Меценатство в России (конец XIX- начало XX вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

Меценатство как вид общественно полезных действий являлось частью более широкого понятия - благотворительных занятий, - целенаправленной деятельности на пользу другим. Толкование слова "благотворительность" предполагает комплекс действий по оказанию "...материальной помощи нуждающимся как отдельным лицам, так и организациями. Причем, благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности...". К ним относят финансирование социальной помощи населению: создание приютов, выплата пособий и т.д., а также восстановление памятников архитектуры, поддержку дарований, просветительскую деятельность и многое другое.

Содержание

Введение 2
1. Меценатство в России как социальное явление 3
1.1. Предпосылки развития меценатства и благотворительности 5
1.2. Функции меценатства 6
2. Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX-начала XX вв. 7
Заключение 9
Литература 10

Работа содержит 1 файл

Отечественная культура.doc

— 85.00 Кб (Скачать)
  1. Наиболее  выдающиеся меценаты конца XIX-начала XX вв.

     Почти все меценаты конца XIX - начала XX века были купцами-старообрядцами. И Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и Третьяков. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой - они из века в век научились спасать и сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах.

     Рассмотрим  подробно наиболее известных меценатов  России.

     С.И. Мамонтов. Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал своих друзей - художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

     Одним из первых художников к Мамонтову  в Абрамцево приехал В.Д. Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и  Васнецов, именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.

     Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина - гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.

     М.К. Тенишева (1867-1928) Мария Клавдиевна была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева - Талашкино. «Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. И это действительно так и это в полной мере относится к русским меценатам золотого века. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры.

     П.М. Третьяков (1832-1898). В.В. Стасов, выдающийся русский критик, в некрологе на смерть Третьякова, писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с амура- он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течении всей его жизни» Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был прежде всего связан на ниве собирательства. В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Подобной идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.

     Всегда  есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. Но в истории остались немногие: Николай Петрович Лихачев, Илья Семенович Остроухов, Степан Павлович Рябушинский, и т.д. Настоящих меценатов всегда было мало. Даже если наша страна возродиться, много меценатов не будет никогда.

Заключение

     Все вышеуказанное доказывает, что меценатство  не было эпизодом, деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная  буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь.

     Характеризуя  «золотой век» меценатства в России, надо отметить то обстоятельство, что  пожертвования меценатов, в частности  московских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства (например, здравоохранения).

     Меценатство в России в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев  было связано с теми отраслями  общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия - все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.

     Во-первых, среди черт, определяющих своеобразие  отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах.

     Во-вторых, личностные качества известных нам  меценатов «золотого века», спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а, поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека и т.д.

     В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу - отечественные меценаты в России «золотой поры»- качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.

     У старых меценатов и коллекционеров был глаз, и это, наверное, самое  главное - эти люди имели собственное  мнение и смелость отстаивать его. Только человек, который имеет собственное  мнение, достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь.

     Всякий  ли миллионер может быть покровителем искусства? Сегодня в России вновь  появились богатые люди. Дающий деньги - это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность - обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают создавать галереи, полагаясь на своих консультантов. К сожалению, у нас сейчас в стране нет культурной среды для развития меценатства, такой, какой была среда старообрядческая.

     Меценатами  не рождаются, ими становятся. И современные  меценаты и коллекционеры должны стремиться прежде всего потратить  силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.

Литература

  1. П. А. Бурышкин. Москва купеческая, М.; 1991г.
  2. А. Н. Боханов. Коллекционеры и меценаты в России. М.;1989 г.
  3. А. Н. Боханов. Исторические портреты: Савва Мамонтов/Вопросы истории, 1990 г.,№ 11.
  4. А. А. Аронов. Золотой век русского меценатства. Москва.1995г.
  5. Меценаты и коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М.;1994г.
  6. Н. Г. Думова. Московские меценаты. М.; 1992г.
  7. В.П. Россохина. Оперный театр С. Мамонтова. М.; Музыка.1985г.

Информация о работе Меценатство в России (конец XIX- начало XX вв.)