Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:20, реферат
У каждой древней культуры есть своя гемерология (определение благоприятных и неблагоприятных дней). Считалось, что одни дни могут принести удачу, а другие, наоборот, горе. Неудачные дни не были выходными, в эти дни просто не проводились торговые сделки и важные государственные дела. Врачи в эти дни также не работали. В Вавилонии несчастливыми днями считались 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа каждого месяца
Медицина Месопотамии.
У каждой древней культуры есть своя гемерология (определение благоприятных и неблагоприятных дней). Считалось, что одни дни могут принести удачу, а другие, наоборот, горе. Неудачные дни не были выходными, в эти дни просто не проводились торговые сделки и важные государственные дела. Врачи в эти дни также не работали. В Вавилонии несчастливыми днями считались 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа каждого месяца.
Если мы хотим понять медицину Месопотамии, то не должны забывать, что религия в этой культуре оказывала влияние на все сферы жизни общества. Даже в то время, когда греческие философы изучали окружающий мир и развивали рациональную медицину, медицина Вавилонии все еще была религиозной. Но это не значит, что эта медицина совершенно не использовала эмпирические знания. Сегодня нет доказательств хирургической деятельности в Вавилонии, но когда-нибудь будут найдены тексты, доказывающие обратное.
В теократическом обществе древней Месопотамии медицина оставалась магически религиозной. Жрецы учили народ, как избежать болезни, восстановить здоровье и продлить свою жизнь, выполняя все то, что требуют боги. Вавилонская магия являлась важной составляющей религии, как и во всех древних культурах. Не всегда просто ответить, является чтение молитвы религиозным деянием или это магия. Не всегда легко определить, где кончается молитва и начинается заклинание. Магия была вполне законной наукой и самой главной защитой. В обществе Вавилонии невозможно было прожить, не зная самых распространенных заклинаний и магических формул. К тому же существовала и черная магия, приносящая горе и беды. Но так как она была запрещенной, мы почти ничего о ней не знаем.
За время существования
археологии найдено огромное количество
текстов с медицинским
Больной являлся грешником. Он украл, убил, соврал, бросил жену, плюнул в реку или выпил из грязного сосуда – в общем, сделал то, что в обществе считается грешным. Его покидал Бог, и грешник становился жертвой злых демонов. Его болезнь являлась, грубо говоря, наказанием за свершенные грехи. Сама мысль, что болезнь является наказанием, имела место даже в средние века, да и позже люди в эпидемиях видели кару, которая снизошла на них за их грехи. И в наши дни встречаешь людей, которые утверждают, что не заслужили ту или иную болезнь. Но уже в древней Месопотамии человек стал задумываться о других причинах недуга. Многие заболевали, несмотря на то что следовали всем правилам своего общества.
В Месопотамии нам известны три группы жрецов, которые тем или иным способом лечили больных. Первая группа – baru – пророк, мастер предсказаний и пророчеств. Он разбирался в приметах, знаках и мог их толковать. Он ставил и диагноз, но, так как человек во всем видел знаки от Всевышнего, больные были важной, но не основной составляющей его работы. Вторая группа – это ashipu – знаток заклинаний. Его задача состояла в том, чтобы изгнать злого духа из тела больного и исполнить необходимые ритуалы, чтобы вновь обрести покровительство Бога. Как и пророки, эта группа врачевателей не занималась исключительно больными. Третья группа – это asu – врачи в прямом смысле этого слова. Они занимались исключительно больными и наряду с амулетами и заклинаниями разбирались в лекарствах. Azu в переводе с сумерского означает «тот, кто знает воду», а iazu – «тот, кто знает масло». Это и понятно, так как вода и масло играли большую роль в практике врача.
Врачи поклонялись Ниниб и Гула, которые являлись богами здоровья и исцеления. Ниниб, сын Энлила, был покровителем как врачей, так и пациентов. Гула, его супруга, великий врач, прикасаясь своими руками к мертвым, дарила новую жизнь. Она была богиней магии и врачевания. Также врачи поклонялись и Эа, богу воды, считая его своим праотцом.
Мы знаем имена многих ассирийских и вавилонских врачей. Так же, как и у всех важных особ, у них были свои личные печати, некоторые сохранились и до наших дней. Также это говорит и о том, что врачи являлись уважаемыми персонами при дворе короля.
Можно выделить две
причины одержимости злыми