Автор: f**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 22:06, доклад
Зачатки врачевания у восточных славян отмечались еще в первобытнообщинный период. В образовавшемся после объединения славянских племен обширном Киевском государстве наряду с культурой продолжала развиваться медицина. Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь.
Аптекарский приказ осуществлял собирание дикорастущих лекарственных растений в различных частях страны. В его ведении находились сборщики лекарственных растений—помясы. -Списки растений, подлежащих сбору, составлялись Аптекарским приказом. Руководили помясами при сборе лекари и лекарские ученики. Лекарственные растения разводились «знатцами» для продажи Аптекарскому приказу, лучшие «знатцы» включались в списки служащих Аптекарского приказа.
В Москве было две аптеки:
1) старая, основанная в 1581 г. в Кремле, против Чудова монастыря, и
2) новая,— с 1673 г., в Новом гостином дворе «а Ильинке, против Посольского двора.
Новая аптека снабжала войска; из нее же лекарства продавались «всякого чина людям» по цене, имеющейся в «указной книге». К новой аптеке было приписано несколько аптечных огородов, где разводились и культивировались лекарственные растения.
В XVII веке Россия вела частые и продолжительные войны с Польшей, Швецией и Турцией, что делало необходимым организацию лечения раненых воинов и проведение санитарных мероприятий в войсках и среди населения. Эти потребности не могли в достаточной мере удовлетворяться лекарями-ремесленниками. Перед правительством встал вопрос о более широкой подготовке врачей. Для того чтобы иметь своих, русских, врачей правительство пыталось проводить обучение русских врачебной науке у иностранных докторов, живших в России. Иностранные врачи при поступлении на службу давали подписку, что они «за то его государево жалованье учеников, которые для учения даны, будут учить с великим прилежанием ...со всяким тщанием и ничего не тая».
В XVII веке
Московское государство посылало
В отличие
от схоластического чисто книжного
обучения медицине на медицинских факультетах
средневековых университетов
В 1681 г. штат Аптекарского приказа превышал 100 человек: среди них было 23 иностранца: 6 докторов, 4 аптекаря, 3 алхимиста, 10 лекарей. Основную массу работников Аптекарского приказа составляли русские: подъячих — 9, русских лекарей — 21, учеников лекарского, костоправного и чепучинного дела — 38.
В Москве в 1658 г. Епифаний Славинецкий перевел для царя с латинского на русский «Врачевскую анатомию» Везалия. Незаконченный перевод, по-видимому, сгорел во время одного из частых московских пожаров. Но сам по себе факт этой трудной работы — один из многочисленных примеров прогрессивных традиций русской культуры, откликавшейся на передовые течения мировой научной мысли.
Аптекарский
приказ имел хорошо составленную для
того времени медицинскую
Медицинская наблюдательность к тому времени значительно обогатила симптоматологию болезней и часто давала ей реалистическую трактовку. Итогом симптоматологии и связанной с нею диагностики к XVII веку явились русские рукописные лечебники.
В XVI и особенно в XVII веке в Московской Руси получили широкое распространение рукописные книги медицинского содержания: травники, лечебники, «вертограды», «аптеки». До нашего времени сохранилось более 200 таких рукописных медицинских книг. Некоторые книги явились переводами древних античных медицинских сочинений (Гиппократа, Аристотеля, Галена). Так, в начале XV века игумен Белозерского монастыря Кирилл перевел с латинского языка на русский комментарии Галена на сочинения Гиппократа под названием «Галиново на Ипократа». Этот перевод существовал в списках во многих монастырях. В 1612—1613 гг. по этой книге в Троицко-Сергиевской лавре лечили раненых и больных во время осады лавры польскими интервентами. Назначением «Травников» было распространение медицинских знаний среди грамотных людей: духовенства, правящих кругов и среди медиков. Они использовались не только для лечения, но и в качестве учебников.
Некоторые исследователи считали, что русские медицинские рукописи являются подражанием Востоку и Западу. Более внимательиое изучение богатого рукописного медицинского наследства, сличение русских рукописей с оригиналами, послужившими для перевода, показали, что русские медицинские рукописи во многих случаях являются продуктом самобытного творчества. При переводе иностранных лечебников в них вносились значительные изменения с учетом опыта русской медицинской практики. Русские переводчики существенно изменяли текст оригинала: переставляли части текста, сопровождали перевод своими комментариями, приводили местные названия лекарственных растений, указывали их распространение в нашей стране, добавляли целые главы, посвященные растениям, встречающимся на Руси. Долгое время считался переводным с польского печатного издания 1534 г. лечебник Стефана Фалимиржа. Исследования отечественных и польских ученых показали, что послужившая материалом для перевода и издания в Кракове в 1534 г. на польском языке книга «О травах и их действии» написана выходцем из Руси врачом Стефаном Фалимиржом, служившим у польских феодалов. Книга была составлена по нескольким русским рукописным травникам и лечебникам XVI века; в ней автор отразил опыт лекарей Московской Руси. Польский ученый врач и историк Матвей из Мехова в своем «Трактате о двух Сарматиях» в начале XVI века писал: «Изобилует Русь многими травами и кореньями, в других местах не виданными». Итальянский историк Иовнй Павел Новокомекий в своей «Книге о посольстве Василия, великого государя Московского к папе Клименту VII» в 1525 г. отмечал широкое использование лекарственных растений в русском народном быту.
К XV веку в руках лекарей и народных ботаников — травознатцев — накопилось известное количество внутренних и наружных лекарств, что подготовило появление рукописных руководств по лекарствоведению и терапии, т. е. травников и лечебников. Распространенные в Западной Европе в качестве пособий по медицине, они в разное время после своего издания проникали в Россию. Русское лекарствоведение, чуждое западноевропейской схоластике, опиралось в основном на практику. Русская медицина XVII века проявляла большой интерес к лекарственным растениям своей страны. Инициатива Аптекарского приказа привела к расширению круга известных лекарственных растений. Русское аптечное дело в XVII веке не зависело от иноземного рынка. В XVI—XVII веках лекарственные растения продавались в Москве в семенном, зелейном и овощном рядах в Китай-городе и Белом городе. В некоторых зелейных лавках продавались также готовые лекарства. С зелейных лавок государство собирало оброк, как с заведений торгового характера.
Лекарственные средства растительного происхождения составляли основную часть лечебного арсенала. Лекарственными растениями, произраставшими в России, интересовались иностранцы. В 1618 г. английский ботаник Традескант был направлен в Россию под видом частного лица. , Традескант нашел в России чемерицу, черемуху и другие лекарственные растения, узнал о применении морошки как средства против цинги, об употреблении березового сока, брусники, черники и ряда других лекарственных растений. Из России Традескант вывез много семян трав, кустарников и черенки деревьев и использовал их при основании в Лондоне знаменитого ботанического сада.
Русская медицина в Московском государстве в своем лекарствоведении не избегла и мистицизма. Мистическая сила вкладывалась в драгоценные камни, которым приписывались способность лечить болезни.
В XVII веке
в Москве возникли
В западных
русских землях уже в начале XVI века,
а возможно, и раньше были врачи, получившие
школьное образование. Учились они, вероятно
в 1347, в Краковском университете, в Замойской
академии. При этих учебных
Посников был
Врачи-иностранцы появились в Московском государстве, начиная с XV века. Одним из первых прибил врач-иностранец в свите Софии Палеолог в 1473 г. Некоторые историки медицины переоценивали роль врачей-иностранцев, утверждая, что они играли в медицине Московского государства чуть ли не главную роль. Однако мы уже видели, что главную роль играли русские лекари, получившие свои знания в порядке ремесленного ученичества. В середине XVII века при Аптекарском приказе была создана лекарская школа, выпускавшая врачей. Приглашение иностранцев вовсе не означало отсутствия своих мастеров.
В 40-х годах XVI века при Иване IV Московское правительство пригласило на службу ряд иностранных врачей. Особенно много их было приглашено в XVII веке. Врачи-иностранцы в Московской Руси были поставлены в привилегированное положение, получали значительно более высокое содержание по сравнению с отечественными лекарями. Многие врачи-иностранцы приезжали за высоким заработком и обычно не долго жили в Москве, не интересовались нуждами народа, не стремились передать свои знания. В итоге они ничего не сделали для медицинского просвещения России, для устройства и улучшения медицинской помощи, а во многих случаях выступали с идеями, даже враждебными русскому народу.
В XVI и XVII
веках в Московском государстве
была подготовлена почва для коренных
сдвигов и преобразований, происшедших
в отечественной медицине в XVIII веке.
История культуры непосредственно
связана с теми экономическими, политическими
и социальными процессами, которые
характеризуют тот или иной период
исторического развития. Складываясь
под воздействием экономики, политики,
общественного развития, культура,
одновременно, может играть самостоятельную
роль и активно влиять на происходящие
события.
1. Особенности древнерусской культуры
1.1. Культура эпохи средневековья характеризовалась
медленными темпами развития, что связано
с замедленностью всего исторического
процесса того времени; отсутствием научных
знаний, которые будут формироваться на
основании накопленных в период средневековья
экспериментальных знаний; решающим значением
христианства в определении мировоззрения.
Для искусства средневековья в целом характерна
анонимность творчества. Это было связано
с представлениями о том, что деятельность
архитекторов, иконописцев, мастеров декоративно-прикладного
искусства не является самостоятельной,
а осуществляется Божьим промыслом, а,
следовательно, имя мастера не представляет
интереса для современников и потомков.
Хотя к личности мастера предъявлялись
высокие требования: он должен был отличаться
особой нравственной чистотой.
1.2. Особенности русского средневековья.
Анализируя историю русской культуры
в домонгольский период, необходимо выделить
два этапа, соответствующих историческому
развитию государства: культура Киевской
Руси (XXI вв.) и культура периода раздробленности
(XII первая треть XIII вв.).
1.3. Уровень развития. Поступательное развитие
культуры на первом этапе привело к тому,
что Киевская Русь стала одним из наиболее
развитых государств того времени.
1.4. Синтетический характер древнерусской
культуры. Культура Древней Руси формировалась
на основе двух источников.
Первым стала языческая культура восточно-славянских
племен, имевшая многовековые корни; язычество,
оказывая влияние на всю культуру эпохи
средневековья, в некоторых своих элементах
дошло до настоящего времени.
Вторая составляющая христианская культура
Византии. Принятие православия в 988 г.
из Византии, предопределило влияние более
высокой по уровню развития страны на
все направления русской культуры: философию,
образование, литературу, иконописание,
архитектуру.
НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИКИ СЧИТАЮТ, ЧТО О НАЧАЛЕ
ПРОЦЕССА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РУССКОГО
ИСКУССТВА МОЖНО ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО С XII ВЕКА.
ОДНАКО ПАМЯТНИКИ XI ВЕКА СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ
О НАЛИЧИИ САМОБЫТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В РУССКОЙ
КУЛЬТУРЕ ЭТОГО ВРЕМЕНИ.
Отмеченные особенности характерны для
всех направлений древнерусской культуры.
2. ГРАМОТНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
2.1. Киевская Русь принадлежала к одной
из самых образованных стран в мире. О
существовании славянского алфавита на
Руси известно с X в. Принятие христианства
способствовало дальнейшему развитию
грамотности и образования: были организованы
школы, в Софийском соборе в Киеве была
создана первая библиотека.
2.2. Берестяные грамоты, найденные во время
археологических раскопок в Новгороде,
носили в основном бытовой характер (счета,
письма, поручения). Они свидетельствуют
о том, что письменность на Руси в отличии
от стран Западной Европы была распространена
в широких слоях населения. Ею пользовались
не только знать и духовенство, но и купцы,
ремесленники.
2.3. Это же подтверждают надписи на предметах
граффити.
К сожалению, установить точный процент
грамотного населения в Древней Руси невозможно,
однако историки с уверенностью утверждают,
что он был достаточно высок.
3. ЛИТЕРАТУРА
3.1. Периодизация истории древней русской
литературы совпадает с исторической,
что позволяет выделить два периода:
3.1.1. XI начало XII вв. период относительного
единства литературы, которая развивается
в двух центрах: Киеве и Новгороде.
3.1.2. середина XII первая треть XIII вв., когда
появляются новые литературные центры:
Владимир, Суздаль, Смоленск и т.д. Возникают
местные черты и местные темы, разнообразие
жанров.
3.2. Характерными особенностями древнерусской
литературы являются связь литературы
с историей; гражданственность; патриотизм.
3.3. Литература в Древней Руси развивалась,
главным образом, в трех направлениях:
переписка религиозных текстов; переводы
с греческого и латыни; оригинальные произведения
древнерусских авторов. Мировоззрение
древнерусского человека носило исключительно
религиозный характер, чему соответствовала
и литература. Древнерусская книга была
рукописной, центрами по переписке книг
были монастыри. Представляла из себя
книга произведение искусства: написанная
на пергаменте, богато украшенная. Поэтому
и стоимость ее была чрезвычайно велика
и позволить себе иметь собственную книгу
могли лишь самые богатые люди.
3.3.1. Переводная литература. До настоящего
момента сохранилось 80 книг, датируемых
XIXII вв. Самая древняя из сохранившихся
"Остромирово евангелие (1056-1057), получившее
свое название по имени новгородского
посадника Остромира, заказавшего его.
Жития святых рассказы о жизни, страданиях
или благочестивых подвигах людей, канонизированных
церковью. Житийная литература называется
также агиографией. Многие византийские
жития были переведены в Киевской Руси.
3.3.2. Оригинальная русская литература
создавалась под влиянием не только переводной
литературы, но и богатых традиций устного
народного творчества.
Летописание погодовые записи, отражающие
наиболее важные события, происходящие
в стране. Монах Киево-Печерского монастыря
Нестор составил в нач. XII в. Повесть временных
лет, которая входила затем составной
частью в другие летописные своды. Историки
считают, что Повести временных лет предшествовали
иные летописные своды. В XII в. создаются
самостоятельные летописные центры.
Нельзя не сказать о таком литературном
памятнике как Слово о законе и благодати,
написанном киевским священником Иларионом,
первым митрополитом из русских. Важнейшая
идея заключалась в прославлении Русской
земли и ее князей, принявших христианство.
Поучение Владимира Мономаха 1117 г. единственный
в древнерусской литературе пример политического
и морального наставления, созданного
государственным деятелем.
В XI в. создаются древнейшие русские агиографические
произведения: Житие Антония Печерского,
Житие Феодосия Печерского, Жития Бориса
и Глеба. В этих литературных памятниках
основной является идея возвышения церковного
авторитета Руси, а также прославления
русских святых.
Особую группу памятников древнерусской
литературы составляют Хождения, в которых
описывались путешествия в Палестину,
на Восток, в Византию. В этих произведениях
описывались не только культовые и исторические
достопримечательности, но также природа,
климат, обычаи других стран. Одним из
самых известных стало Хождение игумена
Даниила, в котором описывалось путешествие
в Палестину, Константинополь.
Выдающимся памятником древнерусской
литературы является Слово о полку Игореве,
созданное в XII в. Основная идея этого произведения
необходимость единства русских князей,
осуждение княжеских усобиц, приносивших
Руси бедствия.
Таким образом к началу XII в. древнерусская
литература представляла собой вполне
сложившееся явление отечественной культуры
с оригинальными произведениями, своими
центрами книжного дела, большими библиотеками.
4. АРХИТЕКТУРА
Архитектура в указанный период достигла
высокого уровня развития. Традиционно
на Руси возводили постройки из дерева,
каменное зодчество получило развитие
с X в., с момента принятия христианства.
4.1. Культовые постройки воплотили в себе
лучшие достижения строительного искусства
X нач. XIII вв. Византийские архитекторы
приехали в Киев на следующий год после
крещения Руси, в 989 г. и за шесть лет построили
первую каменную церковь Богородицы, получившую
название Десятинная.
4.1.1. Влияние византийского зодчества.
Греки привезли на Русь не только технические
навыки строительства, но и всю художественную
систему. Крестово-купольная конструкция
православных храмов, сложившаяся в Сирии
в VI в., через Византию попала на Русь и
была здесь преобладающей до конца XVII
в.
До настоящего времени от домонгольского
периода дошло около 60 храмов. Наиболее
известными являются построенные в середине
XI в. Софийский собор в Киеве, Софийский
собор в Новгороде, Спасский собор в Чернигове.
Эти храмы были возведены строительной
артелью, которая в то время была единственной
и состояла как из греческих, так и русских
мастеров. Все здания имели общие черты:
большие размеры, практическое отсутствие
декора в экстерьере при богатом интерьере.
Художественная система интерьера православного
храма, сложившись в то время, осталась
практически неизменной до настоящего
времени это синтез всех существующих
видов искусства: архитектуры, живописи
и декоративно-прикладного искусства.
4.1.2. Самобытные черты русской архитектуры.
Древнерусское каменное зодчество, основываясь
на византийской христианской традиции
имело и национальные черты, формировавшиеся
под влиянием традиционной деревянной
архитектуры, использования местных строительных
материалов и пр.
4.1.3. Самостоятельные архитектурные школы
сложились в 12 в. в соответствии с общим
ходом исторического развития. Сформировалось
несколько строительных артелей, которые
при общности принципов, использовали
собственные художественные приемы. Наиболее
известные школы Владимиро-суздальская,
новгородская, киевская, галицкая. Мировыми
шедеврами являются: Успенский собор,
Дмитриевский собор во Владимире, церковь
Покрова на Нерли, принадлежащие владимиро-суздальской
архитектурной школе. Эти постройки отличают
небольшие размеры, строгость пропорций,
нарядный декор.
4.2. Гражданская каменная архитектура
представлена несколькими крепостными
сооружениями (Изборская крепость), каменными
дворцами (несохранившиеся дворцовые
комплексы в Киеве X в. и Боголюбове XII в.).
Однако широкого распространения в гражданской
архитектуре каменное зодчество не получило.
5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Изобразительное искусство в домонгольский
период имело свои особенности развития.
Прежде всего, следует учитывать то обстоятельство,
что до конца XVII в. живопись на Руси носила
исключительно религиозный характер.
5.1. Иконопись развивалась в трех направлениях:
станковая (икона, написанная красками
на деревянных досках); монументальная
(настенная роспись храмов натуральными
красками) и мозаика (выкладывание икон
специальными камушками - смальтой).
5.1.1. Первые иконы на Руси появляются в
X в. Они были привезены на Русь греками
из Византии и до XII в. русское иконописание
в основных чертах находилось под влиянием
византийской школы.
Самостоятельные иконописные центры складываются
в XII в., наиболее известными были новгородская,
псковская, ярославская, киевская школы.
5.1.2. Техника иконописания чрезвычайно
проста, но совершенна. Писали иконы на
тщательно подогнанных, скрепленных шпонами
деревянных досках, используя темперу
натуральные краски, замешанные на яичном
желтке. Особенность темперы состоит в
том, что она сохраняет яркость, даже спустя
несколько столетий.
5.1.3. Особенности иконописи. Глубокая духовность
характерная особенность иконы X - XVI вв.,
поэтому иконописцы уделяли главное внимание
изображению лица и рук. Все остальное
одежда, фон писались достаточно условно.
Плоскостное изображение, обратная перспектива,
символика жестов и цвета все это способствовало
восприятию иконы как божественного изображения.
5.1.4. Сюжеты первоначально использовались
на Руси те, что были привезены из Византии:
Богоматерь, распятие, житийные иконы.
В XII в. сложились иконографические изображения
русских святых (Борис и Глеб). Хотя иконописец
должен был строго придерживаться канонов
в изображениях святых и праздников, это
не сковывало его творческих возможностей
и позволяло создавать подлинные произведения
искусства.
Самое раннее из известных русских оригинальных
произведений станковой иконописи новгородская
икона св. Петра и Павла (XII в.).
5.2. Монументальная живопись имела свои
технические особенности.
5.2.1. Она писалась в технике фрески, т.е.
натуральные краски накладывались на
сырую штукатурку. Эта техника не допускала
ошибок и неточностей со стороны иконописца,
т.к. для исправления требовалось сбивать
штукатурку.
5.2.2. Сюжеты настенной росписи храмов были
посвящены тем праздникам или святым,
во имя которых строился храм.
5.3. Мозаика как вид изобразительного искусства
была известна в Киеве в XXI вв. Техника
мозаики также была привезена на Русь
византийскими мастерами. Изображения
святых выкладывались разноцветными стеклообразными
камушками - смальтой. Мозаичное изображение
Софии сохранилось в Софийском соборе
в Киеве. Однако этот вид изобразительного
искусства не прижился на Руси в связи
с дорогостоящим производством и с XII в.
мозаика в русских храмах почти не использовалась.
В XXIII вв. влияние Византии в иконописи
было очень сильным, кристаллизация русских
национальных черт лишь начиналась.
6. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Произведения ремесленников были широко
известны как на территории русских княжеств,
так и за их пределами. В многочисленных
русских городах было развивито более
60 видов ремесел, таких, например, как ювелирное,
кузнечное, стеклодельное, гончарное и
т.д.
Широкую известность получили изделия
русских ювелиров, которые славились изготовлением
тончайшей скани, перегородчатых эмалей.
Кузнецы изготовляли замки, славившиеся
в Западной Европе. Особыми видами искусства
были литье колоколов, обработка кож и
дерева, изготовление изразцов и т.д. Все
это требовало от русских мастеров практического
опыта, знаний, сноровки.
7. ИТОГИ
7.1. Как материальная культура, так и духовная
отражают прогрессивную, поступательную
направленность в развитии социально-экономической
и политической жизни русского государства
X первой трети XII вв.
7.2. Многочисленные войны и пожары привели
к гибели значительной части произведений
искусства мастеров домонгольского периода.
Однако памятники, сохранившиеся до настоящего
времени, позволяют сделать вывод о высоком
уровне развития культуры Руси и поставить
ее в один ряд с наиболее развитыми государствами
того времени. Свидетельством тому является
высокий уровень грамотности среди русского
населения, широкое распространение переводной
литературы и создание оригинальных памятников
русской литературы; развитие всех видов
искусства.
7.3. Синтетический характер русской культуры
X начала XIII вв.; базировавшейся на языческой
культуре восточных славян и христианской
традиции Византии, создал условия для
дальнейшего развития самобытной национальной
культуры.
Информация о работе Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков