Махмуд Кашгари

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:11, реферат

Описание работы

Махмуд Кашгари родился в 1029 году.
Будучи родом из высших кругов караханидской знати, а, может быть, и прямым представителем самой династии, в силу ряда причин, возможно и политических преследований, посетил почти все области, населенные тюрками. В Багдаде, принадлежавшем в то время сельджукидам

Работа содержит 1 файл

Махмуд Кашгари.docx

— 17.24 Кб (Скачать)

Махмуд Кашгари

Махмуд Кашгари родился в 1029 году.

Будучи  родом из высших кругов караханидской знати, а, может быть, и прямым представителем самой династии, в силу ряда причин, возможно и политических преследований, посетил почти все области, населенные тюрками. В Багдаде, принадлежавшем в то время сельджукидам, у Кашгари созрел замысел книги в которой бы давалось объяснение многих сторон жизни тюркского народа, его менталитета, обычаев, географии расселения, а прежде всего языка. 
Знаменитая книга Махмуда Кашгари «Диван» представляет собой тюркскую энциклопедию в полном смысле этого слова. В ней собран и обобщен обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал.  
«Диван» Кашгари — памятник тюркской культуры, запечатлевший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятия тюркских народов в XI веке, впитавшие в себя все пред¬шествующее наследие предков. 
В книге наряду с древним зороастрийско-шаманистским миропредставлением запечатлены элементы новой идеологии — ислама, и такой его ветви как суфизм.

Будучи  младшим современником Юсуфа  Баласагуни, испытавшим его влияние в особенности во взглядах на роль и сущность языка, Кашгари ввел в изучение языков сравнительный метод и исторический подход, за¬ложив основы того, что ныне мы называем тюркологией.

Предшественником  Кашгари был уроженец Фараба Исхак ибн Ибрахим аль-Фараби (Джаухари), на чей труд «Диван аль-адаб фи» байан лугат аль- араб» («Собрание литературных произведений в изложении на языке арабов»), опирался и Бируни.  
Тюркские названия лекарственных средств у Бируни и у Кашгари одни и те же. У Махмуда наряду с прекрасным арабо-филологическим образованием просматривается и основательное знание всех областей средневековой мусульманской науки.

Нельзя  дать лучшей характеристики книге Махмуда Кашгари, воплотившей в себе весь его жизненный опыт и изыскания, чем его собственными словами. «Эту книгу,— пишет Махмуд,— я составил в алфавитном поряд¬ке, украшал ее пословицами, саджами (рифмованная проза), поговорками, стихами, рассказами) стихи воинственного содержания) и отрывками из прозы. Я облегчил трудное, разъяснил неясное и трудился годами... рассыпал в нем из читаемых ими (тюрками) стихов для того, чтобы ознакомить (читателей) с их опытом и знаниями, а также пословицы, которые они употребляют в качестве мудрых изречений в дни счастья и несчастья с тем, чтобы сказитель передавал их передатчику, а передатчик другим. Вместе с этими (словами) я собрал в книге упоминаемые предметы и известные (употребительные) слова и, таким образом, книга поднялась до высокого достоинства и достигла отличного превосходства».

«Словарь  тюркских наречий», посвященный халифу аль-Муктади, был составлен Махмудом Кашгари в 1072—74 годах. Здесь он представил основные жанры гюркоязычного фольклора — обрядовые и лирические песни, отрывки героического эпоса, исторические предания и легенды (о походе Александра Македонского в область тюрков — чигилей), более 400 пословиц, поговорок и устных изречений. 
Некоторое представление о взглядах Кашгари дают приводимые ниже отрывки из книги.

«Дни  времени торопят, истощают силы человека, ли шают мир мужей... Таков ведь его (времени) обычай кроме (этого) здесь — равный удел (всех). Если мир прицелясь, пускает стрелу, рассекаются вершины гор» «Мой сын, я оставляю тебе в наследство наставленш в добродетели. Найдя доброго мужа, следуй ему (букв, смотри на него)».

«Ночи (и), дни мира проходят (как) странники. То го, с кем пересекутся (их пути), они  лишают сил».

«Вещи (и) имущество человека — его враги... Собра] (скопив) богатство, думай, что (это) неизвергся поток во ды — словно валун, катит оно своего обладателя вниз.. Все мужи испортились из-за вещей. Увидев имуществе они кидаются (на него), словно гриф на добычу... Ош держат свое имущество, заперев (его), сами не пользу ются, плача от скупости, они собирают (копят) золоте Из-за имущества, не памятуя о боге, сыновей (своих) родственников они в самом деле душат». 
«Стремись к добродетели, (а) приобретя (ее), н будь гордым».

«Диван» («Словарь») Махмуда Кашгари — едина венный памятник тюркской диалектологии раннего не риода, дающий представление о фонетических и морфо логических явлениях и специфике диалектных форм «Словарь» содержит также тексты устно-поэтическог< творчества тюркских племен и народов Средней Азш Восточного Туркестана, Поволжья, Приуралья. Тру Махмуда Кашгари, написанный с применением научны методов арабской филологии, имеет и сегодня исключи тельную ценность для языковедов, фольклористов и лк тературоведов. Некоторое представление о взглядах Кашгари даю' приводимые ниже отрывки из книги.

«Дни  времени торопят, истощают силы человека, лишают мир мужей... Таков ведь его (времени) обычай кроме (этого) здесь — равный удел (всех). Если мир прицелясь, пускает стрелу, рассекаются вершины гор» «Мой сын, я оставляю тебе в наследство наставления в добродетели. Найдя доброго мужа, следуй ему (букв, смотри на него)».

«Ночи (и), дни мира проходят (как) странники. То го, с кем пересекутся (их пути), они  лишают сил».

«Вещи (и) имущество человека — его враги... Собрав (скопив) богатство, думай, что (это) неизвергся поток воды — словно валун, катит оно своего обладателя вниз.. Все мужи испортились из-за вещей. Увидев имуществе они кидаются (на него), словно гриф на добычу... Ош держат свое имущество, заперев (его), сами не пользуются, плача от скупости, они собирают (копят) золоте.

Из-за имущества, не памятуя о боге, сыновей (своих) родственников они в самом деле душат». 
«Стремись к добродетели, (а) приобретя (ее), не будь гордым».

«Диван» («Словарь») Махмуда Кашгари — единственный памятник тюркской диалектологии раннего периода, дающий представление о фонетических и морфо логических явлениях и специфике диалектных форм «Словарь» содержит также тексты устно-поэтического творчества тюркских племен и народов Средней Азии Восточного Туркестана, Поволжья, Приуралья.

Труд  Махмуда Кашгари, написанный с применением научных методов арабской филологии, имеет и сегодня исключительную ценность для языковедов, фольклористов и литературоведов.

Информация о работе Махмуд Кашгари