Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:02, реферат
Чтобы раскрыть в полном объеме сущность человеческой культуры, недостаточно изучения сегодняшнего состояния культуры народов. Необходимо совершить экскурс в историю становления народа. При этом необходимо исследовать, какое влияние оказывали на становление их культуры другие цивилизации.
Более двух с половиной тысяч лет назад степи берегов Черного и Азовского морей населяли многочисленные и воинствующие народы. Кто они, как выглядели, откуда пришли?
На все эти и
Введение
Меоты – кто они?
Культура меотов.
Система религиозных культов и верований меотов.
Письменность меотов.
Поселения меотов.
Синдо-меотская эпоха.
Меотские племена.
Меоты и кочевники.
Заключение.
Список литературы.
Содержание
Введение
Заключение.
Список литературы.
Введение
Чтобы раскрыть в полном объеме сущность человеческой культуры, недостаточно изучения сегодняшнего состояния культуры народов. Необходимо совершить экскурс в историю становления народа. При этом необходимо исследовать, какое влияние оказывали на становление их культуры другие цивилизации.
Более двух с половиной тысяч лет назад степи берегов Черного и Азовского морей населяли многочисленные и воинствующие народы. Кто они, как выглядели, откуда пришли?
На все эти и другие вопросы сейчас может дать ответ археология. Древние жители этой земли бесследно растворились среди новых кочевников, нашествия которых, как волны, перекатывались через Северное Причерноморье.
Среднее и нижнее течение реки Кубани, Восточное Приазовье, Таманский полуостров и Закубанье занимали оседлые земледельческие племена, объединяемые общим названием — меоты.
Меотами
поэтому греки называли племена,
жившие по берегам Азовского моря,
а позже и все остальные
племена, близкородственные азовским
по языку, религии и культуре и проживавшие
на обширных кубанских просторах.
В
первом тысячелетии до нашей эры
побережье Меотиды (Азовского моря),
почти вся территория Северного
Кавказа, с прилегающими к ней
с севера равнинами населены родственными
между собой народами. Эти народы - синды,
зихи, псессы, дандарии, досхи, тореаты,
абидиакены, арреахи, ахеи, мосхи, ситтакены,
тарпеты, фатеи в летописях Древней Греции
и Древнего Рима собирательно именуются
maiotis (здесь и далее меоты).
Меоты - отличные мастера, среди них кузнецы,
камнетесы, гончары, сапожники, портные,
ювелиры. Представители каждого ремесла
составляли родовое сословие. При этом
было недопустимо, чтобы кто-то занимался
не своим делом.
Меоты
- это коренное население Северо-Западного
Кавказа, относившееся к кавказской языковой
семье и являвшееся одним из отдаленных
предков адыгов. Подтверждение этому мы
находим как в археологических памятниках,
так и в лингвистических данных - названиях
племен, собственных именах, географических
названиях.
Еще большее значение имеют археологические
материалы. Раскопки меотских городищ
на территории Адыгеи (Тахтамукайское,
Нововочепшийевское, хутора Красного)
показали непрерывность развития меотской
культуры вплоть до раннего средневековья
включительно (VII-VII вв. до н.э.).
Правда, имеется иная точка зрения на происхождение
меотов. Лингвист О. Н. Трубачев считает,
что синды и меоты это праиндийцы с самостоятельным
диалектом, являющиеся остатками индоарийцев
на Северном Кавказе после ухода их основной
массы на юго-восток.
Меоты жили в горах и на равнинах Предкавказья. Меоты-горцы вели оседлый образ жизни и занимались главным образом земледелием. На равнинах меоты обычно вели полукочевой образ жизни и занимались преимущественно отгонным скотоводством. Важной отраслью хозяйства было рыболовство. Для рыбной ловли использовалась сеть, невод, крючковая снасть.
Меотидой
древние греки именовали
Особо богатых среди них не было: отсутствует
роскошно орнаментированная посуда, в
то время считавшаяся показателем достатка
и авторитета. Практически вся посуда
(за исключением амфоры, о ней речь впереди)
местного изготовления и очень проста.
Очевидна удалённость поселения от культурных
и экономических центров, в том числе Тамани,
ибо, помимо прочего, отсутствует что-либо,
указывающее на их посещение (то есть конская
упряжь или фрагменты колёсного транспорта).
Поселенцы жили тем, что разводили скот,
охотились и ловили рыбу, о последнем говорит
обнаруженное высохшее русло реки. Хотя
рыбу могли покупать и у заезжих торговцев.
Также найдено глиняное пряслице – грузик,
придающий веретену силу инерционного
вращения; значит, и прядильное ремесло
было им знакомо.
Фрагменты жилищ свидетельствуют о том,
что жили местные меоты в турлучных избах,
строившихся на камышовых «сваях». Значит,
случались тут и затопления.
Несмотря на скудость быта, торговые связи
с «цивилизованным миром» существовали.
Обнаружены две стеклянные бусины разной
формы и цвета; одна из них определённо
греческая (с Тамани), другая привезена
купцами из Египта. Но главное богатство
племени (или, по крайней мере, главное
богатство археологической группы) –
упомянутая выше амфора. Она-то и позволила
примерно определить год
Произведена она в мастерской известного
мастера Лина, клеймо которого хорошо
сохранилось на черепке: имя (Λινου) и изображение
виноградной лозы, – такой вот античный
товарный знак. В других ближайших местностях
Абинского и других районов найдено несколько
амфор под тем же «брендом». Установить
дату событий помогли эпонимы, написанные
на другом боку каждой амфоры. Эпонимы
– это имена людей (или богов), в честь
которых названы, например, годы (как в
наших случаях); здесь это правящие магистраты
Астимед и Никасагор I. Правда, на амфоре
из этого карьера эпоним прочитать не
удалось – она очень плохо сохранилась.
Но имя промышленника Лина оказалось достаточным.
Установлено, что он работал в 200 – 170 г.
до н. э.
Культура меотов складывается на заре железного века и продолжает развиваться на протяжении более чем десяти веков под воздействием культур соседних народов и государств. Раскопки и изучение найденных предметов быта, культуры на Новоджерелиевском городище (раданте, так называют это место местные жители) рассказывают нам о быте меотов. Меоты на протяжении всей истории находились а тесных взаимосвязях с кочевыми ираноязычными племенами, сначала с киммерийцами, затем со скифами и сарматама. Это подтверждается найденными предметами при раскопках могильников. Умерших хоронили скорченно на боку или вытянуто на спина. При погребении воинов клали наконечники копий, стрел, кинжалы, мечи, детали конской сбруи — удила, псалии. Все эти предметы экспонируются в музее истории и археологии станицы Новоджерелиевской.
Формирование меотской культуры происходило вероятней всего на территории Северного Прикубанья в период VIII - VII веков до кашей эры. В область Восточного Приазовья меотские племена пришли лишь во II веке до вашей Эры. Вдоль обоих берегов реки Кирпили (Малый Ромбит) меоты основали ряд поселений, которые тянулись от современной станицы Роговской до города Приморско-Ахтарска.
древнейшие синдские племена занимались не только скотоводством и охотой, но даже античные авторы отмечают, что у тех синдов, которые проживали возле морей и рек, было развито рыболовство. Исследования ученых показывают, что у этих древних племен существовал некоторый культ рыбы. Синды с III тысячелетия до н. э. начали заниматься гончарным производством, о чем свидетельствуют многочисленные материалы археологических раскопок в различных регионах Северного Кавказа – местах обитания синдо-меотских племен. Кроме этого, в Синдике существовало с древнейших времен и другое мастерство – выделка кости, камнерезное дело.
Самых значительных успехов достигли предки адыгов и сам адыгский этнос в земледелии, скотоводстве, садоводстве. Многие злаковые культуры: рожь, ячмень, пшеница и др.– были основными сельскохозяйственными культурами, которые выращивались ими испокон веков. Адыги вывели много сортов яблонь и груш. Наука садоводства сохранила около десяти названий черкесских (адыгских) сортов яблонь и столько же груши 17.
Синды очень рано перешли к железу, к его получению и использованию. Железо совершило настоящую революцию в жизни каждого народа, в том числе и предков адыгов – синдо-меотских племен. Железо на Северном Кавказе прочно входит в жизнь с VIII в. до н. э. Среди народов Северного Кавказа, которые начали получать и использовать железо, одними из первых были синды. Об этом говорит тот факт, что античные авторы узнали синдов прежде всего как народ железного века. Недаром древние греки считали Кавказ родиной металлургии, а древних металлургов Кавказа – первыми в мире. Высокое мастерство в обработке цветных металлов могли развить только на основе богатого опыта своих предшественников, на ранее созданной материальной и технической базе.
Помимо вышеприведенных памятников древних синдов, много интересного мы находим в их культуре. Это и оригинальные музыкальные инструменты из кости; примитивные, но характерные статуэтки, различная посуда, предметы утвари, оружие и многое др. Древние синды поклонялись Солнцу. При погребении вождей в курганах они строили большие круги из камня. Кроме этого у них в древности был обычай посыпания покойника красной краской – охрой. Это свидетельство поклонения Солнцу. Одним из значительных периодов развития древней Синдики, в том числе и ее культуры, является V в. до н. э., широкое развитие получают в Синдике земледелие и животноводство. Культура достигает высокого уровня развития. Расширяются торгово-экономические связи со многими народами, в том числе с греками.
Имели
широкие связи со многими
Меоты на протяжении
своей истории неоднократно вступали
в тесные взаимоотношения с кочевыми ираноязычными
племенами. Сначала с киммерийцами, затем
со скифами и, наконец, с сарматами. Киммерийцы
были степняками-кочевниками, населявшими
степные пространства Северного Причерноморья.
Общепризнанным является пребывание киммерийцев
и в степях правобережья Кубани. Отсюда
киммерийцы двинулись через Закавказье
в Переднюю и Малую Азию. Скифы вытеснили
киммерийцев из степей Северного Причерноморья
и вслед за ними проникли в Переднюю Азию.
Походы скифов относятся к началу VII в.
до н.э. Пробыв в Передней Азии около 90
лет, они вернулись на свою первоначальную
родину. Скифы при своем возвращении могли
задержаться на какой-то срок в Прикубанье.
Это сказалось в предметах вооружения,
в элементах звериного стиля.
Исследования специалистов показали, что у древних синдов именно в период военной демократии появилась своя, пусть во многом примитивная, письменность. Так, в местах проживания синдо-меотских племен найдено более 300 плиток из глины. Они были размером 14–16 см в длину и 10–12 см в ширину, толщиной около 2 см, были сделаны из серой глины, хорошо высушены, но не обожжены. Знаки на плитках загадочны и очень разнообразны.
Специалист по Древней Синдике Ю. С. Крушкол отмечает, что трудно отказаться от предположения, что знаки на плитках являются зародышем письменности. Определенное сходство этих плиток с глиняными, тоже не обожженными, плитками ассирийско-вавилонской письменности подтверждает, что они являются памятниками письменности.19.Значительное число этих плиток найдено под г. Краснодаром – одном из районов проживания древних синдов.
Помимо Краснодарских плиток, учеными на Северном Кавказе обнаружен другой замечательный памятник древней письменности – Майкопская надпись. Она относится ко II тысячелетию до н. э. и является самой древней на территории бывшего Советского Союза. Эта надпись была исследована крупным специалистом по восточным надписям профессором Г. Ф. Турчаниновым. Он доказал, что она является памятником псевдоиероглифического библского письма.
Сходство
Краснодарских плиток с Майкопской
надписью красноречиво свидетельствует
о зарождении письменности у синдо-меотских
племен – предков абхазо-адыгов еще во
II тысячелетии до н. э. При этом следует
отметить, что ученые обнаруживают некоторое
сходство Майкопской надписи и Краснодарских
плиток с хеттским иероглифическим письмом.