Ломоносов и Арктика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:14, доклад

Описание работы

В течение многих лет ученого-помора интересовала проблема освоения Северного морского пути. Образ «Колумба российского» он воспел в своих поэтических произведениях. Во многих научных сочинениях: «Рассуждение о большой точности морского пути», «О слоях земных», «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях» и др.— ученый касается вопросов географии северных полярных морей.

Работа содержит 1 файл

Ломоносов и Арктика.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Освоение  Севера 

В течение многих лет ученого-помора интересовала проблема освоения Северного морского пути. Образ «Колумба российского» он воспел в своих поэтических произведениях. Во многих научных сочинениях: «Рассуждение о большой точности морского пути», «О слоях земных», «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях» и др.— ученый касается вопросов географии северных полярных морей. 

Свои теоретические  исследования в области географии  Ломоносов применил в разработке плана полярной экспедиции. 

Опираясь на собственные  труды, Ломоносов доказывает возможность  освоения Северного морского пути. В сочинении «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» он, дав обзор прежних поисков морского пути вдоль североамериканского архипелага и « Сибирским океаном», признал последний путь вполне осуществимым. Здесь же ученый раскрыл практическую пользу этого предприятия: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке». 

В марте 1764 г. правительство  Екатерины II, понимая важность проекта  Ломоносова для экономического и  политического развития страны, поручило Адмиралтейской коллегии организовать поиск пути по маршруту, предложенному ученым. Начальником экспедиции был назначен командор В. Я. Чичагов. Ломоносов взял на себя снабжение экспедиции необходимыми приборами и инструментами, составил для участников — морских офицеров инструкцию, которая содержала много полезных указаний и советов, вдохновляла их на подвиг во имя Родины. 

М. В. Ломоносову не суждено  было узнать о результатах этого  большого мероприятия по освоению Северного  морского пути. Выход экспедиции Чичагова в море состоялся в конце 1765 г., когда Ломоносова уже не было в живых. Дважды — в 1765 и 1766 гг.— совершались экспедиции, но достичь высоких арктических широт, где, по предположению ученого, должны были находиться пространства, свободные от тяжелых льдов, не удалось. Только советскими полярниками Северный морской путь был освоен и превращен в постоянно действующую магистраль. Работы Ломоносова явились важной вехой в истории исследования и освоения этой водной магистрали. Ряд смелых мыслей русского ученого нашел свое подтверждение через два столетия. В 1762 г. Ломоносов предсказал наличие в центре Арктического бассейна островов, влияющих на направление морских течений. В результате многолетних работ советскими учеными был обнаружен и исследован подводный хребет, поднимающийся со дна океана на 2,5—3 км примерно на том месте, где указал Ломоносов. В 1948 г. этот хребет был назван именем М. В. Ломоносова. 

М. В. Ломоносову принадлежит  немало оригинальных трудов по географии. Лежащая в основе его материалистического  мировоззрения идея о всеобщей изменяемости природы нашла свое отражение и в географических исследованиях. 

Много интересных и  важных мыслей в области географической науки высказал Ломоносов в исследовании «О слоях земных». Основываясь на идее всеобщей изменяемости природы, русский ученый пришел к выводу, что климат Земли меняется в процессе ее развития. И объяснял это влиянием ряда причин, в их числе — изменением наклона оси земного шара к плоскости эклиптики. 

В апреле 1760 г. Ломоносов  был избран почетным членом Шведской академии наук. Вместе с благодарственным письмом в связи с его избранием он направил в Шведскую академию наук свое исследование «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях», в котором дал описание и генетическую классификацию полярных льдов, верно объяснил происхождение плавающих ледяных гор (падунов, или айсбергов) из глетчеров, спускающихся в море, рассмотрел главные вопросы изучения циркуляции вод океана в связи с движением льдов, привел данные о приливах в наших северных морях, отметил взаимные соответствия в расположении и очертаниях материков и океанов Земли, попытался подсчитать массу льда в различных частях тогда еще совершенно неизведанного северного полярного бассейна. До сих пор не потеряли научного значения классификация и характеристика типов полярных льдов, данные Ломоносовым. Подтвердилось и его предположение о существовании материка у Южного полюса. В первой четверти XIX в. русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли и исследовали Антарктику. 
 
 
 

        

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Ломоносов и путешествия Чичагова  

Во второй половине XVIII века попытка проникнуть вглубь Северного Ледовитого океана, достичь  полюса и пройти в Тихий океан  была предпринята русскими мореплавателями.

Экспедиция была организована по инициативе великого русского ученого Михайло Ломоносова, который, основываясь на замечательном опыте русских поморов, пришел к выводу о возможности плавания Северным морским путем.

Северному мореплаванию посвящено его сочинение "Краткое  описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию".

В главе третьей  этого сочинения, называемой "О  возможности мореплавания Сибирским  океаном в Ост-Индию, признаваемом по натуральным обстоятельствам", Ломоносов писал: "Итак, по всему  видно, и на самой высочайшей степени вероятности поставлено, что, считая отсюда, за полюсом есть великое море, которым вода Северного океана обращается по силе общего закона около полюса от востока к западу...".

На основании целого ряда приводимых им фактов он считал, что "в отдалении от берегов Сибирских на пять и на семь сот верст Сибирской океан в летние месяцы от таких льдов свободен, кои бы препятствовали    корабельному ходу...".

14 мая 1764 года был  издан правительственный указ  об экспедиции, который гласил: "Для пользы мореплавания и купечества на восток, наших верных подданных, за благо избрали мы учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку и далее". Организация экспедиции держалась "в глубочайшей тайне, даже и от Сената до времени"; было предписано официально называть ее "Экспедицией о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов".

Перед экспедицией  была поставлена такая широкая программа  научных исследований, какой .не имела  ни одна из предшествующих ей полярных экспедиций. Она должна была производить метеорологические и гидрологические наблюдения, наблюдения над льдами, измерять глубины моря и температуру, определять склонение компаса, брать пробы воды на химический анализ, изучать животный и растительный мир, собирать образцы минералов, производить этнографические наблюдения, если придется встретиться с людьми, описывая их вид, нравы, быт, платье, жилище и пищу. В специальной инструкции предписывалось вести астрономические наблюдения, обращать внимание на приливо-отливные явления, течения, изменение характера вод и берегов и на движение льдов.

Таким образом, М.В. Ломоносов  первый выдвинул широкую и разностороннюю программу изучения арктической  природы.

Начальником главной  экспедиции и капитаном флагманского судна был назначен капитан В.Я. Чичагов; двумя другими судами командовали капитан И. Панов и капитан В. Бабаев. Все суда строились в городе Коле, в глубине Кольского залива.

9 мая 1765 года все  три судна покинули Кольский  залив. 23 июля они находились на  широте 86° 26'. Встречая всюду непроходимые льды и чувствуя, что время уже клонится к осени, Чичагов, посоветовавшись с командирами других судов, решил отправиться обратно и уже 20 августа прибыл в Архангельск. Таким образом, плавание Чичагова успеха не имело.

Поспешное возвращение  экспедиции вызвало недовольство Адмиралтейств-коллегий; изучив все журналы Чичагова, она  пришла к заключению, что "капитан  Чичагов стремился только простирать путь к северу, не подумал, что ежели  бы он пошел от Кломбайской губы к западу, то мог бы, может быть, легко плыть около северных берегов Гренландии". Главное же обвинение состояло в том, что начальник экспедиции весьма рано и без основательной причины вздумал возвратиться назад. 19 мая 1766 года суда Чичагова вновь вышли из Колы. 16 июня к западу от Шпицбергена они встретили сильный северный ветер и укрылись в Кломбае. 29 июня Чичагов снова продолжал путь и 16 июля подошел к северной оконечности Шпицбергена, под 79° 50' с. ш. 18 июля корабли эскадры Чичагова находились на широте 80° 30' (т. е. на 13 км севернее, чем Генри Гудсон в 1607 году), где они встретили тяжелые непроходимые льды. Чичагов принужден был повернуть обратно и 10 сентября прибыл в Архангельск.

Последующие плавания в этих районах и попытки достигнуть Северного полюса со стороны Шпицбергена вполне подтвердили заключение Чичагова о невозможности достигнуть цели таким путем. В своей объяснительной записке он ПОД робно изложил причины своей неудачи и описал условия плавания.

В конце сентября 1766 года Адмиралтейство изучило отчеты и рапорт В. Чичагова о его втором плавании и решила экспедицию ликвидировать, причем, положительно оценивая труды экспедиции, постановила наградить всех ее участников.

Поход Чичагова окончился  безрезультатно, ибо маршрут его  строился на ошибочном предположении о наличии разреженных льдов в центральной части Северного Ледовитого океана.

Во время пребывания на Шпицбергене были обследованы  удобные якорные стоянки, бухты, большая часть которых была нанесена на карту.

Следует отметить, что  это вообще была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете и предвидении. Поэтому первая, хотя и неудачная попытка русских мореплавателей проникнуть в центральную область Арктики, предпринятая по инициативе М.В. Ломоносова, занимает значительное место в истории полярных путешествий.

Труд М.В. Ломоносова "Краткое описание разных путешествий  по северным морям и показание  возможного проходу Сибирским океаном  в Восточную Индию" и в настоящее  время представляет собой большую  ценность не только потому, что он был первой попыткой обстоятельного анализа и обобщения экспедиционных наблюдений, но также и вследствие того, что в нем великий русский ученый изложил ряд блестящих мыслей, гипотез и выводов.

Ломоносов первый указал на теплообмен между морем и воздухом через лед и заметил, что Северный Ледовитый океан, несмотря на ледяной покров, зимой умеряет климат.

Задолго до Ф. Нансена  Ломоносов дал первую правильную схему движения водных масс и льда в Северном Ледовитом океане, указав, что течение здесь должно быть направлено с востока на запад. Действительно, дрейф остатков экспедиции Де Лонга на "Жаннетте", дрейфы "Фрама", "Мод", "Г. Седова", советских дрейфующих станций и специальных ледовых буев, выброшенных на лед в различных участках Арктики, служат ярким доказательством правильности выводов Ломоносова.

Ломоносов предсказал существование постоянного течения, направленного вдоль западного  побережья Шпицбергена на север, и на основе этого первый пришел к правильному заключению, что  к северу от этого архипелага находится море. Это было доказано только много лет спустя.

Еще одно его открытие. Изучая процесс образования морского льда в "Сибирском океане", Ломоносов  установил, что температура замерзания морской воды зависит от ее солености.

М.В. Ломоносов правильно  предвидел существование в центральной части Северного Ледовитого океана поднятия дна, что блестяще подтвердилось наблюдениями советских высокоширотных экспедиций в 1948-1954 годах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Труд  М.В. Ломоносова 

Труд М.В. Ломоносова "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию" и в настоящее время представляет собой большую ценность не только потому, что он был первой попыткой обстоятельного анализа и обобщения экспедиционных наблюдений, но также и вследствие того, что в нем великий русский ученый изложил ряд блестящих мыслей, гипотез и выводов.  

Ломоносов первый указал на теплообмен между морем и воздухом через лед и заметил, что Северный Ледовитый океан, несмотря на ледяной  покров, зимой умеряет климат.   
     Задолго до Ф. Нансена Ломоносов дал первую правильную схему движения водных масс и льда в Северном Ледовитом океане, указав, что течение здесь должно быть направлено с востока на запад. Действительно, дрейф остатков экспедиции Де Лонга на "Жаннетте", дрейфы "Фрама", "Мод", "Г. Седова", советских дрейфующих станций и специальных ледовых буев, выброшенных на лед в различных участках Арктики, служат ярким доказательством правильности выводов Ломоносова.  
          
     Ломоносов предсказал существование постоянного течения, направленного вдоль западного побережья Шпицбергена на север, и на основе этого первый пришел к правильному заключению, что к северу от этого архипелага находится море. Это было доказано только много лет спустя.  
        
     Еще одно его открытие. Изучая процесс образования морского льда в "Сибирском океане", Ломоносов установил, что температура замерзания морской воды зависит от ее солености.  
       
     М.В. Ломоносов правильно предвидел существование в центральной части Северного Ледовитого океана поднятия дна, что блестяще подтвердилось наблюдениями советских высокоширотных экспедиций в 1948-1954 годах.

Наконец, нельзя не сказать  о вкладе нашего великого ученого  М. В. Ломоносова в изучение русской  Арктики. Так, в историю открытия Северного морского пути вошла записка Ломоносова, поданная им 20 сентября 1763 г. под заголовком «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможному проходу Сибирским океаном в восточную Индию». Кроме того, в результате настояний Ломоносова в 1763—1764 гг. решено было снарядить экспедицию Чичагова для прохода Северным океаном в Камчатку. Деятельность ученого отображена на многих почтовых марках СССР, ему посвящались и специальные штемпеля. Одним из наиболее подходящих знаков почтовой оплаты для включения в полярную коллекцию следовало бы считать марку № 2641 из серии 1961 г., отметившей 250-летие со дня рождения. На ней воспроизведен портрет Ломоносова по картине Л. Миропольского рядом с изображением

Информация о работе Ломоносов и Арктика