Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:43, реферат
Центром Реформации стала Германия, которая была раздроблена на множество мелких государств, часто враждовавших между собой. Германия в большей степени, чем другие страны Европы, страдала от произвола князей церкви и поборов в пользу папы. Многие архиепископы и епископы были независимыми князьями, крупными землевладельцами, собственниками ремесленных мастерских, чеканили свою монету и имели войска. Священнослужители больше заботились об улучшении собственного земного существования, а не о спасении душ верующих. Князья и горожане были возмущены тем, что католическая церковь выкачивает деньги из страны. Рыцари с Завистью смотрели на церковные богатства. Люди малого достатка страдали от церковной десятины, дорогостоящих церковных обрядов
Условия выдвижения Германии в авангард Реформации.
Влияние учения Мартина Лютера на развитие Реформации в Германии.
Лютеранская церковь.
Реферат
по истории
протестантизма в России
на тему:
«Лютеранство»
План:
Начало реформации и ее дальнейшее развитие в Германии.
1.Условия выдвижения Германии в авангард Реформации.
Центром Реформации стала Германия, которая была раздроблена на множество мелких государств, часто враждовавших между собой. Германия в большей степени, чем другие страны Европы, страдала от произвола князей церкви и поборов в пользу папы. Многие архиепископы и епископы были независимыми князьями, крупными землевладельцами, собственниками ремесленных мастерских, чеканили свою монету и имели войска. Священнослужители больше заботились об улучшении собственного земного существования, а не о спасении душ верующих. Князья и горожане были возмущены тем, что католическая церковь выкачивает деньги из страны. Рыцари с Завистью смотрели на церковные богатства. Люди малого достатка страдали от церковной десятины, дорогостоящих церковных обрядов.1
Особое возмущение вызвала продажа индульгенций – папских грамот об отпущении грехов. Папе Льву X потребовалось много денег на строительство базилики собора Святого Петра в Риме, одного из великолепных памятников эпохи Возрождения. В 1514 году он объявил о всеобщем прощении грехов и выпустил большое количество индульгенций. Папу поддержал архиепископ Бранденбургский, известный так же как покровитель деятелей искусства. Для торговли индульгенциями он нанял доминиканского монаха Тетцеля.
Выполняя волю церковных
В XVI веке торговля индульгенциями в католических странах, в том числе и в Германии, приняла совсем уж бесстыдный характер. Их продавали на каждом углу, особенно активно занимались этим монахи. Всюду, где было скопление народа – на рынках, на ярмарках в церквях. Предлагали они купить индульгенцию, заполнить её «на своё имя и обрести спасение души».3
Таким образом, в начале XVI века возмущение католическим духовенством и папой римским охватило широкие слои населения Германии. За Реформацию католической церкви выступали: значительная часть князей, широкие слои горожан, крестьянство.
Зарождению
Реформации в Германии также способствовало
ее особое положение среди других
стран, выражавшееся в раздробленности
страны на отдельные самостоятельные
княжества и нахождение во главе
некоторых из них духовных владык,
отсутствии сильной императорской власти,
способной защитить своих подданных, как,
например, во Франции.
2. Влияние учения Мартина Лютера на развитие Реформации в Германии.
На развитие Реформации в Германии и в целом в Европе повлияло учение Мартина Лютера.
В 1517 г. монах Тетцель начал продавать индульгенции недалеко от немецкого города Виттенберга. Он уверял, что покаяние не является необходимым для купивших индульгенцию и вызвал возмущение такой бесстыжей торговлей. 31 октября 1517 года профессор богословия Виттенбергского университета монах Мартин Лютер прибил к дверям университетской церкви своё обращение к верующим – «95 тезисов», направленных против продажи индульгенций. «Тезисы» сводились к следующему:
- нельзя отпускать грехи без покаяния, а покаяние требует внутреннего перерождения человека;
-
раскаявшийся получает
- лучше совершить доброе дело, чем откупиться;
- главное богатство церкви – не «копилка» добрых дел, а Священное Писание.
Через месяц о «Тезисах» Лютера знала вся Германия, а вскоре узнали папа римский и христиане других стран. День 31 октября 1517 года считается началом Реформации.4
Мартин Лютер (1483-1546) родился в семье крестьянина, ставшего шахтовладельцем. Как ни бедствовала вначале семья, отец мечтал дать сыну хорошее образование. Родители воспитывали мальчика очень суровыми методами. Он рос набожным ребёнком, постоянно думая о том, сколько добрых дел ему нужно совершить, чтобы умилостивить Господа.5
В 18 лет Лютер поступил в Эрфуртский университет. После окончания университета Лютер, к величайшему удивлению многих знакомых, ушёл в монастырь. Ему казалось, что толстые монастырские стены уберегут его от греха и помогут спасению души. Монашеский орден послал Лютера преподавать в университет. Вскоре он стал одним из самых учёных богословов Германии.6
После долгих размышлений Лютер пришёл к выводу, что ни прежняя церковь, ни папы, ни монастыри не нужны! Не нужен посредник между человеком и Богом! Именно в этом заключался смысл той реформы церкви, которую предложил Лютер. События, связанные с разрушением старой, католической церкви и созданием новых церквей в Европе, называют Реформацией, а её сторонников – протестантами.7
Папа Лев X первоначально не придал Значения событиям в Виттенберге. Однако идеи Лютера встретили широкую поддержку в Германии, где росло число недовольных действиями высшего духовенства и папы. Центрами Реформации становятся города, расположенные в них университеты.8
Действиями Лютера был нанесён сильнейший удар по авторитету и источникам доходов католической церкви. В острой полемике инквизиция угрожала Лютеру физическим уничтожением.9
В июле 1520 года папа отлучил Лютера от церкви и лишил его сана священнослужителя. Но Лютер в присутствии студентов Виттенбергского университета публично сжёг папскую грамоту и объявил об отлучении самого папы.10
Император Карл V, мечтавший создать мировую христианскую католическую державу, Реформацию встретил враждебно и встал на сторону папы. В 1521 году Лютер был вызван на императорский суд – съезд князей церкви в городе Вормсе.
Друзья Лютера, беспокоясь за его жизнь, предложили ему не ехать в Вормс. «Ожидайте от меня всего, но только не побега и не отречения. Я не убегу и не отречусь от своего учения, которое буду признавать до последнего дня» – так ответил своим сторонникам этот мужественный человек. И продолжил: «Если бы на дороге к Вормсу, стояли костры и их огонь доходил до неба и если бы в Вормсе было, столько чертей, сколько черепиц на крышах домов, то я и тогда бы поехал…»
По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа и он читал им проповеди.
Звёздным часом для него стал Вормский сейм. Толпы народа запрудили улицы и площади средневекового города, солдаты силой расталкивали толпящийся народ, чтобы продолжить Лютеру путь к ратуше, где происходило Заседание.11
Император потребовал от Лютера отречься от своего учения, но он отказался подчиняться папе и одобрить продажу индульгенций. Обращаясь к собранию, Лютер произнёс свои знаменитые слова: «Так как я убежден приведенными мной текстами Священного Писания и совесть моя во власти слова Божия, то я не могу и не хочу отречься, ибо нехорошо поступать против совести. На том стою и не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». Во время его речи из зала доносились возгласы одобрения.12
Император своим эдиктом объявил Лютера еретиком, подлежащим аресту, и запретил распространение его учения. Лютер на съезде отверг обвинения и нашел поддержку у крупных князей. Значительная часть верующих в Германии также поддерживали учение Лютера. Они были едины в стремлении избавления от духовного гнета и поборов церкви, в секуляризации её земель и других богатств.13
После суда многие думали, что Лютера ждет судьба Яна Гуса. Но саксонский князь Фридрих помог ему бежать, укрыл в одном из своих Замков, где Лютер жил под именем рыцаря Георга и переводил на немецкий язык Библию и другие религиозные тексты. Пока Лютер жил в замке, в Виттенберге и других землях началось ниспровержение католицизма.
Реформация началась. По дорогам Германии передвигались бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть не только пап римских, но и светских князей.
Лютер
не мог принять этих призывов. Он
резко выступил против своих вчерашних
сторонников и призвал князей
установить над церковью свою власть.14
3. Лютеранская церковь.
Мартин Лютер утверждал, что церковь и духовенство не выполняют роли посредника между человеком и Богом. Это вовсе не означает, что церковь не нужна, она просто должна быть другой.15
Сторонников и последователей учения Лютера стали называть лютеранами, а созданную им церковь – лютеранской. Она отличалась от католической церкви тем, что:
Во-первых, церковь по Лютеру, была наставницей людей в религиозной жизни;
во-вторых, Лютер считал, что крещение приобщает всех к церкви, а значит, и к священству. Поэтому священнослужители не должны отличаться от мирян (рядовых верующих) особыми качествами. Священнослужитель – это только должность, на которую можно избрать любого члена религиозной общины. Отменялось и монашество. Монахам было разрешено уходить из монастырей, создавать семьи и заниматься различной деятельностью;
в-третьих, у церкви не должно быть земель и имущества кроме того, что используется в богослужении. Земли у монастырей были изъяты, сами монастыри и монашеские ордена упразднены;
в-четвертых, во главе лютеранской церкви стояли правители – князья, их подданные становились лютеранами, богослужение велось на родном языке;
в-пятых, культ и обряды стали намного проще и дешевле, чем раньше. Из церкви убирали иконы, мощи святых, статуи.16
Если «добрые дела» у католиков служат цели всеобщего спасения, а праведники помогают в этом грешникам, то у лютеран вера могла быть только личной. Поэтому спасение верующего становилось теперь его индивидуальным делом. Посредником между человеком и Богом провозглашалось Священное писание, через которое верующий открывал для себя божественные истины.17
Такое учение вполне отражало и интересы князей. Под лозунгом церковной реформы стал происходить захват монастырских земель.
В 1529 году Карл V запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово «протестант». Реформаторов церкви стали называть протестантами.18
Список литературы
Содержание
План………………………………………………………………
Начало Реформации и её дальнейшее развитие в Германии………..........3
Список
литературы……………………………………………………