Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:17, доклад
Трудовую деятельность начал рано. Работал подручным кузнеца, учеником слесаря, мотористом, помощником шофера.Когда прозвучал призыв «Комсомолец, на самолет!», он откликнулся одним из первых. Из 170 парней, прибывших в Ростов, комиссию прошли только пятеро, в том числе и Анатолий. Эту группу направили в Ленинградскую военно-теоретическую школу («Тёрку»). Затем их откомандировали в Севастопольскую школу морских летчиков. Среди учителей Ляпидевского были В.С.Молоков и С.А.Леваневский. Через пять лет они встретятся на Чукотке, спасая экипаж «Челюскина».После получения в 1929 году звания морского летчика Анатолий Васильевич год прослужил в Ленинграде, а потом был переведен инструктором в Ейскую школу морских летчиков.
Ляпидевский Анатолий Васильевич (Звезда Героя № 1)
Родился 10 марта 1908 года в станице Белоглинской Екатеринославской губернии – ныне село Белая Глина Краснодарского края – в семье сельского учителя.
Трудовую деятельность начал рано. Работал подручным кузнеца, учеником слесаря, мотористом, помощником шофера.Когда прозвучал призыв «Комсомолец, на самолет!», он откликнулся одним из первых. Из 170 парней, прибывших в Ростов, комиссию прошли только пятеро, в том числе и Анатолий. Эту группу направили в Ленинградскую военно-теоретическую школу («Тёрку»). Затем их откомандировали в Севастопольскую школу морских летчиков. Среди учителей Ляпидевского были В.С.Молоков и С.А.Леваневский. Через пять лет они встретятся на Чукотке, спасая экипаж «Челюскина».После получения в 1929 году звания морского летчика Анатолий Васильевич год прослужил в Ленинграде, а потом был переведен инструктором в Ейскую школу морских летчиков. В марте 1933 года он демобилизовался и поступил в Управление ГВС. Его сразу же направили на линию Хабаровск-Сахалин, открытую год назад М.Водопьяновым. Работы было много. За месяц выходило до 15 полетов с пассажирами и почтой в Александровск, на Охтинские нефтепромыслы. За время работы на Сахалинской воздушной линии у молодого летчика не было ни аварий, ни особых приключений.
Однако, вскоре Ляпидевского увлекли рассказы бывалых летчиков, прошедших Арктику. Один из его товарищей, Куканов, собирался зимовать на мысе Северном. В составе экипажа Леваневского он улетел летом 1933 года из Хабаровска в Анадырь, приняв участие в открытии этой линии. От Куканова Анатолий Васильевич узнал, что начальник Полярной авиации М.И.Шевелев ищет не боящихся трудностей и риска людей из числа морских летчиков.Ляпидевский написал письмо Шевелеву и в октябре 1933 года получил ответную радиограмму с предложением выехать во Владивосток для выполнения Правительственного задания. Речь шла о вывозе двумя самолетами «АНТ- 4» людей с пароходов «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт», застрявших во льдах у побережья Чукотки.Начальником воздушной экспедиции был назначен штурман Петров, командиром звена – летчик Е.М.Конкин, а Ляпидевский – командиром одного из самолетов. Из-за сильных штормов путь до Чукотки на пароходах «Сергей Киров» и «Смоленск» занял 10 суток. За это время аварийные суда освободились из ледового плена и самостоятельно дошли до бухты Проведения. Зато застрял во льдах пароход «Челюскин»… На спасение его экипажа и переключили воздушную экспедицию.
Экипажи самолетов предприняли в декабре 1933 года несколько попыток перелететь в Уэлен, но каждый раз возвращались из-за неисправностей моторов. К тому времени наступила полярная ночь, температура упала ниже 30-ти градусов. Светового дня не хватало, чтобы прогреть и запустить оба мотора, механики не знали условий работы на Севере… Но неудачи закалили их волю и обогатили недостающим опытом! В результате – 20 декабря самолету Ляпидевского удалось перелететь в Уэлен, вторая машина осталась в бухте Проведения.
Первые попытки добраться из Уэлена до ледового «лагеря Шмидта» оказались неудачными. Во втором полете Анатолий Васильевич сильно обморозил лицо и руки в открытой машине. Поскольку закончился сжатый воздух для запуска моторов, он выехал на собаках в бухту Проведения. Переезд занял неделю, в течение которой пилот совсем разболелся. Тем не менее, сразу же погрузил на самолет Конкина баллоны со сжатым воздухом и продукты. Однако, взлететь удалось только 6 февраля 1934 года, когда прекратилась затяжная метель. Следующая отсидка произошла в заливе Лаврентия, где экипаж узнал о гибели «Челюскина». Начались бесконечные полеты вдоль побережья в поисках ледового лагеря. Изо дня в день самолет барражировал над Чукотским морем переменными курсами, но ничего не мог обнаружить в
призрачной дымке. За 20 дней выполнили 28 пустых полетов… Это и понятно, ведь льдина с лагерем всё время дрейфовала, координаты ежедневно менялись, а определить их без солнца было невозможно!Добраться до «челюскинцев» удалось только 5 марта. В этот день впервые установилась прекрасная погода. Ляпидевский сел на льдину точно и сразу же отрулил к месту предстоящего старта. Не выключая моторов, выгрузили доставленные инструменты (лопаты, ломы и кирки) для строительства полосы, аккумуляторы для радиостанции и оленину для питания. Тут же стали загружать в самолет первых пассажиров – женщин и двух малышек. Сажали их в фюзеляж впритирку друг к другу.Пробыв в лагере около двух часов, Ляпидевский на перегруженной машине вылетел в обратный путь и через 2,5 часа благополучно приземлился в Уэлене. Здесь пассажирок извлекли из кабины и на руках понесли к зданию райисполкома, где для них приготовили уютное жилье и горячий ужин.К сожалению, первый рейс Ляпидевского в лагерь «челюскинцев» оказался и последним. Замела пурга и только через неделю экипаж смог вылететь в Ванкарем, куда перевели базу спасательной экспедиции. Над горлом Колючинской губы вдруг забарахлил мотор и машина тяжело завалилась на одну сторону. Пилот пошел на посадку во льдах. Подпрыгнув несколько раз на буграх, самолет остановился…
Осмотр показал, что лопнул коленвал левого мотора и подмоторная рама, погнулось правое шасси. Техника не выдержала длительной эксплуатации при 40-градусных морозах…Устроившись в чукотских ярангах, расположенных в 6 км от места аварии, экипаж приступил к полевому ремонту! Ляпидевскому и второму пилоту Конкину ввиду отсутствия радиостанции пришлось добираться 300 км до Уэлена на собаках. На их удачу, туда в это время прилетел с Аляски М.Т.Слепнев, который подбросил пилотов и новый мотор в Ванкарем. Оттуда на собаках их перевезли к месту аварии.Из подсобных средств у экипажа имелись домкрат, две пустые бочки и два плавниковых бревна. Ежедневно приходилось брести по глубокому снегу от яранг к самолету, а вечером обратно. На это уходило 2 часа. Питались мороженым моржовым мясом. Тем не менее, 24 апреля 1934 года экипаж опробовал установленный мотор и перелетел в Уэлен! Только здесь летчики узнали, что спасенная экспедиция успешно завершилась 10 дней назад, их командир стал Первым Героем Советского Союза!!! Остальные члены экипажа – кавалерами орденов Ленина.
«Великое Колючинское сидение» во льдах продолжительностью 42 дня рядом с поломанным самолетом определило дальнейшую судьбу Анатолия Васильевича. Он хорошо понял, как важны для авиации надежные моторы, навигационные приборы и устойчивая связь. Ляпидевский с удовольствием принял предложение поступить на инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. По его окончании был направлен в Наркомат авиапромышленности, где стал работать заместителем начальника Главной инспекции, а затем – директором завода № 156. Осенью 1941 года Ляпидевскому поручили эвакуацию московских авиазаводов в тыл страны. После этого он возглавил опытную группу по испытанию на Калининском фронте нового пикирующего бомбардировщика «Ту-2». Был заместителем командующего ВВС 19-й армии. После войны работал главным инспектором Госконтроля СССР, заместителем министра авиапромышленности, заместителем Главного инженера опытного завода.
В 1961 году, на волне
общего сокращения Армии,
А.В.Ляпидевский был награжден 11-ю отечественными орденами. Избирался членом ЦИКа СССР в 1935-1937 гг., депутатом Верховного Совета СССР в 1937–1946 гг. Два десятилетия выполнял обязанности депутата Моссовета, был председателем секции автотуризма Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Участвовал в составлении сборника «Как мы спасали челюскинцев» (М, 1934 г.), написал книги – «5 марта» (М, 1935 г.), «Челюскинцы» (М, 1976 г.).
Информация о работе Ляпидевский Анатолий Васильевич (Звезда Героя № 1)