Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:09, реферат
Медицина России прошла яркий и самобытный путь, отмеченный многими годами войн. Одной из самых жестоких и беспощадных была Великая Отечественная, где наша страна потеряла 27 млн. человек. Полководец Иван Христофорович Баграмян, после завершения войны, писал: «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».
1. Вступление…………………………………………………………….………..3
2. Женщины-медики…………………………………………………….…….…..4
3. Хирургия на поле боя…………………………………………........…..………5
4. Петр Андреевич Куприянов……………………………..…………...…..……6
5. Лечебницы под землей………………………………………………..………..7
6. Медицинская служба в Сталинградской битве……………………..………..9
7. Заключение…………………………………………………………………….10
8. Список использованной литературы………………………………..…..…...11
Оглавление
Вступление
Медицина России прошла яркий и самобытный путь, отмеченный многими годами войн. Одной из самых жестоких и беспощадных была Великая Отечественная, где наша страна потеряла 27 млн. человек. Полководец Иван Христофорович Баграмян, после завершения войны, писал: «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».
В битве с врагом не на жизнь, а на смерть вместе с войсками шли по полям сражений военные медики. Под смертельным огнем выносили они раненых с поля боя, доставляли их в медицинские пункты, оказывали необходимую помощь, а затем эвакуировали в госпитали. В период Великой Отечественной войны в армии и на флоте находилось более 200 тысяч врачей и свыше 500 тысяч фельдшеров, медицинских сестер, санинструкторов и санитаров, многие из которых погибли в огне боев. В целом в период войны смертность медработников была на втором месте после стрелковых. Родина высоко оценила самоотверженный труд работников военного и гражданского здравоохранения. Более 30 000 тружеников гражданского здравоохранения в годы Великой Отечественной войны награждены орденами и медалями. Более 116 тысяч военных медиков были награждены орденами, 50 из них стали Героями Советского Союза, а 19 – полными кавалерами ордена Славы.
Поскольку
подвиги каждого врача на поле
боя и все примеры героизма
медиков в войну невозможно отразить
в данном реферате, я обратилась
к нескольким самым ключевым и интересным
с точки зрения истории медицины аспектам.
Женщины-медики
На долю женщин-медиков выпало испытаний не меньше, чем солдатам на передовой. Столько храбрости, мужества, бесстрашия они проявляли! Старым людям и детям, раненым и инвалидам, ослабевшим и больным — всем была необходима помощь медицинской сестры и санитарной дружинницы. И это чувствовал каждый боец и командир в бою, зная, что рядом сестра — «сестрица», бесстрашный человек, который не оставит в беде, окажет первую помощь в любых условиях, оттащит в укрытие, вынесет в тяжелую минуту на себе, спрячет от бомбежки в пути. Прошло много лет после грозных событий Отечественной войны, но память сохранила имена и подвиги этих замечательных женщин, которые, не щадя здоровья и самой жизни, работали «на передовой».
Многие медики были еще совсем юными, даже приписывали себе год или два, чтобы быть постарше. Мария Петровна Верозубова оказывала первую медицинскую помощь, трижды раненая не ушла с поля боя. Таисия Семеновна Танкович, вспоминает, что свою работу приходилось осуществлять в трудных условиях: «Мне, молодой санитарке, под бомбежками и обстрелами надо было перевязывать раны на поле боя…». Надежда Александровна Петрова не имела глубоких знаний по медицине, но, несмотря на это, она оказывала помощь, так как другие медсестры были ранены. Анна Афанасьевна Черкашина, не умеющая плавать, управляла резиновой лодкой, вытаскивала из воды раненых при форсировании Днепра. Спасая жизни бойцам, будучи, сама раненая, не задумывалась о себе.
Солдаты, которые лечились в госпиталях, с благодарностью обращались через газеты, не называя фамилий врачей, только имена и отчества. Врачи разыскивали через письма своих бывших больных на фронте, в колхозах и городах, они хотели знать, не раскрылись ли раны, не тревожат ли послеоперационные рубцы, не беспокоит ли больное сердце.
Хирургия на поле боя
Одной из самых важных специальностей медицины всегда была хирургия. Врачи-хирурги издавна пользуются особым доверием и расположением.
Батальонный медицинский пункт являлся организатором всей медицинской помощи и всех санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проводимых в батальоне. При поступлении раненых в состоянии шока применялись сердечные и болеутоляющие средства. Раненых согревали химическими грелками и теплыми одеялами. При проникающих ранениях груди накладывалась большая герметическая давящая повязка с прокладкой из прорезиненной оболочки индивидуального пакета.
Путь раненого с места оказания ему первой медицинской помощи на поле боя и до прибытия на ПМП являлся весьма тяжелым для самого пострадавшего. Обращалось особое внимание на введение противостолбнячной и противогангренозной сывороток. ПМП как бы превращались из пунктов общеврачебной помощи в подготовительные хирургические этапы.
Специфический вклад медиков ППГ, медсанбатов и санитарных поездов в поэтапное лечение всей массы раненых состоит в том, что они продолжали перевязку, санобработку, сортировку, а с другой стороны – обеспечивали излечение бойцов с легкими и средней тяжести ранениями, проводили огромное количество операций. Группа медиков персонала санитарных поездов вывозила тяжелораненых в тыл страны. В медсанбатах и в госпиталях были выделены врачи, ответственные за переливание крови. В 1941 г. была организована группа переливания крови в составе врача-гематолога и двух сестер.
Петр Андреевич Куприянов
Куприянов – главный хирург Ленинградского фронта ВОВ; был назначен главным хирургом Северного фронта, затем Северо-Западного направления, с 1943 Ленинградского фронта.
В этот трудный период ВОВ Куприянов не переставал заниматься научной деятельностью, выпустил книгу “Краткий курс военно-полевой хирургии”. В ней подведен итог достижениям военно-полевой хирургии предвоенного периода и изложены организационные принципы оказания хирургической помощи на различных этапах медицинской эвакуации. Именно “Краткий курс по военно-полевой хирургии” служил настольным пособием хирургам во время ВОВ.
П. А. Куприянов в годы войны написал ряд других научных работ – “Лечение и эвакуация раненых на Ленинградском фронте”, “Атлас огнестрельных ранений”, “Классификация ран и ранений”, “О хирургической обработке огнестрельных ран”, “Принципы первичной хирургической обработки ран в войсковом районе”, “Ампутация конечностей (исключая пальцы) на этапах санитарной эвакуации”, “Хирургия огнестрельных ранений органов грудной полости” и многие другие.
П. А. Куприянов длительное время работал в 1-ом Ленинградском медицинском институте им. И. П. Павлова. В сентябре 1944 года был утвержден в должности начальника кафедры факультетской хирургии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. В 1942 году Петру Андреевичу было присвоено звание Заслуженного деятеля науки. Он являлся одним из инициаторов создания Академии медицинских наук СССР. Был утвержден в звании действительного члена, потом был избран вице-президентом. В 1943-1945 гг. избирался председателем правления Хирургического общества Пирогова. П. А. Куприянов находится в числе самых крупных и прогрессивных военно-полевых хирургов нашей страны.
Лечебницы под землей
В осажденном Севастополе медики действовали в условиях жесткой обороны, отрезанными от фронта, от действующей армии. Город все время находился под огнем. За несколько дней декабрьских боев в Севастопольский военно-морской госпиталь поступило около 10 тысяч раненых. Госпиталь подвергался непрерывной бомбардировке и обстрелу, раненые получали дополнительные ранения, многие погибли под огнем и развалинами госпиталя, защищенного одним лишь знаком Красного Креста. На израненной и обожженной земле Севастополя не оставалось безопасного места.
Лучше
всего было бы «спрятать» медицинские
убежища под землю. Но где найти
необходимые подземные
В лечебницах под землей раненые чувствовали себя в безопасности, а хирургам работалось намного спокойнее. Все госпитали и медсанбаты оказались переполненными. Хирурги сутками не выходили из операционных, каждый проводил за смену более 40 операций. Врачей мучила мысль: как и куда, эвакуировать раненых? Впереди – враг, позади – море. Правда, в первое время удавалось использовать морской путь. Боевые корабли в ноябре 1941 года эвакуировали 11 тысяч раненых. В декабре гитлеровцы начали новое наступление, каждый день поступало до 2,5 тысяч раненых. Санитарно-транспортные суда Черноморского флота, перевозившие раненых, быстро выходили из строя. Были потоплены транспорты и теплоходы «Сванетия», «Грузия», «Абхазия», «Молдавия», «Крым». «Армения» погибла... На нее было погружено все хирургическое, что было в Севастополе. Погибла вся хирургия. Погибли все хирурги Черноморского флота... Погиб весь медицинский, политический, хозяйственный состав севастопольского госпиталя. Погибло все!!!
С
потерей санитарно-транспортных судов,
совершавших героические рейсы
под вражескими бомбами, медики использовали
только военные корабли. В одну из
декабрьских ночей 1941 года линкор «Парижская
коммуна» дерзко вошел в Севастопольскую
бухту и, встав на бочки, открыл огонь
по противнику, укрепившемуся на северной
стороне. В это время к его
борту подходили одна за другой баржи
с ранеными. Приняв более тысячи
человек, корабль вышел в открытое
море. Но, несмотря на героизм военных
и медиков, положение ухудшалось.
Огромные фашистские самолеты стали
пикировать на любую одинокую машину,
перевозившую раненых. Беспомощные
раненые получали повторные ранения,
нередко погибали. В подземном
госпитале, оборудованном в штольнях,
перестали работать вентиляция и
водопровод, погас электрический
свет, проник дым от пожаров, разрывов
бомб и снарядов. Осуществить эвакуацию
всех раненых не удалось, хотя были приложены
огромные усилия, чтобы сделать это. Конечно,
одни, без раненых, медики могли бы еще,
пожалуй, эвакуироваться. Но бросить раненых,
оставить их на произвол фашистов? Они
остались, остались вместе с теми, кого
спасали.
Медицинская служба в Сталинградской битве
Военно-медицинская служба 62 армии, оборонявшей Сталинград, создавалась весной 1942 г. Табельным имуществом медицинские части и учреждения обеспечены были не полностью, палаток было очень мало, специального санитарного транспорта почти не было.
Были развернуты полковые медицинские пункты (ПМП). Они оказывали необходимую помощь, дополняя уже оказанную, и принимая все меры к быстрейшей эвакуации раненых. Все это осуществлялось в госпиталях второй линии и фронтовых госпиталях.
На пристани Тумак на восточном берегу Волги был организован приемный питательно-обогревательный пункт, рядом с которым развернули для оказания неотложной квалифицированной помощи операционно-перевязочный блок и стационар для временно нетранспортабельных. Все отделения были оборудованы в землянках.
В Токаревых Песках был развернут армейский полевой госпиталь АПГ-4184 на 500 коек. Самым трудным была эвакуация раненых через Волгу. Специальных средств не было. Для эвакуации раненых использовалось все, что было можно приспособить для этих целей. Эвакуация проводилась преимущественно ночью. По приказу В.И. Чуйкова все виды транспорта, подвозившего через Волгу боеприпасы, оружие, войска и другое имущество, на обратном пути должны были забирать раненых.
Маршал Советского Союза В.И. Чуйков сказал: «Замечательные дела врачей, медицинских сестер, санитарных инструкторов, боровшихся вместе с нами плечом к плечу на правом берегу Волги, останутся навсегда в памяти каждого... Самоотверженность медицинских работников, находившихся, по существу, на переднем крае борьбы с врагом, помогла 62-й армии выполнить боевую задачу».
Заключение
Неоценим
вклад советских медиков в
дело Победы. Небывалый по своим
масштабам повседневный массовый героизм,
беззаветная преданность
Великая
Отечественная война стала