Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 21:41, реферат
На ранних этапах рабовладельческого строя врачебное дело выделилось в
качестве самостоятельной профессии. Повсеместное развитие получила так
называемая храмовая медицина: врачебные функции осуществляли жрецы. Первые свободные врачи появляются в III веке до н. э.. Лечение в ту эпоху не имело
научной основы, оно опиралось не на ясные физиологические представления о
функциях определенных органов, а на учение о четырех жидких началах жизни
(слизь, кровь, желтая и черная желчь), изменения которых якобы ведут к
болезни.
Введение
Медицина в древнем Риме
Хирургические инструменты
Лекарственные растения
Заключение
Оглавление:
Введение
Медицина в древнем Риме
Хирургические инструменты
Лекарственные растения
Заключение
Введение:
На ранних этапах рабовладельческого строя врачебное дело выделилось в
качестве самостоятельной профессии. Повсеместное развитие получила так
называемая храмовая медицина: врачебные функции осуществляли жрецы. Первые свободные врачи появляются в III веке до н. э.. Лечение в ту эпоху не имело
научной основы, оно опиралось не на ясные физиологические представления о
функциях определенных органов, а на учение о четырех жидких началах жизни
(слизь, кровь, желтая и черная желчь), изменения которых якобы ведут к
болезни.
Первая попытка установить взаимосвязь между строением и функциями
человеческого тела принадлежит знаменитым александрийским врачам Герофилу и
Эрасистрату (3 в. до н. э.), проводившим вскрытия трупов и опыты на животных.
Исключительно большое влияние на развитие медицины оказал римский врач Гален:
он обобщил сведения по анатомии, физиологии, патологии, терапии, акушерству,
гигиене, лекарствоведению, в каждую из этих медецинских отраслей внес много
нового и попытался
построить научную систему
Медицина
в Древнем Риме
Значительная часть древнейших римских письменных памятников погибла. Судить
об их содержании можно по произведениям более поздних авторов. Из дошедших
до нас сочинений для характеристики развития медицины в Древнем Риме особый
интерес представляют: поэма “о природе вещей” Тита Луреция Кара, трактат “О
медицине” Авла Корнелия Цельса, труд “О назначении частей человеческого тела”
выдающегося врача Древнего мира Галена. Интересным источником информации о
медицине Древнего Рима являются также греческие и латинские эпиграммы –
короткие, но богатые по содержанию стихотворения, отражающие деятельность
врачей.
В древней Италии вплоть до II в. до н. э. обходились без врачей
профессионалов. Лечили дома народными средствами: травами, кореньями и
плодами, настоями и отварами, часто совмещая это все с магией и наговорами.
По свидетельству видного писателя и политического деятеля М. П. Катона, самым
популярным лечебным средством считалась капуста: “Капуста из всех овощей –
первая. Ешь ее вареной и сырой. она чудо как помогает пищеварению,
устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего.
Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам. она все вылечит, выгонит
боль из головы и из глаз.”
В конце III – начале II в. до н. э. в столице Римской империи стали
появляться свободные врачи греческого происхождения. Первым греческим врачом
в городе Риме считается пелопоннесец Архагат. Он приехал в столицу в 219 г.
до н. э. и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского
гражданина и выделили
государственный дом для
деятельности принесло Архгату большую популярность. Однако вскоре прижигания
и хирургические операции, которые он производил, резко изменили отношения к
нему римлян: его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться. Прошло
несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в Риме.
Важной вехой в этом отношении явился указ Юлия Цезаря, который в 46 г. до н.
э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам из
Греции, Малой Азии, Египта, так и местным жителям, обучившимся медицине.
Таким образом, в
Римской империи стали
регламентации медицинского дела.
Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная
римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требовала большого
количества врачей-
когорта, состоявшая из 1000 человек, должна была содержать 4 врачей-хирургов.
Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждому воину
полагалось иметь при себе необходимый перевязочный материал для оказания
первой помощи себе и раненым товарищам. В частях создавались специальные
санитарные команды из 8 – 10 крепких молодых воинов, которых называли
deputati. Верхом на лошадях за линией боя они подбирали раненых. Для этой
цели их седла имели по два стремени на левой стороне. Deputati возили с собой
фляги с водой и, возможно, делали первую перевязку. За каждого спасенного
воина им платили золотом.
После битвы раненых отвозили в ближайший город или в военный лагерь, где
устраивались военные учреждения для больных, по одному на каждые 3-4 легиона.
Обслуживающий персонал этих учреждений состоял из врачей, экономов,
инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали
инструментами, лекарствами и перевязочными материалами. Младший персонал,
главным образом из рабов, использовался для ухода за больными. Колумелла в
своем труде “De re rustica” (“О сельском хозяйстве”) писал о таких заведениях
для рабов, которые обслуживались рабами-медиками. Однако в большинстве
случаев рабов не лечили. В столице больных рабов отправляли на остров
Бартоломея и оставляли там умирать. В случае выздоровления такой раб
становился свободным и, согласно декрету императора Клавдия, не должен был
возвращаться к рабовладельцу.
Наряду с военной
медициной развивалось
провинциях, где государственные власти учредили оплачиваемые должности врачей
– архиатров. В городах архиатры объединялись в коллегию и находились под
контролем городских властей и центрального правительства, которые следили за
их выборами и назначениями. Процедура выборов напоминала строгий экзамен,
после которого врач получал звание “Врач, утвержденный государством”.
Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах и цирках.
Выдающийся врач древности Гален, грек по происхождению, в молодые годы в
течение ряда лет работал врачом в школе гладиаторов в Пергаме. Имеются
сведения и о привлечении врачей в качестве судебных медиков. Так, врач
Антистий участвовал в расследовании убийства Юлия Цезаря. Архиатры имели
постоянное жалование,
но им разрешалась и частная
В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в
специальных школах, которые были учреждены в Риме, Афинах, Александрии,
Антиохии, Берите и других городах империи. Анатомия преподавалась на
животных, а иногда - на раненых и больных. Практическую медицину изучали у
постели больного.
Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они
должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршествах и иметь
подозрительные знакомства. Нарушавший эти правила, подвергался телесному
наказанию, а в ряде случаев высылался в родной город до окончания обучения.
Наряду с государственными медицинскими школами в Римской империи существовало
небольшое число частных медицинских школ. Одну из них основал Асклепиад.
Со временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права и
даже льготы. Так, во время войны врачи и их сыновья освобождались от воинской
повинности. Подобные привилегии привлекали в Рим иноземных врачей, что
привело к их избытку, конкуренции и в результате, к узкой специализации. Уже
к концу II в. до н. э. в столице были зубные и глазные врачи, специалисты,
которые лечили только болезни мочевого пузыря, или хирурги, которые
производили только одну операцию, например грыжесечение или камнесечение.
Положение врача в Римской империи значительно отличалось от положения врача в
Древней Греции, где врач был освобожден от обязанностей перед государством. В
Греции, врачи привлекались к службе государству лишь в случае эпидемии и на
время военных походов с согласия самого врача.
В медицине Древнего Рима имелось два направления: материалистический и
идеалистический.
Материалистические
тенденции. Мировоззрение
степени испытывало влияние древнегреческий философии. Атомистическое учение,
созданное выдающимися греческими философами-материалистами Левкиппом,
Демокритом и Эпикурои, вошло в философию древнего Рима и нашло свое отражение в
произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма – поэта Тита
Лукреция Кара. Его поэма “De retum natura” в шести книгах явилась энциклопедией
того времени и отразила передовые воззрения римлян в области философии,
естествознания, медицины, психологии и истории.
“Ею восхищались Цицерон и Вергилий, на нее раздраженно набрасывались отцы
церкви, справедливо подозревая в Лукреции страшную для себя опасность. Эта
поэма определила многие черты мировоззрения Ньютона и Ломоносова, приводила в
восторг Герцена, глубоко интересовала молодого Маркса.” – писал в 1947 г. в
предисловии к русскому изданию поэмы С. И. Вавилов.
В поэме “О природе вещей” Лукреций подходит к вопросам медицины и
естествознания с точки зрения атомистического учения. В популярной форме он
говорит о сложном строении живых организмов из мельчайших движущихся частиц –
атомов, высказывает мысль о постепенном развитии растительного и животного
мира, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании
неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает
характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные
симптомы
Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на
Аслепиада из Вифинии – видного римского врача, грека по рождению. Развитие
материалистического направления в медицине Древнего Рима тесно связано с
основанной им методической школой. По представлениям Асклепиада, болезнь
являлась результатом “застоя частиц” в порах и каналах тела и расстройства