Материалистическое понимание истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:54, реферат

Описание работы

Материалистическое понимание истории, или исторический материализм трактуется в марксистской литературе как распространение философского материализма на понимание общественной жизни. В качестве определяющих категорий Карл Маркс выделяет категории "общественно-экономическая формация", "общественные отношения", "историческая закономерность". С помощью этих категорий он пытается проследить логику всемирной истории как последовательную смену определенных ступеней исторического развития.

Работа содержит 1 файл

Материалистическое понимание истории.docx

— 17.88 Кб (Скачать)

Материалистическое  понимание истории, или исторический материализм трактуется в марксистской литературе как распространение философского материализма на понимание общественной жизни. В качестве определяющих категорий Карл Маркс выделяет категории "общественно-экономическая формация", "общественные отношения", "историческая закономерность". С помощью этих категорий он пытается проследить логику всемирной истории как последовательную смену определенных ступеней исторического развития.

Согласно материалистическому  пониманию истории определяющую основу общественного бытия составляет материальное производство, или производство материальных благ, кот. каждое новое человеческое поколение получает как наследие от предшествующих поколений и которое оно развивает, с тем, чтобы передать следующему поколению. В общественном производстве своей жизни люди вступают в необходимые, независящие от их воли отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, на которой возвышается юридическая и политическая надстройка и которой соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. На определенной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы происходит переворот во всей громадной надстройке. Нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию (точно также как нельзя судить об отдельном человеке на основании того, что сам он о себе думает). Сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта м/у общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования. Учение Маркса и Энгельса (об общественных отношениях производства) стало ключом для научного объяснения исторически сложившегося перехода от феодального (крепостнического) общества к капиталистическому строю. Рабовладение, крепостничество, наемный труд впервые были поняты как исторически необходимые формы развития производительных сил общества.

Т.о., исторический материализм впервые в истории общественной мысли связывает историю человечества с развитием общественного производства. Маркс прямо заявляет, что история человечества " тем больше становится историей человечества, чем больше выросли производительные силы людей, а, следовательно, и их общественные отношения".

Материалистическое  понимание истории дало ясный  и недвусмысленный ответ на вопрос: как это возможно, что люди сами творят свою историю, если ни внешняя, окружающая их природа, ни их собственная человеческая природа от них не зависимы? Согласно этому учению, ни то, ни другое не определяет характер общественного устройства и историю человечества, а определяется лишь развитием общественного производства, которое представляет собой двусторонний исторический процесс: с одной стороны, изменение людьми внешней природы, а с другой – изменение самой человеческой природы, развитие человека.

Только основоположники  марксизма постигли общественное производство не только как производство материальных благ, но вместе с тем и производство общественных отношений, - а тем самым  и самого человека как члена общества.

Открытие и  исследование общественных отношений  производства и положило начало материалистическому  пониманию истории.

Маркс и Энгельс  считали, что труд сделал человека Человеком. В условиях человеческого бытия  труд выступает не просто специфическим, но и определяющим способом жизнедеятельности  людей. В практической деятельности он реализует свои общественные цели, удовлетворяет потребности и интересы.

Материальное  производство в рамках материалистического  понимания истории, в конечном счете, детерминирует все условия бытия  людей. Марксистская философия не имеет  аналогов в самом главном ее достижении, а именно в расширении материализма на область общественных явлений. Возникновение  этого учения объективно, это ответ  на вопросы, поставленные социальной философией того периода. Противопоставив идеалистическим  взглядам материалистическое понимание  истории, Маркс доказал, что общественное бытие определяет общественное сознание.

Т.о., история общества предстала как закономерный процесс смены способов производства. Изменения общественных отношений идут за объективными законами жизнедеятельности людей, как то: характер и разделение труда, развитие материальных сил и средств.

Заключение.

      Согласно материалистическому  пониманию истории Маркса, люди сами делают свою историю. Но делают ее при  тех обстоятельствах, которые они  застают готовыми и которые поэтому  не зависят от них самих. В этом состоит историческая необходимость, с которой люди вынуждены считаться. Такая необходимость, хотя она и  задана каждому отдельному поколению  людей, ни в коем случае не предзадана истории, а принадлежит последней. Она есть внутренний или имманентный момент самой истории.

     Реальной  основой исторического процесса являются производительные силы общества. Они и связывают между собой  не только представителей одного поколения, но и людей разных поколений.

     Чтобы просто жить, люди вынуждены приводить  в действие те производительные силы, которые они получили от предшествующих поколений. В этом и состоит практическое выражение исторической необходимости. Благодаря своей деятельности, и  в этом ее специфика, люди могут менять и меняют обстоятельства, как заданные природой, так и созданные деятельностью  самих людей – свои общественные обстоятельства. И в этом смысле они свободны. Но свободны они не потому, что делают то, что хотят  делать, а потому, что они хотят  делать и делают то, что можно  сделать при данных условиях.

     Материалистическое  понимание истории не заменяет действительную историю, как это делает философия  истории, а дает только метод для  понимания последней.

     Согласно  Марксу, свобода и необходимость  – это связанные между собой  моменты исторического процесса, самой деятельности людей. И, согласно этому пониманию, человек ни в  коем случае не есть пассивный продукт  обстоятельств, как считали французские  материалисты. Ведь обстоятельства меняются самими людьми. 

Информация о работе Материалистическое понимание истории