— 32.19 Кб (Скачать)
 

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ  ПРОЦЕССЫ

В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И  СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ  

  Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

  Интеграция  не происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни. 

  Развитие  и углубление интеграционных процессов  выступает важнейшей тенденцией современного этапа мирового развития, отражающей объективные потребности народов и государств. 

  Развитие  интеграционных процессов характеризуется  неравномерностью. Наиболее глубокая интеграция наблюдается в Западной Европе, охваченной структурами ЕС; интегрирована Северная Америка в рамках структур НАФТА; значительным интеграционным потенциалом обладают страны Тихоокеанского бассейна, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, юга Африки.

  Среди многочисленных интеграционных группировок  можно выделить: в Западной Европе — ЕС, в Северной Америке —  НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АСЕАН, в Евразии-СНГ. 

  Интеграция  не может быть порождением  лишь политической воли. 

    Для её развития требуются  определенные предпосылки - цивилизационная близость интегрирующихся стран, возможность взаимодополняющего экономического развития, традиции взаимодействия, сходство военно-политических интересов, геополитическая близость.

Интеграционные  процессы развиваются  поэтапно.  
 
 

  Интеграционные  процессы в Западной Европе 

  Западной  Европе потребовалось около пяти лет, чтобы перейти от отдельных соглашений о кооперации и сотрудничестве к созданию «Общего рынка» в 1957 г., и еще почти четыре десятилетия, чтобы принять принцип открытых границ, приблизиться к созданию единой евровалюты. 

          Официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейские сообщества, так как она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций:

• Европейского объединения угля и стали (ЕОУС); Парижский договор о создании ЕОУС вступил в силу в 1951 г.;

• Европейского экономического сообщества (ЕЭС); Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957 г., вступил в силу в 1958 г.;

• Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом); договор вступил в силу с 1958 г.

        Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами Сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.

          Во-первых, деятельность ЕС в области экономической интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс. Было предусмотрено создание Европейского союза, который должен был обеспечить не только высокую степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран-участниц, но и согласование внешней политики и обеспечение безопасности. Реализация Единого европейского акта приведет к тому, что Европейский союз будет иметь структуру федеративного типа.

          Во-вторых, в Едином европейском акте была поставлена задача завершения создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц, что и было достигнуто. Для реализации идеи единого рынка Комиссия ЕС разработала примерно 300 программ по устранению преград в торгово-экономическом обмене между странами — членами ЕС. К середине 90-х гг. эти преграды были в основном устранены.

          В 1991 и 1992 гг. были подписаны договоры о формировании экономического и валютного союза (Маастрихтские соглашения). С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки — Европейский союз.

       Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим (экономический и валютный союз), так и увеличением числа участников.

        С 1 января 1995 г. в ЕС, как полноправные члены, входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Финляндия, Швеция.

        В настоящее время в ЕС завершилось создание единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны оформили экономический, валютный и политический союз.

          Существование экономического союза предусматривает, что Совет министров ЕС разрабатывает основные направления экономической политики ЕС и контролирует соответствие им экономического развития каждой страны-члена.

          Политический союз направлен на проведение единой внешней политики, в частности в области безопасности, и выработку общих подходов в рамках внутреннего законодательства: гражданского и уголовного.

         Валютный союз означает проведение единой денежно-кредитной политики в рамках ЕС и функционирование общей для всех стран валюты. С этой целью согласно Маастрихтским соглашениям были определены и реализуются сроки введения единой валюты—евро:       

• 1997 г. Страны — члены ЕС стараются соблюсти нормы, необходимые для введения на их территории евро: дефицит бюджета — менее 3% ВВП, инфляция — не более чем на 1,5 процентного пункта превышает показатели трех стран с наименьшей инфляцией из числа кандидатов на введение евро;

• начало 1998 г. Определяются страны, которые выполнили требования и могут войти в валютный союз;

• 1 января 1999 г. Страны окончательно привязывают курсы своих валют к евро. Начинает работать Центральный банк ЕС;

• 1999—2002 гг. Банки и другие финансовые институты переходят на пользование безналичным евро;

• 1 января 2002 г. Появляются банкноты евро, национальные валюты продолжают хождение;

• 1 июля 2002 г. Старые валюты прекращают свое существование.

           С 1 января 1999 г. евро функционирует как расчетная единица. Однако в валютный союз с 1 января 1999 г. вошли не все члены ЕС. Вне зоны евро остались Великобритания, Греция, Дания и Швеция. По итогам 1998 г. Греция не соответствовала «маастрихтским критериям» по величине государственного долга (107,7% к ВВП) и темпам инфляции (4,5%). Великобритания отложила свое вступление как минимум до 2002 г., не желая расставаться с собственной валютой до очередных парламентских выборов. Швеция и Дания — против сокращения социальных расходов государства, что предусматривается в рамках ЕС. 
 

             Перспективы расширения Евросоюза

            На рубеже ХХI в. предусматривается значительное расширение Евросоюза. Число его членов должно увеличиться с 15 до 26 за счет, главным образом, стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Балтии. Стремление стран ЦВЕ присоединиться к ЕС обозначилось уже в начале 90-х гг., когда были подписаны соглашения об их ассоциации с ЕС. Данные соглашения предусматривали сближение законодательств ассоциируемых стран с законодательством ЕС, расширение внешнеэкономических связей, создание между сторонами в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров. По большинству промышленных товаров ЕС с 1995 г. отменила пошлины для стран Центральной и Восточной Европы; по черным металлам и текстильным товарам свободный доступ введен с 1996—1997 гг. Со второй половины 90-х гг. промышленные товары ЕС свободно поступают на внутренние рынки ассоциируемых стран.

           Но для того, чтобы иметь право претендовать на членство в ЕС, страны Центральной и Восточной Европы должны обеспечить выполнение целого ряда условий: стабильность институтов, гарантирующих демократию; правовой порядок; соблюдение прав человека и защита национальных меньшинств; наличие функционирующей рыночной экономики; способность справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в Союзе; возможность принять на себя обязательства члена, в том числе задачи политического, экономического и валютного союза. Пока страны Центральной и Восточной Европы не обладают всеми необходимыми экономическими и социальными предпосылками для того, чтобы стать полноправными членами ЕС.

              На присоединение к Евросоюзу претендуют Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. Однако степень готовности этих стран вступить в Союз различна. И дело не только в значительном отставании в экономическом развитии от стран — членов ЕС. Разительна и внутренняя дифференциация претендентов по показателю ВВП на душу населения, структуре хозяйства, зрелости рыночных отношений, уровню заработной платы, инфляции.

               Если в ЕС показатель ВВП на душу населения составляет в среднем 22 тыс. долл., то в Болгарии — всего 1540 долл., Польше — 2400, Чехии - 3200, Венгрии — 3840, Словении — 7040 долл. Исходя из этого, Совет Евросоюза разработал для каждой из стран-претендентов специальную стратегию присоединения, разделив их на два эшелона.

               Первая группа стран: Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония ведут индивидуальные переговоры с ЕС с 30 марта 1999 г. Предполагается, что расширение ЕС за счет этих стран начнется с 2003—2004 гг.; остальные — Болгария, Румыния, Словакия, Латвия, Литва будут находиться под наблюдением специальной Европейской конференции, и срок их вступления в ЕС не определен.

            Расширение Евросоюза имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, наращивается ресурсный потенциал ЕС за счет новых территорий и населения, значительно расширяется рынок для нынешних членов, усиливается политический статус ЕС в мире. С другой стороны, от ЕС потребуются огромные затраты, в частности, рост бюджетных расходов на субсидии и трансферты новым членам ЕС. Возрастет риск нестабильности в Евросоюзе, так как присоединятся страны с отсталой структурой экономики, требующей коренной модернизации. Развитие интеграции вширь несомненно будет происходить в ущерб ее углублению за счет сокращения расходов на социальную, региональную и структурную политику, проводимую в ЕС в настоящее время.

             Присоединиться к ЕС в дальнейшем предполагают также Албания, Македония, Хорватия, Турция, состоящая в таможенном союзе с ЕС. Мальта в 1996 г. изменила свое решение о членстве в ЕС.

          Партнерство России с ЕС юридически было оформлено в 1994 г. Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС) признано, что Россия является страной с переходной экономикой. Соглашение предусматривает осуществление для сторон в их внешнеэкономических связях режима наибольшего благоприятствования в общепринятой в международной практике форме: расширение сотрудничества в многочисленных направлениях (стандартизации, науке, технике, космосе, связи), расширение торговли товарами и услугами, поощрение частных инвестиций и т.д.

            Однако реализация СПС в полной мере стала возможна лишь после ратификации его парламентами всех стран — членов ЕС и России, для чего потребовалось определенное время. Чтобы приблизить момент выполнения достигнутых договоренностей, в июне 1995 г. было подписано Временное соглашение о торговле между Россией и ЕС, включающее статьи СПС, которые не требовали ратификации, т.е. не вели к изменению законодательств государств, участвующих в соглашении. С 1 декабря 1997 г. СПС вступило в силу.

               Евросоюз является главным торговым партнером России. На его долю приходится 40% ее внешнеторгового оборота, против 5%—с США. При таком соотношении долларизация внешнеэкономических связей России не вполне оправдана и в перспективе евро может потеснить доллар с его определяющих позиций в экономических отношениях России с ЕС. Допуск евро во внутрирос-сийский валютный оборот может способствовать дальнейшему развитию внешнеэкономических связей России с Евросоюзом.

      В ближайшие годы главной задачей в отношениях с ЕС будет реализация СПС и решение конкретных спорных вопросов в сфере торговли, в частности, по антидемпинговой политике, проводимой в отношении России.

    Вместе с тем Евросоюз считает, что необходимые экономические и правовые предпосылки для вступления России в ЕС еще не созрели. 

Интеграция  в Северной Америке

           Вся территория Северной Америки является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г.

Информация о работе Международная экономическая интеграция