Личность Петра Первого и борьба за власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:52, реферат

Описание работы

Петровское время относительно хорошо изучено русскими историками. Вряд
ли есть такая тема русской истории XVIII века, освященная лучше.
Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого привлекали внимание
и историографов.

Содержание

Введение 3
1. Личность Петра Первого и борьба за власть. 4-7
2.Начало преобразований. Великое посольство. 7-10
3. Северная война и военные реформы. 10-14
4. Хозяйственные реформы Петра Первого. Восстание Булавина. 14-18
5.Административные преобразования1 18-21
6. Культура при Петре Великом 21-23
Заключение 23
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

история реферат.docx

— 58.33 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение                                                                                                                                              3

1. Личность Петра  Первого и борьба за власть.                                                                           4-7

2.Начало преобразований. Великое посольство.                                                                        7-10

3. Северная война  и военные реформы.                                                                                    10-14

4. Хозяйственные  реформы Петра Первого. Восстание  Булавина.                                        14-18

5.Административные  преобразования1                                                                                    18-21

6. Культура при  Петре Великом                                                                                                21-23

Заключение                                                                                                                                        23

Список используемых источников                                                                                                 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Пока светит солнце и вертится  земля, будет весенняя капель  и половодье

проснувшихся  рек. Пока жива Россия,  не  умолкнут  споры  о  Петре  Великом,

начатые  еще  его   современниками.   Стрельцы   и   петровские   гвардейцы,

старообрядцы  и синодальные чиновники, старое боярство и новая  знать  -  все

они соответственно  будут  искать  в  Петре  то  "царя-анархиста",  то  отца

отечества. Затем эти споры продолжат  и  углубят  западники  и  славянофилы,

"государственники" и анархисты, монархисты  и   социалисты...  Причем  каждая

сторона по-своему права,  но  права  односторонне,  наполовину  относительно

истины.  Истина  же  в  противоречивости   самого   царя   и   его   реформ,

неоднозначности его дела, сочетания доброго и  злого, государственного  блага

и народного  страдания.

      Петровское время относительно  хорошо изучено русскими историками. Вряд

ли  есть  такая  тема  русской  истории  XVIII   века,   освященная   лучше.

Противоречивые  оценки личности и деяний Петра Великого  привлекали  внимание

и историографов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Личность Петра  Первого и борьба  за власть. 

Петр  Великий, первый сын  царя  Алексея  Михайловича  от  его  второго

брака с Натальей Кирилловной  Нарышкиной,  родился  30  мая  1672  года.  На четвертом году он осиротел, так  как  царь  Алексей  Михайлович  умер.  Петр остался на попечении матери. Первоначальное воспитание,  какое  он  получил, не отличалось от воспитания, вообще дававшегося царевичам.

Веной 1682 года скончался царь Федор, и Петр был избран  царем  помимо старшего брата царевича Ивана Алексеевича, которого признали  неспособным  к правлению. Партия родственников первой  жены  царя  Алексея  -  Милославских возмутила в защиту прав обойденного царевича  стрельцов.  Стрельцы  сбросили на копья представителей партии Нарышкиных. Царями были признаны оба брат,  а Софья провозглашена правительницей. Петр присутствовал  при  этой  сцене  на Красном  крыльце и был спокоен. Однако она не  прошла  для  него  бесследно. Для него не было впоследствии ничего  ненавистней  стрельца.  Может  быть  и старина сделалась для Петра так ненавистна, потому  что  связывалось  в  его

представлении с её защитником - стрельцом, сбрасывающим на копья его  родных и близких. События 1682 года принудили царицу Наталью удалиться с  детьми  в подмосковное село Преображенское, летнюю резиденцию  царя  Алексея.  Учебные занятия Петра были прерваны, остановившись на одной грамотности. Он  остался без внимательного присмотра. Скучая сидеть в тереме возле печальной  матери, он выбежал на улице села Преображенского,  где  нашел  себе  общество  детей придворных конюхов и  лакеев.  Из  этой  весёлой  компании  он  устроил  два потешных полка, с которыми  и играл в военные игры. В тоже время  страсть  к кораблю и мореплаванию захватывает Петра. Яуза  стала  ему  тесна.  Заведены были корабли на Переславском озере, а в 1693 году царь выпросился  у  матери в Архангельск, где впервые увидел настоящее море. Эти игры,  которым  придавался  Петр,  постройка  корабликов  вызывали много вопросов, приходилось вызывать одного, то другого немца из соседней  с Преображенским  Немецкой   слободы.   Петр   сделался   частым   гостем,   с удовольствием пировал с иноземными офицерами, купцами и  мастерами.  Слобода была  как  бы  маленьким  уголком  Европы.   Познакомившись   со   сведущими иностранцами, Петр понял свою отсталость и снова сел за книгу, стал  изучать

арифметику, геометрию, артиллерию и  фортификацию  под  руководством  Франца Тиммерлана.  В нем самом разгорелось  желание  самому  повидать,  как  живут люди на Западе, и вот в 1697 году  совершилось  небывалое  дело,  поразившее современников: царь уехал за границу. Снаряжено  было  посольство  к  разным западным государям, во главе которого стал ближайший друг Петра в  годы  его юности Франц Лефорт. К посольству примкнул и сам Петр инкогнито, под  именем Петра Михайлова

В 1682 году, вспыхнувший новый стрелецкий мятеж, вспыхнувший в  России в отсутствии Петра, заставил его прервать курс высшей школы и  поспешить  в Россию. Опять перед ним стоял образ стрельца-бунтаря, мешавший ему  учиться. Не удивляет после этого  жестокость,  с  которой  царь,  приехав  в  Россию, расправлялся со стрельцами. Стрелецкое  войско  было  уничтожено,  несколько сот стрельцов казнено.

Пробелы прерванного образования Петр потом  восполнял  в  течении  всей жизни. На печати, которой  он  запечатывал  отправляемые  им  из-за  границы письма, Петр вырезал девиз "Аз семь в  чину  учимых  и  учащих  мя  требую". Этому девизу Царь оставался верен до конца своих дней.

И современников, и потомков Петра будет поражать  необычайная  сила  и своеобразие его личности. Энергия и  разносторонность  сочетались  в  нем  с грубостью,  а  порой  и  жестокостью.  Целеустремленность,  трудолюбие  -  с пристрастием к пирушкам и забавам  весьма  низкого  толка.  Неприхотливость, простота в общении -  со  страшными  вспышками  ярости  и  рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к  знаниям,  особенно военным и техническим; его чисто «сухопутное» происхождение -  с  любовью  к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм  -  с  уважением,  а  в

молодости и с преклонением перед западной культурой.

Столь выдающаяся в ряду московских государей  личность  Петра  I служила как бы приметой времени.  Почти  столь  же  необычна,  хотя  и  явно меньше по масштабу, силе характера была фигура кн.  В.В.  Голицына  (1643 - 1714),  фаворита  Софьи,  видного государственного  деятеля и   дипломата, оказавшегося  волею  судьбы  одним  из  политических  противников  Петра  I.

Прекрасно образованный князь также был  реформатором  и  поклонником  Запада. Причем,  в  отличие  от  молодого  Петра,  он  имел  программу   радикальных преобразований,  включавшую  реформу  армии,  распространение   просвещения, включая отправку на учебу за границу, и даже отмену крепостного  права!  При активном участии Голицына было  отменено  местничество,  а  в  1686  г.  Был заключен «Вечный мир» с Польшей, по которому она  окончательно  отказывалась от Левобережной Украины, Киева, Смоленска, а  Россия  в  союзе  со  странами «Священной  лиги»  вступала  в   войну   с   Турцией.   На   этом,   однако, государственные свершения Голицына, практически, закончились. Два похода  на

Крым, осуществленные под его руководством  в  1687  и  1689  гг.,  оказались неудачными,  а  его   реформистские   планы   -   нереализованными.   Вместо утонченного книжника-идеалиста Голицына на авансцену ждавшей перемен  России вступил    Петр I, по выражению В.О. Ключевского, «царь-плотник»,  «работник на троне».

В  1689  г.  правление  Софьи  было  ликвидировано.  Ее   заточили   в Новодевичий монастырь,  а  Голицына  сослали  в  Каргополь.  И  хотя  власть перешла к Петру, государственным делам он по-прежнему  предпочитал  воинские игры. Последние постепенно теряли характер «забав». Из потешных  формируются регулярные иноземного строя  полки  (которые  в  дальнейшем  положат  начало русской  гвардии),  в  Архангельске   начинается   строительство   кораблей. Исподволь вызревает и политическая стратегия. Она  органически  соединила  в себе  наклонности  Петра,  его  одержимость  морским  и  военным  делом,   и объективные потребности страны, задыхавшейся в противоестественной  изоляции

от морских  путей, а, следовательно, - от широких  торговых и  иных  контактов с передовыми державами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Начало  преобразований. Великое  посольство.

      Петровские реформы – главный  нерв, ведущая ось  отечественной   истории XVIII века, берут свое начало в веке XVII. В этом бесспорном факте сходятся почти  все  историки  Петра,  по-разному,  однако,   «периодизируя»   начало преобразований. Так, А.  Г.  Брикнер  в  «истории  Петра  Великого»  склонен открывать счет им после путешествия царя в Западную Европу  в  1697  –  1698 гг., где, по его мнению, возник сам план реформ, и были собраны  необходимые сведения для их начала. Но уже С. М. Соловьёв в «Истории  России»,  а  затем «Публичных чтениях  о  Петре  Великом»  показал,  что  дело  обстояло  прямо наоборот: сама идея Великого посольства возникла  в  результате  и  в  русле начавшихся преобразований: требовались  иностранные  специалисты  и  русские кораблестроители для создания флота. С. М. Соловьёв, а за ним и  современный исследователь  Н.  И.  Павленко  считают  исходным  пунктом   преобразований

Азовские  походы1695 – 1696 гг. Как отмечает Н. И. Павленко, хотя эти  походы были направлены против традиционного  противника,  но  сопровождались  рядом нетрадиционных черт: использованием флота,  обеспечившего  победу  и  взятие Азова.

      Таким образом, по мысли историка,  походы  эти  переросли  роль  чисто военных кампаний, они  послужили  исходным  пунктом  реформ,  «они  повлекли строительство  воронежского  флота,  вызвали  начальные  меры  по   созданию регулярной  армии.  Оба  новшества  требовали  огромных  финансовых  затрат. Отсюда   городская   реформа   и   начало   изобретательской    деятельности прибыльщиков. Введена была и новая форма поощрения воинской доблести –  Петр учредил орден Андрея Первозванного. От перечисленных новшеств  рукой  подать до  преобразований  в  области   культуры,  прежде   всего   распространения образований  с  целью   обеспечения   армии   и   флота   квалифицированными специалистами». (Н. И. Павленко  «Петр Великий»).

      Характеризуя эти первые реформы,  автор останавливается, прежде  всего, на создании флота. Сама идея создания флота в сухопутной  стране  при  почти полном отсутствии традиций кораблестроения, а главное, денег в  казне,  была чрезвычайно  смелой,  обличая  в  царе  «человека   необычайной  энергии   и широкого кругозора, не промышлявшего о сиюминутных выгодах и  смотревшего  в отдаленное будущее». (Там же С. 94).

      Проблема выхода к магистральным  морским путям оставалась нерешенной, а союзники  России  (в  1697  г.   Россия,   Австрия   и   Венеция   заключили антиосманский союз) свертывали военные действия. С целью оживления  коалиции и расширения ее состава в  1697  г.  за  границу  было  отправлено  «Великое посольство».  В  него  входили  также   молодые   «валантиры»,   вызвавшиеся обучаться за границей морскому делу. Среди них под  именем  «урядника  Петра Михайлова» был и царь. Вдохнуть новую  жизнь  в  антиосманскую  коалицию  не удалось. Война с Турцией заканчивалась, а  европейские  державы  начали  уже готовиться  к  разделу  огромных  владений  угасающей   династии   испанских Габсбургов (1700 — 1713 гг.  на  континенте  полыхала  «война  за  испанское

наследство»). Однако «Великое посольство»  сыграло  немалую  роль  в  судьбе России. Петр познакомился  с  европейской  жизнью  и  получил  важные  уроки дипломатии,  а  также  навигации  и   кораблестроения.   Было   нанято   672 иностранных специалиста — офицеров,  моряков,  кораблестроителей,  врачей  и т.д. Наконец, встреча на обратном  пути  с  польским  королем  и  саксонским курфюрстом Августом II,  фактически,  положила  начало  новому,  теперь  уже антишведскому Северному союзу. В 1699 г. он был заключен Россией,  Саксонией и Данией. Летом 1698  г.  посольство  было  прервано  полученным  из  Москвы

Информация о работе Личность Петра Первого и борьба за власть