Лютеранство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:43, реферат

Описание работы

Центром Реформации стала Германия, которая была раздроблена на множество мелких государств, часто враждовавших между собой. Германия в большей степени, чем другие страны Европы, страдала от произвола князей церкви и поборов в пользу папы. Многие архиепископы и епископы были независимыми князьями, крупными землевладельцами, собственниками ремесленных мастерских, чеканили свою монету и имели войска. Священнослужители больше заботились об улучшении собственного земного существования, а не о спасении душ верующих. Князья и горожане были возмущены тем, что католическая церковь выкачивает деньги из страны. Рыцари с Завистью смотрели на церковные богатства. Люди малого достатка страдали от церковной десятины, дорогостоящих церковных обрядов

Содержание

Условия выдвижения Германии в авангард Реформации.
Влияние учения Мартина Лютера на развитие Реформации в Германии.
Лютеранская церковь.

Работа содержит 1 файл

реферат лютеранство.doc

— 54.50 Кб (Скачать)
 
 

  Реферат

по истории  протестантизма в России  

на тему: 

  «Лютеранство» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  План: 

  1. Условия выдвижения Германии в авангард Реформации.
  2. Влияние учения Мартина Лютера на развитие Реформации в Германии.
  3. Лютеранская церковь.

 

Начало реформации и ее дальнейшее развитие в Германии.

  1.Условия выдвижения Германии в авангард Реформации.

  Центром Реформации стала Германия, которая  была раздроблена на множество мелких государств, часто враждовавших между  собой. Германия в большей степени, чем другие страны Европы, страдала от произвола князей церкви и поборов в пользу папы. Многие архиепископы и епископы были независимыми князьями, крупными землевладельцами, собственниками ремесленных мастерских, чеканили свою монету и имели войска. Священнослужители больше заботились об улучшении собственного земного существования, а не о спасении душ верующих. Князья и горожане были возмущены тем, что католическая церковь выкачивает деньги из страны. Рыцари с Завистью смотрели на церковные богатства. Люди малого достатка страдали от церковной десятины, дорогостоящих церковных обрядов.1

  Особое  возмущение вызвала продажа индульгенций – папских грамот об отпущении грехов. Папе Льву X потребовалось много денег на строительство базилики собора Святого Петра в Риме, одного из великолепных памятников эпохи Возрождения. В 1514 году он объявил о всеобщем прощении грехов и выпустил большое количество индульгенций. Папу поддержал архиепископ Бранденбургский, известный так же как покровитель деятелей искусства. Для торговли индульгенциями он нанял доминиканского монаха Тетцеля.

    Выполняя волю церковных властей,  Тетцель обещал освобождение  от наказания за самые тяжкие  из грехов, если только грешник  купит индульгенцию. За 7 золотых  монет церковь прощала убийство, за 9 –осквернение святынь, за 10 – убийство родителей. При продаже индульгенций перестали требовать обязательного раскаяния и исповеди. Это толкало верующих на совершение новых грехов: ведь их с такой легкостью отпускали!2

  В XVI веке торговля индульгенциями в католических странах, в том числе и в Германии, приняла совсем уж бесстыдный характер. Их продавали на каждом углу, особенно активно занимались этим монахи. Всюду, где было скопление народа – на рынках, на ярмарках в церквях. Предлагали они купить индульгенцию, заполнить её «на своё имя и обрести спасение души».3

  Таким образом, в начале XVI века возмущение католическим духовенством и папой римским охватило широкие слои населения Германии. За Реформацию католической церкви выступали: значительная часть князей, широкие слои горожан, крестьянство.

  Зарождению  Реформации в Германии также способствовало ее особое положение среди других стран, выражавшееся в раздробленности  страны на отдельные самостоятельные  княжества и нахождение во главе  некоторых из них духовных владык, отсутствии сильной императорской власти, способной защитить своих подданных, как, например, во Франции. 

  2. Влияние учения Мартина Лютера на развитие Реформации в Германии.

  На  развитие Реформации в Германии и  в целом в Европе повлияло учение Мартина Лютера.

  В 1517 г. монах Тетцель начал продавать индульгенции недалеко от немецкого города Виттенберга. Он уверял, что покаяние не является необходимым для купивших индульгенцию и вызвал возмущение такой бесстыжей торговлей. 31 октября 1517 года профессор богословия Виттенбергского университета монах Мартин Лютер прибил к дверям университетской церкви своё обращение к верующим – «95 тезисов», направленных против продажи индульгенций. «Тезисы» сводились к следующему:

  - нельзя отпускать грехи  без  покаяния, а покаяние требует  внутреннего перерождения человека;

  - раскаявшийся получает прощение  по милости Божьей, деньги и  индульгенции тут ни при чём;

  - лучше совершить доброе дело, чем откупиться;

  - главное богатство церкви –  не «копилка» добрых дел, а  Священное Писание.

  Через месяц о «Тезисах» Лютера знала вся Германия, а вскоре узнали папа римский и христиане других стран. День 31 октября 1517 года считается началом Реформации.4

  Мартин  Лютер (1483-1546) родился в семье крестьянина, ставшего шахтовладельцем. Как ни бедствовала вначале семья, отец мечтал дать сыну хорошее образование. Родители воспитывали мальчика очень суровыми методами. Он рос набожным ребёнком, постоянно думая о том, сколько добрых дел ему нужно совершить, чтобы умилостивить Господа.5

  В 18 лет Лютер поступил в Эрфуртский университет. После окончания университета Лютер, к величайшему удивлению многих знакомых, ушёл в монастырь. Ему казалось, что толстые монастырские стены уберегут его от греха и помогут спасению души. Монашеский орден послал Лютера преподавать в университет. Вскоре он стал одним из самых учёных богословов Германии.6

  После долгих размышлений Лютер пришёл к выводу, что ни прежняя церковь, ни папы, ни монастыри не нужны! Не нужен  посредник между человеком и  Богом! Именно в этом заключался смысл  той реформы церкви, которую предложил Лютер. События, связанные с разрушением старой, католической церкви и созданием новых церквей в Европе, называют Реформацией, а её сторонников – протестантами.7

  Папа  Лев X первоначально не придал Значения событиям в Виттенберге. Однако идеи Лютера встретили широкую поддержку в Германии, где росло число недовольных действиями высшего духовенства и папы. Центрами Реформации становятся города, расположенные в них университеты.8

  Действиями  Лютера был нанесён сильнейший удар по авторитету и источникам доходов католической церкви. В острой полемике инквизиция угрожала Лютеру физическим уничтожением.9

  В июле 1520 года папа отлучил Лютера от церкви и лишил его сана священнослужителя. Но Лютер в присутствии студентов  Виттенбергского университета публично сжёг папскую грамоту и объявил об отлучении самого папы.10

  Император Карл V, мечтавший создать мировую христианскую католическую державу, Реформацию встретил враждебно и встал на сторону папы. В 1521 году Лютер был вызван на императорский суд – съезд князей церкви в городе Вормсе.

  Друзья  Лютера, беспокоясь за его жизнь, предложили ему не ехать в Вормс. «Ожидайте от меня всего, но только не побега и не отречения. Я не убегу и не отречусь от своего учения, которое буду признавать до последнего дня» – так ответил своим сторонникам этот мужественный человек. И продолжил: «Если бы на дороге к Вормсу, стояли костры и их огонь доходил до неба и если бы в Вормсе было, столько чертей, сколько черепиц на крышах домов, то я и тогда бы поехал…»

  По  дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные  встречи, собирались  толпы народа и он читал им проповеди.

  Звёздным  часом для него стал Вормский сейм. Толпы народа запрудили улицы  и площади средневекового города, солдаты силой расталкивали толпящийся народ, чтобы продолжить Лютеру путь к ратуше, где происходило Заседание.11

  Император потребовал от Лютера отречься от своего учения, но он отказался подчиняться папе и одобрить продажу индульгенций. Обращаясь к собранию, Лютер произнёс свои знаменитые слова: «Так как я убежден приведенными мной текстами Священного Писания и совесть моя во власти слова Божия, то я не могу и не хочу отречься, ибо нехорошо поступать против совести. На том стою и не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». Во время его речи из зала доносились возгласы одобрения.12

  Император своим эдиктом объявил Лютера еретиком, подлежащим аресту, и запретил распространение его учения. Лютер на съезде отверг обвинения и нашел поддержку у крупных князей. Значительная часть верующих в Германии также поддерживали учение Лютера. Они были едины в стремлении избавления от духовного гнета и поборов церкви, в секуляризации её земель и других богатств.13

  После суда многие думали, что Лютера ждет судьба Яна Гуса. Но саксонский князь  Фридрих помог ему бежать, укрыл  в одном из своих Замков, где  Лютер жил под именем рыцаря Георга и переводил на немецкий язык Библию и другие религиозные тексты. Пока Лютер жил в замке, в Виттенберге и других землях началось ниспровержение католицизма.

  Реформация  началась. По дорогам Германии передвигались  бродячие проповедники, призывая народ  сбросить власть не только пап римских, но и светских князей.

  Лютер не мог принять этих призывов. Он резко выступил против своих вчерашних  сторонников и призвал князей установить над церковью свою  власть.14 

  3. Лютеранская церковь.

  Мартин  Лютер утверждал, что церковь  и духовенство не выполняют роли посредника между человеком и Богом. Это вовсе не означает, что церковь не нужна, она просто должна быть другой.15

  Сторонников и последователей учения Лютера стали  называть лютеранами, а созданную  им церковь – лютеранской. Она  отличалась от католической церкви тем, что:

  Во-первых, церковь по Лютеру, была наставницей людей в религиозной жизни;

  во-вторых, Лютер считал, что крещение приобщает всех к церкви, а значит, и к священству. Поэтому священнослужители не должны отличаться от мирян (рядовых верующих) особыми качествами. Священнослужитель – это  только должность, на которую можно избрать любого члена религиозной общины. Отменялось и монашество. Монахам было разрешено уходить из монастырей, создавать семьи и заниматься различной деятельностью;

  в-третьих, у церкви не должно быть земель и имущества кроме того, что используется в богослужении. Земли у монастырей были изъяты, сами монастыри и монашеские ордена упразднены;

  в-четвертых, во главе лютеранской церкви стояли правители – князья, их подданные становились лютеранами, богослужение велось на родном языке;

  в-пятых, культ и обряды стали намного проще и дешевле, чем раньше. Из церкви убирали иконы, мощи святых, статуи.16

  Если  «добрые дела» у католиков  служат цели всеобщего спасения, а  праведники помогают в этом грешникам, то у лютеран вера могла быть только личной. Поэтому спасение верующего становилось теперь его индивидуальным делом. Посредником между человеком и Богом провозглашалось Священное писание, через которое верующий открывал для себя божественные истины.17

  Такое учение вполне отражало и интересы князей. Под лозунгом церковной реформы  стал происходить захват монастырских земель.

  В 1529 году Карл V запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово «протестант». Реформаторов церкви стали называть протестантами.18

 

Список  литературы

  1. Жарова Л.Н. и др. Новая история. ч.1. Москва. 1997.
  2. Кривогуз И.М. Новая история стран Европы и Америки. Москва. 2004.
  3. Оскар Егер Новая история. Москва. 2002.
  4. Юдовская А,Я. Новая история. Москва. 1999.
 
 
 
 
 
 

 

  Содержание

  План…………………………………………………………………………....2

  Начало  Реформации и её дальнейшее развитие в Германии………..........3

  1. Условия выдвижения Германии в авангард Реформации в Германии.................................................................................................3
  2. Влияние учения Мартина Лютера на развитие Реформации в Германии………………………………………………………….…......4
  3. Лютеранская церковь……….……………………………………...…...8

  Список  литературы………………………………………………………….10 

Информация о работе Лютеранство