Медицина Месопотамии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:20, реферат

Описание работы

У каждой древней культуры есть своя гемерология (определение благоприятных и неблагоприятных дней). Считалось, что одни дни могут принести удачу, а другие, наоборот, горе. Неудачные дни не были выходными, в эти дни просто не проводились торговые сделки и важные государственные дела. Врачи в эти дни также не работали. В Вавилонии несчастливыми днями считались 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа каждого месяца

Работа содержит 1 файл

ист.медицины.docx

— 18.97 Кб (Скачать)

Медицина Месопотамии.

У каждой древней  культуры есть своя гемерология (определение благоприятных и неблагоприятных дней). Считалось, что одни дни могут принести удачу, а другие, наоборот, горе. Неудачные дни не были выходными, в эти дни просто не проводились торговые сделки и важные государственные дела. Врачи в эти дни также не работали. В Вавилонии несчастливыми днями считались 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа каждого месяца.

Если мы хотим  понять медицину Месопотамии, то не должны забывать, что религия в этой культуре оказывала влияние на все сферы жизни общества. Даже в то время, когда греческие философы изучали окружающий мир и развивали рациональную медицину, медицина Вавилонии все еще была религиозной. Но это не значит, что эта медицина совершенно не использовала эмпирические знания. Сегодня нет доказательств хирургической деятельности в Вавилонии, но когда-нибудь будут найдены тексты, доказывающие обратное.

 

В теократическом обществе древней Месопотамии медицина оставалась магически религиозной. Жрецы учили народ, как избежать болезни, восстановить здоровье и продлить свою жизнь, выполняя все то, что  требуют боги. Вавилонская магия  являлась важной составляющей религии, как и во всех древних культурах. Не всегда просто ответить, является чтение молитвы религиозным деянием  или это магия. Не всегда легко  определить, где кончается молитва  и начинается заклинание. Магия была вполне законной наукой и самой главной  защитой. В обществе Вавилонии невозможно было прожить, не зная самых распространенных заклинаний и магических формул. К тому же существовала и черная магия, приносящая горе и беды. Но так как она была запрещенной, мы почти ничего о ней не знаем.

 

За время существования  археологии найдено огромное количество текстов с медицинским содержаниемОни являются ничем иным, как рецептами от всевозможных заболеваний. Например: «Если у кого-то чесотка, ты должен смешать фенхель и добавить масло, намазать больного – и он выздоровеет».

 

Больной являлся  грешником. Он украл, убил, соврал, бросил жену, плюнул в реку или выпил  из грязного сосуда – в общем, сделал то, что в обществе считается грешным. Его покидал Бог, и грешник  становился жертвой злых демонов. Его  болезнь являлась, грубо говоря, наказанием за свершенные грехи. Сама мысль, что болезнь является наказанием, имела место даже в средние  века, да и позже люди в эпидемиях  видели кару, которая снизошла на них  за их грехи. И в наши дни встречаешь людей, которые утверждают, что не заслужили ту или иную болезнь. Но уже в древней Месопотамии  человек стал задумываться о других причинах недуга. Многие заболевали, несмотря на то что следовали всем правилам своего общества.

 

В Месопотамии  нам известны три группы жрецов, которые тем или иным способом лечили больных. Первая группа – baru – пророк, мастер предсказаний и пророчеств. Он разбирался в приметах, знаках и мог их толковать. Он ставил и диагноз, но, так как человек во всем видел знаки от Всевышнего, больные были важной, но не основной составляющей его работы. Вторая группа – это ashipu – знаток заклинаний. Его задача состояла в том, чтобы изгнать злого духа из тела больного и исполнить необходимые ритуалы, чтобы вновь обрести покровительство Бога. Как и пророки, эта группа врачевателей не занималась исключительно больными. Третья группа – это asu – врачи в прямом смысле этого слова. Они занимались исключительно больными и наряду с амулетами и заклинаниями разбирались в лекарствах. Azu в переводе с сумерского означает «тот, кто знает воду», а iazu – «тот, кто знает масло». Это и понятно, так как вода и масло играли большую роль в практике врача.

 

Врачи поклонялись  Ниниб и Гула, которые являлись богами здоровья и исцеления. Ниниб, сын Энлила, был покровителем как врачей, так и пациентов. Гула, его супруга, великий врач, прикасаясь своими руками к мертвым, дарила новую жизнь. Она была богиней магии и врачевания. Также врачи поклонялись и Эа, богу воды, считая его своим праотцом.

 

Мы знаем имена  многих ассирийских и вавилонских  врачей. Так же, как и у всех важных особ, у них были свои личные печати, некоторые сохранились и  до наших дней. Также это говорит  и о том, что врачи являлись уважаемыми персонами при дворе  короля.

 

Можно выделить две  причины одержимости злыми духами, то есть заболеванию. Первая причина  – это просто судьба. Еще одна причина заболевания, которая играет важнейшую роль и в сегодняшней  медицине, – это заражение, или  инфекция. Считалось, что заболевший человек на время болезни является неприкосновенным. Он болен, нечист, заражен  злым духом, и этой болезнью от него могут заразиться другие. Тот, кто  трогал больного, спал в его постели  или пил из его сосуда, также  становился зараженным. Понятие инфекции здесь выражает духовную природу, никак  не медицинскую, хотя и имеет гигиенические  причины.


Информация о работе Медицина Месопотамии