Лжедмитрий I

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:25, реферат

Описание работы

Смутное время было тяжелейшим периодом в истории России, продолжительностью с 1593-1613 г.г., тяжкие удары сыпались на нее со всех сторон: «…боярские распри и интриги, польская интервенция, неблагоприятные климатические условия, восстания, мятежи, едва не положили конец истории Русского государства…».1 В русской истории этим словом обозначают период между концом династии Рюриковичей и началом династии Романовых. О ”Смутном времени” по отношению к современности говорили после захвата власти большевиками в 1917г., когда был убит последний Романов. Термин этот появился в политическом словаре во второй половине 80-х гг. XX в., когда стала разваливаться советская империя. .До сих пор не существует однозначной оценки персонажей того времени и их действий.

Содержание

Оглавление:
I.Ведение 3
II. Предпосылки к началу Смутного времени. 5
III. Лжедмитрий I. Путь к престолу. 7
IV. Деятельность Лжедмитрия. 10
V. Причины появления самозванства. 13
Заключение. 16
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

I.doc

— 76.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Оглавление: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Ведение

 

Смутное время было тяжелейшим периодом в истории России, продолжительностью с 1593-1613 г.г., тяжкие удары сыпались на нее со всех сторон: «…боярские распри и интриги, польская интервенция, неблагоприятные климатические условия, восстания, мятежи, едва не положили конец истории Русского государства…».1 В русской истории этим словом обозначают период между концом династии Рюриковичей и началом династии Романовых. О ”Смутном времени” по отношению к современности говорили после захвата власти большевиками в 1917г., когда был убит последний Романов. Термин этот появился в политическом словаре во второй половине 80-х гг. XX в., когда стала разваливаться советская империя. .До сих пор не существует однозначной оценки персонажей того времени и их действий.  

     Цель   данной   работы – рассмотреть эпоху смутного времени деятельность самозванцев, оставивших наиболее яркий след в истории смутного времени. Попытаемся также разобраться в причинах их появления, чьи интересы представляли самозванцы,  и какова была реакция народа на их появление.

     На  основании поставленной выше цели, мы можем выделить следующие  Задачи:

         1. Рассмотреть исторические портреты самозванцев.

         2. Выявить причины самозванчества.

      Обзор литературы и источников: Среди большого количества литературы по данной теме, следует выделить наиболее значимый и важные для нас.

Известный советский и российский историк  Скрынников Р.Г вложил большой вклад в изучении Смутного времени, создав множество книг по теме Смуты. Научная работа Скрынникова «Россия «накануне смутного времени»» подробно и точно повествует о зарождении и предпосылках Смутного времени. Следующий научный труд Скрынникова «Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев» позволяет более точно раскрыть образ Лжедмитрия I.И еще одна не менее значимая работа Скрынникова – это работа «Россия в начале XVII в. «Смута»». В ней автор так же рассматривает эпоху Смутного времени.

II. Предпосылки к началу Смутного времени.

 

     Хоть  Смутное время и началось после  смерти Ивана Грозного, но предпосылки к началу смуты были еще во время его правления, централизаторская политика которого проводилась с крупными издержками. Усилия правительства по укреплению государства, по обеспечению безопасности границ осознавались в народе как необходимые. Народ был готов к самопожертвованию для общегосударственного строительства. Однако жестокая воля царя "отодвигала" его на задний план. Один из первых этапов Смутного времени начался  с династического кризиса, вызванного убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия.

     В 1584 г. Иван Грозный в возрасте 54 лет  умер. (см. прил. 1) Царь умирал в тяжелейших физических муках, но сильнее физических были муки душевные: 7 раз он женился, но достойного преемника у него не было, государство передать было некому. После смерти царя Ивана Грозного, у него осталось 2 сына: Федор от первой жены и Дмитрий, находившийся в Угличе. После Ивана Грозного русский престол занял его сын Федор (1584 - 1598 гг.). Царь Фёдор был физически нездоровым человеком, и всё время проводил в чтении церковных книг, молитвах и поездках по монастырям. С первых шагов он попал под влияние могущественных боярских кланов, которые вели между собой борьбу за первенство. Управление страной он доверил брату своей жены Борису Годунову. В 1591 году в Угличе умирает царевич Дмитрий. А через семь лет, в 1598 году скончался и царь Федор. Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей. Смерть бездетного царя Федора Ивановича позволила прийти к власти Борису Годунову ( 1598 - 1605 ), правившему энергично и мудро, но неспособному пресечь интриги недовольных бояр.

      Итак, основными причинами смуты 1593-1613 годов были сочетание нескольких факторов:

1. Династический  (Отсутствие претендента с твердыми  правами на престол).

2. Экономический  (Последствия Ливонской войны,  опричнина, большие людские).

3. Социальный (Мятежи, восстания, разбои) 

III. Лжедмитрий I.

 

Царевич Дмитрий  погиб при не выясненных до настоящего времени обстоятельствах — от ножевой раны в горло.(см. прил. 2)  Его мать обвинила в убийстве Дмитрия пребывавших в Угличе людей Бориса Годунова Данилу Битяговского и Никиту Качалова, которые немедленно были растерзаны толпой, поднявшейся по набату.

      Вскоре после гибели царевича в Углич явилась правительственная комиссия во главе с князем Василием Шуйским, которая после допроса многих десятков свидетелей пришла к выводу о несчастном случае: «…царевич якобы проколол себе горло ножом, играя в «тычку» (кидая нож в землю), когда с ним случился эпилептический припадок…» 2 Несмотря на это, в народе продолжали ходить упорные слухи о причастности к убийству Бориса Годунова и его посланцев, а также о том, что царевич чудесным образом спасся, что и послужило основой для появления в скором времени первого Лжедмитрия.

      «Самозванец пришел к власти на волне народных  восстаний. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в первые дни своего пребывания в Москве он продолжал видеть в восставшем народе союзника. Представители столичного населения были приглашены на соборный суд, чтобы нейтрализовать возможные выступления сторонников Шуйских. В высшем государственном органе — Боярской думе — Шуйские имели много сторонников, и самозванец опасался их происков.»3

Лжедмитрием I стал монах, дьяк Чудова монастыря (в московском Кремле), одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе Иове. Сын галичского дворянина Богдана Отрепьева, Григорий Отрепьев.(см.прил.3) Ряд исследователей высказывают предположение, что сам Отрепьев искренне уверовал в свое высокое происхождение и лицедействовал с внутренней убежденностью.

      Несмотря  на то что, Лжедмитрий стал полноценным правителем и имел поддержку ряда влиятельных магнатов, возможности самозванца были сильно ограничены. «Отрепьев не решался внести какие бы то ни было перемены в сложный и громоздкий механизм управления государством. По-прежнему высшим органом в государстве оставалась Боярская дума.»4 Тем не менее, человек смелый, с авантюристической жилкой, он в конце 1604 г. с небольшим отрядом, состоявшим из поляков-наемников, русских дворян-эмигрантов и присоединившихся позднее запорожских и донских казаков, пересек границы Московского государства. Первоначально успех сопутствовал ему - города один за другим открывали "царевичу" ворота. Здесь же он находил много сторонников: юго-западная окраина издавна служила местом сосредоточения социально-динамичных слоев русского общества, недовольных своим положением. Даже поражение в январе 1605 г. от царских воевод под Добрыничами не привело к падению самозванца. В разгар противоборства 13 апреля 1605 г. неожиданно скончался Борис Годунов. После его смерти чаша весов стала быстро склоняться в пользу самозванца, в котором оппозиция увидела силу, способную свалить ненавистную династию. Сын Бориса, Федор Борисович, не имел ни опыта, ни авторитета, чтобы удержать власть. В мае на сторону Лжедмитрия I перешли царские полки. Это решило исход борьбы. Федор и его мать были лишены жизни. 20 июня 1605 г. самозванец торжественно вступил в Москву.

Победа Отрепьева  на первый взгляд кажется фантастической. Поражены были сами современники: «Яко комар льва порази»5. Но успех самозванца объясним: «при остром недовольстве всех слоев общества побеждал скорее не он, а мечта о законном "добром государе".»6 С именем царевича связывались самые сокровенные надежды, которые должны были осуществиться по восшествии его на "прародительский" престол. «Экономическое положение страны при Лжедмитрий улучшилось. Воспоминания о голоде ушли в прошлое вместе с царствованием «несчастливого» царя Бориса. На рынках вновь появился дешевый хлеб. Но финансовая система по-прежнему отличалась неустойчивостью.»7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Деятельность  Лжедмитрия I.

 

      Новый царь оказался деятельным правителем. «Лжедмитрий сознавал, что России необходим единый кодекс законов. Его дьяки составили Сводный судебник, в основу которого был положен Судебник Ивана IV, включавший закон о крестьянском выходе в Юрьев день. В текст Сводного судебника попали указы царя Бориса о частичном восстановлении выхода в 1601 — 1602 годах, но в нём не было закона об отмене Юрьева дня, определившего судьбу крестьян. На основании подобных фактов В. И. Корецкий заключил, что Лжедмитрий готовился освободить крестьян от крепостной неволи. Однако надо иметь в виду, что при жизни самозванца дьяки успели лишь составить подборку законов, но так и не приступили к их согласованию и унификации, вследствие чего Сводный судебник не получил официального утверждения.»8

Самозванец не боялся преступать многие православные традиции и открыто демонстрировать  свою приверженность к польским обычаям. Это насторожило, а позднее и  настроило против него окружение. Но не поведение главная причина  падения Отрепьева. Сесть на престол оказалось легче, чем усидеть на нем. Едва самозванец свалил Годунова, как сам стал ненужным боярству. Очень скоро был составлен заговор, во главе которого стоял В. И. Шуйский.(см.прил.4) Но заговор провалился. Лжедмитрий, желая продемонстрировать свое милосердие, помиловал приговоренного к смерти Шуйского.

Сложным было внутреннее положение Отрепьева. Прежняя политика обещаний и лавирования исчерпала себя. Обильные пожалования, с помощью которых «царь Дмитрий Иванович» надеялся упрочить свое положение, имели свой предел. Следовало пополнить казну, а это должно было привести к ужесточению налогообложения, тогда как самозванец обещал его ослабление. Обращение же за финансовой помощью к церкви вызвало ропот духовенства, которое усмотрело в этом посягательство на свою собственность. Обманутым чувствовало себя крестьянство, мечтавшее о восстановлении выхода. Но сделать это значило столкнуться с дворянством. Лжедмитрий I оказался в заколдованном круге. Росло разочарование, которое испытывали все слои общества.

Гибель  Лжедмитрия I

В начале мая 1606 г. Состоялась свадьба Лжедмитрия с Мариной Мнишек.(см. прил.5) Свадебные торжества, проведенные по польскому образцу, неправославная царица, оскорбительное поведение наехавших в Москву польских магнатов и шляхтичей вызвали взрыв возмущения. Этим воспользовались заговорщики. 17 мая 1606 г. Против поляков вспыхнуло восстание. «…заговорщики ринулись в Кремль и убили самозванца. «Царь Дмитрий Иванович» был объявлен «ростригою», «еретиком», «польским свистуном».»9 «Московская царица» Марина Мнишек и ее гости разосланы по городам. 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. Лжедмитрий II. 

Сразу после гибели Лжедмитрия I 17 мая 1606г. начали распространяться слухи, будто вместо «Дмитрия» был убит другой человек, а сам царь спасся. В появлении нового самозванца были заинтересованы многие общественные силы, как связанные со старым, так и просто недовольные властью Василия Шуйского. Второй самозванец Смутного времени, принявший имя сына  Грозного, Дмитрия стал Матвей Веревкин (см.прил.5) родом из Северской стороны, но существуют и другие мнения. Некоторые даже утверждали, что он сын князя Курбского, но все же наиболее распространена версия, что Лжедмитрий II был сыном еврея из города Шклова «Евреи входили в свиту самозванца и пострадали при его низложении. По некоторым сообщениям… Лжедмитрий II был выкрестом из евреев и служил в свите Лжедмитрия I»10.С появлением Лжедмитрия II страна разделилась на два лагеря. Одни были за царя Василия, другие — за нового претендента на престол, который расположился далеко от Москвы, в Тушино. Города переходили из рук самозванца, прозванного «Тушинским вором», в руки царя Василия Шуйского и наоборот. Переходы городов из рук в руки происходили как мирным путем, так и в ходе военных сражений. Лжедмитрий II собрал свое войско, «общая численность войска Лжедмитрия II, по данным полученным в Речи Посполитой, в декабре 1607г., достигла 10 тыс. человек. Нетрудно заметить, что русские повстанцы играли в нем важную роль.»11 и с помощью этого войска совершались походы на города, такие как Тула, Брянск. Решающее событие между войсками Лжедмитрия II и Шуйского произошло 30 апреля 1608 г.. Это была битва под Блоховом, в которой «лже-царь» разбил войско Шуйского (возглавлявшееся братьями царя, Дмитрием и Иваном), и в начале июня подступил к Москве. 25 июня стычка отрядов Самозванца и царских ратей произошла на Ходынке, повстанцы выиграли бой, однако Москву взять не удалось. Зимой 1608—1609 гг. тушинский лагерь превратился в настоящий укрепленный город с царским дворцом. Сюда приходят все новые отряды из Польши, которые, формально подчиняясь самозванцу, занимались грабежом местного населения. Вскоре в Тушинском лагере оказалась Марина Мнишек признавшая в новом самозванце своего покойного мужа Лжедмитрия I. В лагерь стали поодиночке и целыми группами вливаться московские служилые люди, а также отдельные представители боярских родов, недовольные Василием Шуйским, — Трубецкие, Романовы и др. В Тушине образовался свой царский двор, боярская дума. Фактическая же власть в Тушинском лагере принадлежала «комиссии децемвиров», состоявшей из 10 польских шляхтичей. Римско-католическая церковь внимательно следила за тем, что происходило в России, в надежде использовать Лжедмитрия II для своих целей. Боярско-дворянская группа в Тушинском лагере численно увеличивалась. Политика властей Тушинскою лагеря и действия польских отрядов показали трудовому населению подлинное лицо тушинскою «царика», который являлся игрушкой в руках польской знати и части московских бояр, связавшей свою судьбу с интервентами.

Информация о работе Лжедмитрий I