Личные сервитуты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

Личными сервитутами считались пожизненные права пользования чужой вещью. Основными видами личных сервитутов были: ususfructus, usus, habitatio, operae servorum vel animalium.
Ususfructus – самое обширное право пользования чужой вещью.

Работа содержит 1 файл

кр римское право.docx

— 28.67 Кб (Скачать)

Личные сервитуты

Личными сервитутами считались  пожизненные права пользования  чужой вещью. Основными видами личных сервитутов были: ususfructus, usus, habitatio, operae servorum vel animalium.

Ususfructus – самое обширное право пользования чужой вещью.

Уполномоченный назывался  узуфруктуарием и мог пользоваться как самой вещью (uti), так и извлекать из нее плоды (frui), не повреждая и не изменяя самой вещи - ususfructus est ius alienis rebus utendi iruendi, salva rerum substantia (D. 7.1.1). Узуфрукт является правом пользования и извлечения плодов из чужих вещей при сохранении в неприкосновенности их хозяйственного назначения. Имеющий это право должен был пользоваться вещью, как подобает хорошему хозяину - doni viri arbitratu - и соблюдать все правила пользования (D. 7.1.13.4. сл.). Пользователь становился собственником естественных плодов с момента сбора их - регсерtio. Пока действовал узуфрукт, собственник не имел права на доходы от вещи, и его собственность была голой - nuda proprietas. Он мог передать право собственности другому лицу, заложить или обременить ее другим сервитутом, но так, чтобы от этого не пострадал узуфрукт. Предметами узуфрукта могли быть вещи, пользование которыми возможно было без потребления или уничтожения их (хотя это правило не всегда выдерживалось).

Узуфруктуарий (имеющий право узуфрукта) мог принимать определенные обязанности, установленные формально устными договорами - stipulatio. Он должен был заботиться о поддержании постоянной доходности вещи, обращаться с ней заботливо и охранять от повреждений. Все затраты на вещь нес узуфруктуарий, в том числе повинности и подати (D. 7.1.65). При возвращении вещь должна была быть в состоянии, годной для дальнейшего правильного пользования ею. В обеспечение выполнения этих обязанностей, а также возвращения предмета узуфрукта после смерти узафруктуария было введено преторское обеспечение путем стипу-ляции - cautio usufructuaria (D. 7.9). Исключение из этой обязанности делалось для узуфрукта отца над имуществом сына.

Узуфрукт мог принадлежать в идеальных долях нескольким лицам. Могло существовать и пользование  одной какой-либо определенной частью, при общей собственности на все  ее другие части - partes pro indiviso, ususfructus (D. 7.1.5.49). Это - единственный сервитут, при котором допускалось такое деление. Как чисто личный сервитут узуфрукт не подлежал ни наследованию, ни отчуждению, однако, осуществление личного пользования (но не права) могло быть отчуждено (D. 23.3.66; D. 7.1.67). Со смертью узуфруктуария ususfructus прекращался и наследники были обязаны собственнику возвратить предмет пользования.

Dominus fructuario praedium, quod ei per usumfructum serviebat, legavit, idque praedium aliquarndiu possessum legatarius restituere filio, qui causam inofficiosi testamenti recte pertulerat, coactus est: mansisse fructus ius integrum ex post facto apparuit(D. 7.1.57). - Собственник отказал плодопользоватвлю участок, который служил ему узуфруктом, но отказополучатель был вынужден возвратить этот самый участок, которым он провладел некоторое время, сыну [умершего], который правильно провел процесс о нарушающем обязанности завещании; оказалось, однако, из последующих фактов, что право извлечения плодов сохранилось в неприкосновенности.

Сервитутами назывались права  пользования чужой вещью, которые  устанавливались или для создания определенных выгод при эксплуатации определенного земельного участка  или в пользу определенных лиц. Слово  servitus означало собственно "рабство вещи", "служение ее", т.е. такое отношение, при котором вещь, участок - praedium serviens - служил не только своему собственнику, но и использовался для экономических выгод соседнего господствующего участка - praedium dominans, следовательно, для выгод собственника последнего. Права последнего на служащую вещь тоже назывались сервитутами. Затем термин servitus был распространен на целый ряд сходных отношений.

Собственник служащей вещи был обязан или воздерживаться от определенного воздействия на нее, какое он оказывал бы на свою вещь, если бы она была свободна от вещных прав другого лица - servitus, quae in non faciendo consistit - сервитут, который состоит в воздержании от действия: собственник участка обязуется не строить зданий выше определенной высоты, или терпеть - pati - действия другого лица по отношению к вещи, которые собственник мог бы устранить, если бы вещь не была обременена сервитутом - servitus, quae in patiendo consistit, который состоит в допущении, например, собственник участка обязуется допускать скот соседа к водопою. К положительным действиям сервитут обязывать не мог. Однако римское право знало один сервитут - несения тяжести надстройки, при котором на собственнике обремененного участка лежала обязанность производить ремонт и восстановление опоры – servitus oneris ferendi. Хозяин обязанного сервитутом участка должен был постоянно держать его в состоянии пригодности, чтобы поддерживать строение, собственнику которого принадлежал сервитут.

Etiam de servitute, quae oneris ferendi causa imposita erit, actio nobis competit, ut et onera ferat et aedificia reficiat et Callus putat non posse ita servitutem imponi, ut quis facere aliquid cogeretur, sed ne me facere prohiberet... sed evaluit Servi sententia, in proposita specie ut posit quis defendere ius sibi esse cogere adversarium reficere parietem ad onera sua sustinenda. Labeo autern hanc servitutem non hominem debere, sed rem, denique licere domino rem derelinquere scribit (D. 8.5.6.2). – Нам также принадлежит иск о сервитуте, который будет установлен для несения тяжести, чтобы [обязанный] и тяжесть поддерживал и здания ремонтировал... и Галл полагает, что нельзя устанавливать сервитут с тем, чтобы кто-либо обязывался что-нибудь делать, но чтобы не воспрещал мне действовать... но в предложенном случае возобладало мнение Сервия, что может кто-либо защищать принадлежность ему права принудить противника ремонтировать стену для поддержания тяжести своего строения. Однако Лабеон написал, что этот сервитут обязывает не лицо, а вещь, так как собственнику дозволено и бросать [совсем] вещь.

Более ограниченный вид представляет usus – право только личного пользования вещью, без права на плоды (иногда, впрочем, и право на плоды, но лишь в пределах личных нужд, без права их продавать).

Habitatio – право жить в чужом доме.

Operae servorum vel animalium – право личного пользования трудом чужого раба или животного. Нормы относительно личных сервитутов вырабатывались римскими юристами, главным образом, в связи с толкованием завещательных распоряжений (отказов) и носят на себе следы т. н. favor testamenti

Сервитут есть всегда право  на чужую вещь. Так как в своей  собственной вещи соединяются для  собственника все нормы пользования  ею, то выработалось основное положение  nemini res sua servit - никому не служит собственная вещь (D. 8.2.26), т.е. не может быть сервитута на свою вещь.

 

 

Замена лиц в обязательстве

    В древнем римском праве обязательственные правоотношения рассматривались как строго личные отношения между кредитором и должником. Поэтому считалось недопустимым вступать в обязательственные отношения, пользуясь услугами представителя или заключать договор в пользу третьего лица (с возложением обязательств на третье лицо). Обязательство вначале считалось абсолютно непередаваемым, т.е. запрещался переход как права требования от кредитора к другому лицу, как и замена одного должника другим. С развитием товарно-денежных отношений отмеченные ограничения были сняты, появилось представительство и замена лиц в обязательстве.

 

Переход обязательства  по наследству

   В период расцвета римского права переход обязательства по наследству стал общим правилом. Он заключался в переходе праве требования кредитору или обязанности должника в связи с их смертью на наследников. Под это правило не подпадали лишь отдельные виды договоров, такие которые были связанны с личными действиями сторон.     Так, подлежал прекращению договор поручения в связи со смертью одной из сторон, если к его исполнению поручаемое лицо еще не приступало.

 
Цессия

  Замена в обязательстве кредитора (при его жизни) называлось цессией. В классический период было установлено, что кредитор, передав свое право требования, уведомлял об этом должника.

 
   В цессии фигурировали кредитор (цедент) и лицо, которому кредитор уступал свое право (цессионарий). Уведомление влекло за собой освобождение должника от платы первоначальному кредитору (цеденту). Несмотря на платеж, обязательство должника не погашалось, новый кредитор имел право требовать от должника платежа. Должнику же в этом случае предоставлялось только право требовать от первоначального кредитора возврата полученной суммы.

 
   Не допускалась цессия прав, связанных неразрывно с личностью кредитора. Например, было запрещено переступать алиментные обязательства, иски о личной обиде и т.п. Запрещалось так же право переуступки прав, по которому был уже предъявлен иск; не допускалась цессия в пользу более влиятельных лиц.

 

Перевод долга

    В римском праве допускалось замена одного должника другим. Такая замена допускалась лишь с согласия кредитора. И это было справедливо, ибо новое лицо - должник мог оказаться неплатежеспособным, недобросовестным и т.д.

 
   Перевод долга осуществлялся в форме новации, т.е. путем заключения нового договора между кредитором и новым должником.

 

Наследование  по закону

   Если собственник не оставил завещание, которым определена судьба принадлежащего ему имущества, на случай его смерти, то это имущество переходило к лицам, указанным в законе XII таблиц. Наследование по закону происходило всякий раз, когда из-за отсутствия завещания оно всецело определялось порядком, закрепленным в нормах действующего права.

   Наследниками по закону признавались лица, состоявшие в родстве с наследодателем.

   Римляне различали агнатское родство, основанное на общей подвластности, и когнатское родство, основанное на общности по кровному происхождению. По мере разрушения патриархальных связей агнатское родство всё более вытесняется когнатским, а в последствии и вовсе выходит из употребления. Цивильное право подразделяло законных наследников на три очереди:

-Свои наследники, которые  входили в семью родственников,  а получив наследство, продолжали  обладать имуществом, которое и  раньше было в сфере данной  семьи. Своими считались наследники, становившиеся в результате смерти  наследодателя юридически самостоятельными  лицами.

-Агнаты - это лица, которые  в прошлом были связаны с  наследодателем отношениями подвластности.  Если имелось несколько агнатов,  то к наследованию призывался  ближайший , то есть стоявший в кровном отношении к умершему ближе, чем прочие агнаты.

- Когнаты, то есть кровные  родственники умершего, а так  же бывший родственник вольноотпущенника  в качестве его патрона. Как  и во второй очереди, ближайший  когнат вытеснял более отдаленного.

   Аналогичных начал придерживалось и преторское право, хотя соотношение между агнатским и когнатским ему меняется в пользу родства когнатского.

  Претор различает уже не три, а четыре очереди законных наследников: - Свои наследники, а так же дети наследодателя, даже вышедшие из-под его власти как эмансипированные или в установленном порядке кем-либо усыновленные ( если ко времени смерти наследодателя они стали юридически самостоятельны ) - Патроны умершего вольноотпущенника, а так же все агнаты с вытяснением из них более отдаленных.

- Все кровные родственники  наследодателя, не далее шестой  степени родства .

- Переживший наследодателя  супруг ( в случае брака ).

  В Новеллах Юстиниана вообще не упоминается об агнатских родственниках, зато выделяются пять очередей законных наследников из числа когнатских родственников:

1. все нисходящие родственники  умершего.

2. все восходящие родственники, а так же родные братья и  сестры ( с условием что близкие родственники устраняют от наследования родственников отдаленных.

3. неполнородные братья и сестры умершего, то есть имевшего с наследодателем общего отца при разных матерях или общую мать, при разных отцах.

4. все прочие кровные  родственники без каких-либо ограничений.

5. переживший супруг.

  Под открытием наследства понимается наступление фактов, ввиду которых принадлежавшие собственнику имущество становится наследственным и может быть принято лицами, для которых оно в этом качестве предназначено. Нормы Римского права связывали открытие наследства со смертью наследодателя. Однако переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство.

   С точки зрения принятия наследства все наследники подразделяются на две категории: - Свои наследники, то есть проживавшие с наследодателем до момента его смерти и переход к ним имущества означало оставление этого имущества в той же семье. В связи с этим закон исключал возможность отказа от этого наследства.

- Все прочие наследники. Они именовались внешними и  посторонними, так как они находились  вне подвластности наследодателя  и не образовывали совместно  с ним единой семьи. Поскольку  переход к наследникам этой  категории выводил имущество  за пределы данной семьи, закон  обязывал их к принятию наследства. Поэтому они именовались добровольными. Претор признавал наследников принявшими наследство, если они обращались с просьбой о вводе их во владение наследственным имуществом. Уложение Юстиниана для принятия наследства считало достаточным простое заявление воли, совершенное путем подачи магистрату соответствующего письменного заявления.

   Наследник считался принципиально ответственным за долги наследства неограниченно, как за свои собственные. Избежать этого он мог только посредством непринятия наследства, если его пассив превышает актив. В праве Юстиниана было установлено, что если наследник не позднее трёх месяцев после открытия наследства произведет опись и оценку наследуемого имущества, то ответственность наследника по долгам наследства ограничивается размерами актива наследства. При этом принятие наследства приводило к слиянию имущественных масс наследника и наследодателя, теперь кредиторы как наследника, так и наследодателя могли искать удовлетворение из всего объединенного имущества.

Информация о работе Личные сервитуты